Наталья Николаевна Шаульская
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие в Волшебную страну» с детьми 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №3 «Огонек»
Конспект
коррекционно-развивающего занятия «Путешествие в Волшебную страну»
с детьми 5 лет.
Составила: педагог-психолог
МКДОУ д/с № 3 «Огонек»
Шаульская Н. Н.
2016 г.
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие в Волшебную страну» с детьми 5 лет.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Путешествие в Волшебную страну“ с детьми 5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
ОО: социально-коммуникативное развитие
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художечственно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Коррекция детских страхов и тревожности, развитие эмоциональной сферы через использование приемов и методов сказкотерапии.
Задачи:
• Обучение управлению своими эмоциональными состояниями;
• Развитие творческого воображения;
• Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи);
• Развитие волевого поведения;
• Развитие умения соморегуляции;
• Воспитание позитивных качеств характера (взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремленность, эстетические потребности личности);
• Преодоление страхов;
• Создание положительного эмоционального настроения в группе;
• Сплочение детского коллектива.
Предварительная работа: слушание и обсуждение коррекционных сказок («Обиженный одуванчик», «Как слоненок мне помог справиться с грустью» и т. д., прорисовывание детских страхов, рассматривание ситуативных картинок («Мальчик плачет, ему сломали машинку», «Девочка радуется пришедшим к ней в гости подругам» и т. д., снятие мышечного напряжения через использование релаксации, психогимнастики, игр и этюдов на снятие тревожности у детей.
Словарная работа: «грусть», «страх», «злость», «обида», «радость», «удивление», эмоция, настроение.
Методы и приемы: проблемный, словесно-логический, игровой, практический, продуктивный; пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей.
Развивающая предметно-пространственная среда : ИКТ, магнитофон, книга со сказкой, картинки с изображением настроения людей «грусть», «страх», «злость», «обида», «радость», «удивление», цветное изображение Бабы Яги и медвежонка, черно-белые картинки Бабы Яги, цветные карандаши, магнитная доска, большой лист для релаксации.
Целевые ориентиры:
• Умеет преодолевать свой страх
• Умеет регулировать свое поведение
• Положительный эмоциональный настрой в группе
• Умеет четко и правильно выражать свои мысли
• Умеет делать выводы
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Педагог - психолог предлагает детям пройти в музыкальный зал, стать в круг, в центре которого зажигает свечу.
- Ребята, я рада вас видеть! Сегодня, мы с вами отправимся в Волшебную страну, в которой попробуем преодолеть наши страхи, контролировать свое поведение, распознавать эмоции. Хотите узнать как? А помогут нам, в этом, наши любимые сказки.
- Отправимся мы с вами в увлекательное путешествие, с помощью вот этой волшебной свечи. Это душа нашей группы, она согревает наши сердца и делает нас единым целым. Хотите узнать как? Называя друг друга ласково, передайте её по кругу. (Машенька, Димочка и т. д.)
Звучит сказочная музыка.
- Вот мы и очутились в волшебной стране.
2. Упражнение «Угадай эмоцию»
Цель: развитие творческого воображения, учить распознавать эмоциональные состояния.
- Ребята, мне так интересно, кто ваш любимый герой сказки? (Красная шапочка, Золушка, Кот в сапогах и т. д.)
-Какие эмоции они у вас вызывают? (веселые, радостные, добрые, хорошие, положительные).
-Я предлагаю посмотреть на картинку. Из какой она сказки? (картинка из сказки «Колобок»)
- Как вы считаете, какое чувство переживает Колобок (лиса) и почему?
Предполагаемые ответы детей:
- На этой картинке Колобок переживает чувство страха, т. к. лиса собирается его съесть.
-Колобок веселый, он поет лисе свою любимую песенку.
- Лиса радостная, потому что она вкусно поест.
- Посмотрите на следующую картинку. Что вы можете сказать об эмоциях Бабы и Деда?
Предполагаемые ответы детей:
- На этой картинке Баба радостная, т. к. собирается испечь Колобка.
- Дед грустный, он очень хочет есть.
- А вам интересно, что думаю я? (да). Дед радуется, потому что Баба испечет его любимое блюдо.
- А эта картинка из какой сказки? (Эта картинка из сказки «Три медведя»)
- Как вы думаете, какие эмоции испытывают медведи?
Предполагаемые ответы детей:
- На этой картинке медведи злые, потому что они увидели сломанный стул, съеденную кашу.
- На этой удивленные, когда они пришли домой, то увидели в своей кровати спящую девочку.
- Молодцы, ребята! Мы с вами угадывали эмоции героев сказок, а теперь, я буду показывать картинки с изображением людей в различных настроениях, а вы определите его и по команде: «Раз, два, три, настроение покажи!» изобразите с помощью мимики, жестов.
3. Игра «Раз, два, три, настроение, покажи!»
Цель: учить распознавать эмоциональные состояния.
Грустное
- Как Вы думаете, какое настроение сейчас у девочки? (у девочки грустное настроение, у нее опущена голова и плечи, руки и ноги скрещены).
- Раз, два, три, настроение покажи! (дети изображают на лице настроение)
Радостное
- А у этой девочки, какое настроение? (у этой девочки радостное настроение, она улыбается)
- Раз, два, три, настроение покажи! (дети изображают на лице настроение)
Испуганное
- Хотите посмотреть следующую картинку? (да). Что вы скажете, о выражении лица этого мальчика, какое у него настроение? (мальчик испуган, лоб и брови нахмурил, рот открыл, сейчас закричит от страха). Правильно. Готовы продолжить игру? (да, готовы)
- Раз, два, три, настроение покажи! (дети изображают на лице настроение)
Злое
- Как вы думаете, этот мальчик добрый? (нет, этот мальчик злой, потому что он сжал руки в кулаки, стиснул зубы)
- Раз, два, три, настроение покажи! (дети изображают на лице настроение)
Обиженное
- Глядя на выражение лица мальчика, какое у него настроение? (мальчик обиделся, у него опущены уголки губ, на глазах слезы)
- Раз, два, три, настроение покажи! (дети изображают на лице настроение)
Удивленное
- Посмотрите внимательно на лицо этого мальчика, как вы считаете, какое у него настроение? (у мальчика широко открыты рот и глаза, он удивился увидев крота).
- Раз, два, три, настроение покажи! (дети изображают на лице настроение)
- Какие вы молодцы! Настоящие артисты!
4. Игра «Ниточка – иголочка».
Цель: формирование коммуникативных навыков.
- Мне кажется, что нам пора разомнемся. Согласны? Станьте в колонну. Кладем руки на плечи впереди стоящего участника.
Стоящий первым, - «иголочка». Он ведет колонну, а все остальные – «ниточка». Все движения выполняем дружно, чтобы наша «ниточка» не порвалась. Скорость движения колонны зависит от частоты ударов в бубен. Вы готовы? (да). Начали.
- Наша «ниточка» не порвалась, вы настоящая команда!
5. Упражнение «Боремся со своими страхами».
Сказка «Медвежонок и Баба Яга»
Цель: преодоление страха сказочных персонажей, ночных кошмаров.
Я сейчас, ребята, я предлагаю послушать сказку «Медвежонок и Баба Яга».
Как-то раз в сказочном лесу, где растут высокие деревья, поют птички, гулял Медвежонок. Он спешил в гости к своим друзьям, но, обойдя весь лес, ни кого не смог найти. Вдруг с ветки дерева к Медвежонку спрыгнула Белочка и спросила: «Ты ищешь своих друзей? Я знаю, где они сейчас, - их спрятала Баба Яга. Если ты найдешь Бабу Ягу, тогда ты сможешь помочь своим друзьям».
Медвежонок не очень-то обрадовался этим словам. «Как же я встречусь с Бабой Ягой она такая страшная, она может меня съесть», - подумал Медвежонок, и от этого ему стало совсем плохо.
Но тут, медвежонок понял, что если он не спасет своих друзей – этого не сделает ни кто. Надо побороть свой страх и идти к Бабе Яге». И он пошел.
Вот за деревьями показалась избушка, на крыльце которой сидела бабушка. Медвежонка охватил жуткий страх, и он спрятался за кустами. «Эта бабушка – Баба Яга, она такая злая. Со мной может произойти что-то ужасное», - думал Медвежонок. Но затем он вспомнил про друзей. «Нет, так дело не пойдет, надо прогнать свой страх», - сказал себе Медвежонок, собрал все свои силы и направился к сидящей на крыльце Бабе Яге.
- Разве ты меня не боишься? Ведь я могу сделать с тобой все что угодно! – прошептала она, скрипя ужасными желтыми зубами.
- Я хочу помочь своим друзьям. Зачем ты их спрятала? – спросил Медвежонок.
- Они мне мешали спать своими шумными играми, - ответила Баба Яга.
- А что же ты сейчас не спишь, ведь в лесу тихо? – спросил Медвежонок, борясь со своим страхом.
- Не могу, - грустно всхлипнув, ответила Баба Яга, - все птички полетели утешать твоих друзей, а я без их песен уснуть не могу.
По лицу Бабы Яги стекла самая настоящая большая слеза. А за ней еще и еще. Медвежонку уже совсем не было страшно, ему стало жалко эту бабушку.
Он сказал ей: «Пойдем, отпустим моих друзей. И тогда птички снова прилетят к твоей избушке, и ты сможешь сладко засыпать».
- Ты храбрый и сумел побороть свой страх, я отпущу твоих друзей - вытирая слезы, промолвила Баба Яга и, кряхтя и постанывая, вошла в свою избушку.
А когда она вышла, Медвежонок увидел совершенно другую бабушку. На ней было красивое, цветастое платье, и она улыбалась. Теперь Баба Яга была совсем не страшной, а очень даже доброй.
И сразу же около избушки появились друзья Медвежонка, прилетели птички. Они стали танцевать и позвали в свой хоровод Бабу Ягу.
А Медвежонок думал: «Оказывается Баба Яга не всегда бывает злой и страшной. Иногда ей просто одиноко жить без друзей в лесу, и поэтому она злится и всех пугает. Я ее не боюсь, потому что теперь знаю, что Баба Яга на самом деле добрая и помогает другим. Я буду с ней дружить».
Вопросы:
- О чем эта сказка? (эта сказка о том, как медвежонок справился со своим страхом)
- В начале сказки каким был медвежонок? (медвежонок был трусливым и всего боялся)
- А в конце, что ему помогло побороть свой страх? (дружба, ради друзей, он не испугался и пошел к Б. Я. медвежонок смог увидеть в Б. Я. хорошие черты. Медвежонок понял, что свой страх к Б. Я, он придумал сам, на самом деле Б. Я оказалась доброй).
6. Упражнение «Конкурс художников».
Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок.
- Я предлагаю вам стать художниками, которые смогут сделать Бабу-Ягу доброй. К рисунку Бабы Яги необходимо пририсовать «добрые детали» : яркую шляпку, красивые платье, фартук, платок, яркие игрушки и все, что вы захотите.
- Баба Яга у нас получилась добрая. Вы замечательные художники! Виталик, как ты сделал Б. Я доброй? (я нарисовал ей красивый фартук)
-Маша, а как ты сделала Б. Я доброй? (нарисовала ей цветы)
- Вы знаете, каждый человек иногда чего-нибудь боится. В этом нет ничего плохого. Но если страхи появляются у вас слишком часто, то с этим можно и нужно бороться.
- Выберите картинки, которые на ваш взгляд самые страшные. Сейчас, я научу вас не бояться. Можно картинку зачеркнуть, сжать, разорвать и избавиться от своих страхов. Вы можете сделать, как вам нравиться.
-Какие вы храбрецы! Справились со своими страхами.
7. Игра «Стойкий оловянный солдатик».
Цель: формирование умения саморегуляции.
- Это еще не все. Я вас хочу кое-чему научить.
- Когда вы сильно возбуждены, расшалились и не можете остановиться и взять себя в руки, как говорят взрослые, вы можете представить себя стойким оловянным солдатиком. Встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы стойкие солдатики на посту, несите свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя.
Под звуки веселой музыки, вы будете двигаться, кому как нравится. Как только музыка остановится, сразу превращаетесь в стойких солдатиков. Готовы? (да, готовы).
- Раз, два, три, начало игры.
- Молодцы! Вы настоящие стойкие человечки, и самое главное – вы смогли стать спокойнее.
7. Релаксация «Сказочная музыка».
Цель: снятие мышечных зажимов.
- А теперь давайте отдохнем и послушаем сказочную музыку…
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и слушают звуки природы.
Педагог-психолог следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.
- Потянитесь, улыбнитесь, откройте свои глазки. Вот мы и снова в нашем детском саду.
8. Рефлексия.
- Итак, ребята, поделимся впечатлением о нашем путешествии? (Да. Мне очень понравилось путешествие в волшебную страну. Я хотел бы еще раз побывать в Волшебной стране и поиграть в интересные игры. Мне понравилась волшебная свеча, которая помогла нам попасть в Волшебную страну. Мне понравилась сказка про Бабу Ягу и медвежонка. Она помогла ему справиться со страхом.)
- Сравните себя с одним из героев сказок (У меня радостное на строение, как у Золушки. Я веселый, как Буратино. Я стал храбрым, как медвежонок. Я смелый, как храбрый заяц.)
- Ребята, посмотрите, у меня есть волшебная шкатулка, она кладезь мудрости, я в нее складываю все, что узнаю нужного и полезного для себя. Скажите пожалуйста, а что из нашего общения вам пригодится в жизни, что сложили бы вы, в эту волшебную шкатулку? (Игру «Стойкий оловянный солдатик», я научился управлять своим поведением. Я научилась разгадывать эмоции героев сказок. Я научился с помощью мимики и жестов показывать настроение. Я научился тому, как можно справиться со своим страх)
- Как можно справиться с страхом? Что можно сделать чтобы не бояться? (Нарисовать свой страх и зачеркнуть. Нарисовать свой страх и порвать рисунок на мелкие кусочки. Нарисовать свой страх и пририсовать веселые, добрые детали, как у Бабы Яги)
- Правильно, ребята, как говорится в одной мудрой пословице: «Чтобы страх победить, надо страх приручить».
9. Прощание. «Сплочение». - Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие, надеюсь вам оно очень понравилось!
- В заключение, давайте возьмемся за руки и скажем дружно «МЫ»! У нас все хорошо! Да следующих встреч.