Любовь Михайловна Гринюк
Сценарий педсовета «Мы знаем права ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий педсовета тема «Мы знаем права ребенка».
Цель: довести до сознания педагогов мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами.
Задачи:
Образовательные:
-обобщить знания педагогов о правах ребёнка.
-ознакомить педагогов с правами детей (Конвенция о правах ребенка);
Публикация «Сценарий педсовета „Мы знаем права ребенка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права детей. Сценарии развлечений
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
-формировать у педагогов понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говориться в конвенции;
-формировать систему правовых знаний;
Развивающие:
-совершенствовать умения педагогов работать в группах, слушать других и вести диалог, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения;
-развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом;
-развивать речь, внимание, педагогов.
Воспитательные:
-воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру;
- воспитывать правовую культуру педагогов и чувства причастности к международному мировому сообществу;
-воспитывать нравственные качества педагогов на примере художественной литературы, жизненных ситуациях.
Технология коллективного взаимообучения.
Методы:
Словесные
Наглядные
Частично-поисковый
Проблемные
Практические
Формы организации деятельности на занятии:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Оборудование:
•адаптированный текст Конвенции прав ребенка ;
•иллюстрации к сказкам с заданиями;
•буклеты для участников РМО
•памятка «Важные правила»
ТСО:
• компьютер (слайды – презентация)
• игра «Стань собой»
Права детей (Из Конвенции о правах ребенка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 7. Ребенок имеет право : на имя, на гражданство, право знать своих родителей.
Статья 7. Ребенок имеет право : на любовь и заботу. Любить своих детей и заботиться о соблюдении прав ребенка, прежде всего, обязаны родители.
Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
Статья 16. Каждый ребенок имеет право : на личную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну корреспонденции.
Статья 17. Ребенок имеет право : на доступ к информации и материалам из различных источников.
Статья 27. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Статьи 26-27. Ребенок имеет право на бесплатное, обязательное начальное образование
Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Сегодня я предлагаю вам не просто побеседовать о ваших правах и обязанностях, а поиграть, посоревноваться друг с другом. Для этого вы разделились на команды. Надеюсь, что работать вы будете дружно и слаженно. За каждый правильный ответ команды будут получать жетон, а в конце мы определим победителя.
Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, обратите внимание на таблицу, в которой представлен список потребностей 4-хмесячного ребенка и 14-летнего подростка.
(слайд 3)
Потребности 4-х месячного ребенка
Потребности 14-летнего подростка
1. имя
2. уход
3. медицинская помощь
4. питание
5. ласка, любовь
6. забота
7. защита
8. родители, семья
9. жилище
1. образование
2. друзья, общение
3. творчество
4. свобода слова
5. свобода мысли
6. поддержка родителей
7. собственность
(плюс потребности 4-х месячного ребенка)
Ответьте на вопрос: как с возрастом изменяются потребности ребенка? (Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше).
Так и с правовым статусом ребенка – права остаются те же, а обязанности и ответственность с возрастом возрастают.
Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах человека. Познакомимся с перечнем прав ребенка. Согласно определению, данному в Конвенции, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
Правовой статус ребенка – это его права, обязанности, ответственность от рождения до достижения совершеннолетия
Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно - тысячи лет назад. Тогда же появились Главные Вопросы: что могут делать люди и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?
Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях - написали другую книгу - «Конвенцию о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о правах. Чтобы стать полноправным членом общества. Нужно знать свои права.
Главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – сбросить его со скалы! А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым – помогать. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.
Основные права детей (слайд).
Гражданские права и свободы детей :
•право на имя и гражданство
•право на защиту жизни, чести, достоинства
•право на свободу мысли, совести и религии
•право на свободу выражения мнения.
Права детей в семье :
•право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание)
•право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей.
Права детей на выживание и развитие:
•право на жизнь
•право на достойный уровень жизни
•право на охрану здоровья
•право на получение медицинской помощи
Права детей на учебу и отдых:
•право на образование
.право на получение информации, способствующей всестороннему развитию
•право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества
Права детей на особую защиту:
•от любого вида опасности или насилия
•от похищения и торговли людьми
•от эксплуатации детского труда
•от злоупотребления наркотиками.
Основные права гражданина
Право на жизнь
Право на свободу и неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых и досуг
Право на образование
Право на медицинское обслуживание
Право на защиту чести и достоинства
Право на личную, семейную жизнь
Право на неприкосновенность жилища
Право на тайну переписки
Право на участие в политической жизни
Важнейшее право, которое имеют все дети на планете - право на жизнь.
Скажите, пожалуйста, друзья, благодаря кому вы появились на свет? (благодаря родителям)
А кто еще заботился о вас после рождения? Правильно, медицинские работники. Дети имеют право на охрану здоровья. А дети-инвалиды - на особую защиту и помощь.
«Ребенок имеет право на имя и гражданство»
После рождения вы получили первый в своей жизни документ - свидетельство о рождении.
У русского народа есть очень много пословиц, поговорок о семье, о доме, о Родине, о маме. Давайте назовем их.
Физминутка «Я люблю»
Все встают в круг.
- Тот, кто поймает мяч, расскажет что-нибудь о себе, начиная со слов «Меня зовут. Я люблю. Я хочу. Я мечтаю.».
Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый.
«Дети имеют право на образование».
Дети имеют право свободно развиваться духовно и физически, заниматься творчеством и искусством.
«Дети имеют право на защиту от пыток или другого жестокого, бесчеловечного обращения»
Посмотрите на иллюстрации и скажите, в каких сказках нарушались права героев? Какие права? («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Теремок», «Снежная королева», «Лисица и волк», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Федорино горе», «Приключения Буратино», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Морозко», «Кот в сапогах»)
В каких сказках не заботились о детях? («Золушка», «Хаврошечка», «Морозко»)
В каких сказках есть примеры любви к родителям, послушания? («Аленький цветочек», «Конек-горбунок», «Золушка», «Царевна-лягушка»).
Задание:
ответьте на вопросы к иллюстрациям.
1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Кто нарушает право?
Какое право нарушено в этой сказке?
а) право на жизнь
б) право на получение образования
в) право на владение имуществом
2. «Лягушка путешественница».
Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
а) право на свободное перемещение
б) право на неприкосновенность жилища
в) право на труд
3. «Лягушка путешественница».
Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право?
а) в пределах болота
б) в пределах страны
в) без ограничения
4. «По щучьему веленью».
1. Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке:
а) право на собственность
б) право на защиту от жестокого обращения
в) право на охрану здоровья
5. Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?
Какое право нарушил Емеля?
а) право на владение имуществом
б) право на свободу выражения мнения
в) право на защиту от жестоких, унижающих человеческое достоинство видов обращения
6. «Заяц и лиса»)
Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
а) право на жизнь
б) право на неприкосновенность жилища
в) право на справедливый суд
. Кто нарушает это право?
С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
7.- Какая сказка изображена?
"Заюшкина избушка".
- Кто попал в беду?
- в беду попал Заюшка.
- Что с ним случилось?
- Лиса выгнала Заюшку из его избушки.
- Что нарушила лиса?
- Право.
- А вот какое право нарушила лиса, мы узнаем, прочитав статью "Декларации".
Показываю карточку, на которой написано:
"Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища".
8. Да, у каждого должно быть свое жилище, и никто не может его отобрать.
- нора – зверя,
- гнездо - птица,
- дупло - белка,
- дом - человек,
- конура - собака,
- озеро - рыба.
9. В сказке "Кот, лиса и петух".
- Что лиса натворила на этот раз?
- Она украла петуха.
- Что она хотела с ним сделать?
- лиса хотела съесть петуха.
- И снова лиса нарушила право. Какое право лиса нарушила, мы узнаем, прочитав следующую статью "Декларации".
"Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу".
- Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу.
10. Вспомните, в каких еще сказках жизнь и свобода героев подвергалась опасности?
В сказках: "Гуси - лебеди", "Красная шапочка", "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Маша и медведь".
11. Кто бы мог написать вот такую жалобу? " У нас на птичьем дворе живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив. Что мне делать?"
- Как вы думаете, кто написал это письмо?
- Это письмо написал Гадкий утенок.
- Почему жители птичьего двора его обижают?
- Потому, что он не похож на других.
- А кто пользовался особым авторитетом на птичьем дворе?
- Особым авторитетом пользовалась большая утка. У нее на лапке была красная ленточка.
- Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утенку?
- Нет, они нарушили право.
- Сейчас прочтем еще статью "Декларации". В ней написано:
"Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах. Все должны относиться друг к другу по - братски".
12. Мы поиграем в игру "Мир без тебя" и скажем утенку много добрых слов, чтобы ему было веселее. Я начинаю: "Мир без тебя был бы неинтересен, потому, что ты самый красивый:
(продолжают) самый добрый, милый, умный, вежливый, отзывчивый, ласковый.
Работа в группах.
1. Права человека
-Внимательно прочитайте задание, обсудите, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обоснуйте ответ.
Задание 1. Каждая война – это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. Какое право человека нарушается? (Право на жизнь)
Задание 2(.Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. О каком праве человека говорится? (Право на свободу и личную неприкосновенность)
Задание 3. Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь. На что мы имеем право в этом случае? (Право на защиту чести и достоинства)
Задание 4.
Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на … (Личную неприкосновенность)
Задание 5.
Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на … (Неприкосновенность жилища)
Задание 6.
Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
Балда из сказки А. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (Труд)
Задание 7.
Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (Владение имуществом)
Физкультминутка.
- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.
Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Команды отвечают по очереди.
Как это связано с правами человека
№ Что я делала сегодня?
Какие права я реализовала?
1. Ночью спала
Право на отдых и здоровье.
2. Завтракала, обедала, ужинала.
Право на здоровье
3. Смотрела телевизор.
Право на доступ к информации и СМИ
4. Сходила на работу.
Право на труд.
Давайте с помощью стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» постараемся разобраться с этим правом.
«Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
- Что такое плохо?»
Может быть, мы с вами, сегодня объясним этому ребёнку, что же это такое - хорошо и плохо
Давайте проверим все ли обязанности мы с вами перечислили:
Обязанности детей (слайд) :
Каждый ребенок обязан :
• слушаться родителей или лиц их заменяющих
• принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны
• получать основное общее образование
• соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
• уважать права и культурную самобытность других лиц.
Какую обязанность не выполнила девочка? (уважать права других людей)
Ответственность детей (слайд 10).
Каждый ребенок несет ответственность:
• перед своей совестью
• перед родителями или лицами их заменяющими
• перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.
Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:
• исключение из школы
• возмещение причиненного вреда
• уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.
С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность
Итак, давайте подведем итоги нашего разговора:
1. Какой документ защищает права детей? (Конвенция ООН о правах ребенка)
2. В Конвенции о правах ребенка перечислены только права. Это верно? (нет, также обязанности и ответственность детей)
3. В каком случае действительны ваши права? (Если не нарушаете прав права других людей)
4. Что порождает каждое право? (обязанность)
5. Какие права имеет человек в современном обществе?
6. Кто защищает наши права?
7. Какое же основное право есть у каждого человека, у каждого ребенка?
(Каждый имеет право на счастливую жизнь)
Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.
И в заключении педсовета предлагаю вам послушать стихотворение Расула Гамзатова «Каждый выбирает для себя» и поразмышлять, какой путь выбрали вы.