Короткова Ирина Валерьевна
Сценарий открытой ООД для детей подготовительной к школе группы «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
Уточнять знания детей о приметы осени, изменениях в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл);
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы;
Публикация «Сценарий открытой ООД для детей подготовительной к школе группы „По следам осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях;
Развивающие:
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Активизировать словарный запас по теме «Осень»;
Воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.
Планируемые результаты:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы.
Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи.
Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Материалы и оборудование: Видео с Машей, тайное письмо, рюкзак, карта маршрута, лупы, салфетки, фломастеры, баночки с водой, кусочки белой ткани сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие (крупные и мелкие разной формы, молоко, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, пищевой краситель.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по теме «Осень».
Ход образовательной деятельности
Вводная часть (3 мин).
Показ небольшого видео ролика про Машу.
Маша: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте!
Маша: Меня зовут Маша. Я очень люблю путешествовать и преодолевать разные препятствия. А это мой рюкзак! У меня в рюкзачке лежит письмо. Давайте вместе прочитаем его.
«Ребята! Оглянитесь по сторонам! Природа увядает! И чтобы вы не грустили вместе с ней, я придумал для вас интересные задания. Следуйте по стрелочкам. Справившись с заданием, вы найдете букву, и в конце пройденных испытаний вы соберете ключевое слово. И узнаете мое имя, как меня зовут. Приступайте! С любовью, ваш тайный друг».
(Создание проблемной ситуации.)
Воспитатель: Ребята, а мы поможем Маше?
Дети: Да
Основная часть (24 мин).
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. А дорогу нам укажет карта!
На карте изображен желтый лист, дети находят, берут листочек.
Воспитатель: Ой, а тут письмо с вопросами. Я буду читать – вы отвечайте.
• Ребята, а какое сейчас время года?
• Назовите приметы осени, которые определяют время года.
- день короче, а ночь длиннее;
- На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
- небо серое, хмурое;
- часто идут дожди;
- перелетные птицы улетают на юг;
- дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
- собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Вот и мы прошли первое испытание, а теперь мы отправляемся дальше в путешествие.
Воспитатель: Ребята мы справились с первым заданием. Под листиком дети находят первую букву О.
Ну, ребята отправляемся в путь по нашей карте.
Воспитатель с ребятами рассматривают карту и уточняют маршрут движения.
На карте изображен красный лист, дети находят, берут листочек.
Воспитатель: Когда я шла сегодня на работу, обратила внимание, что деревья стоят голые, без листьев.
А вы задумывались, почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Дети: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Исследование №1
Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос:
Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист?
Дети: Интересно
Воспитатель: А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Дети: воспользуемся увеличительным прибором — лупой. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами узнаем, как растения пьют воду на примере листочка из салфетки.
Подходим все к рабочему столу, берем листочки и погружаем их в стакан с водой. Бумага имеет волокнистое строение, которое напоминает строение стебля растений. Так же и у листьев вода принимает вогнутую форму, и стремиться подняться вверх по жилкам растений.
Вывод: Ребята, мы узнали какое строение у растений. У всех растений есть эти жилки, идущие вдоль стебля от корней к листьям. Именно с помощью этих сосудов растения поглощают воду и питательные вещества из почвы.
Воспитатель: Ребята мы справились с заданием.
Под листиком дети находят вторую букву С.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас на небольшую разминку.
«Осень»
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
На карте изображен зеленый лист, дети находят листочек.
Проблемный вопрос: «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью?
Дети: Им холодно.
Воспитатель: Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель: Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань.
Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод детей : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится жёлтым, оранжевым, красным или коричневым.
Воспитатель: Ребята мы справились и с этим заданием.
Под листиком дети находят третью букву Е.
На карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут листочек.
Исследование №3.
Эксперимент «Как листья опадают»
Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель: Пока лист летел, что вы заметили?
Дети: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился
Воспитатель: Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Воспитатель: Какие мы с вами молодцы, справились и с четвертым заданием.
Под листиком дети находят букву Н.
На карте изображен коричневый лист, дети находят лист, рядом с ним волшебный мешочек.
Дети садятся на ковер
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. Она забыла свой волшебный мешочек.
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главную волшебную кисточку. Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес. Ребята, а давайте тоже воспользуемся кисточками и узнаем, что раскрашивает волшебница.
Воспитатель: Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени.
Воспитатель: Давайте подойдем к нашему рабочему столу.
Исследование №4.
Дети подходят к столику, где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают, как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.
Воспитатель: Ребята посмотрите, как красиво, напоминает листопад?
Когда разноцветные листья, красные, желтые падают на землю.
Воспитатель: Вот мы с вами справились и с пятым заданием.
Под листиком дети находят букву Ь.
Заключительная часть (3 мин).
Воспитатель: Ребята вы нашли все листочки и прошли испытания.
Давайте теперь из наших букв соберем слово и узнаем кто же этот наш тайный друг.
Дети: это слово ОСЕНЬ.
Ребята наш тайный друг - это волшебница осень.
Показ видео.
«У вас все получилось, вы большие молодцы! Ураа!»
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня было такое увлекательное, познавательное путешествие.
Вам понравилось сегодняшнее занятие? А что именно понравилось? Что не понравилось? (Ответы детей).
Воспитатель: И мне сегодняшнее занятие очень понравилось. Вы хорошо работали, и я вам хочу подарить эти картинки для раскрашивания.