Светлана Васильева
Сценарий открытого урока музыки в 7 классе «Ритм»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Эльбарусовская СОШ»
Методическая разработка
открытого урока по музыке
на тему «Ритм»
(7 класс)
Составитель:
С. Г. Васильева, учитель 1 категории, участник муниципального конкурса «Учитель года-2005» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
2005 г.
Цель:
• формировать общее представление о ритме
• раскрыть тему урока, активизируя воображение, знания и умения учащихся
Задачи:
• Обучить учащихся воспроизводить ритм:
а) дирижируя маршевый ритм
Публикация «Сценарий открытого урока музыки в 7 классе „Ритм“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Учитель года
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
б) исполняя ритмический рисунок марша на шумовом инструменте
в) исполняя ритм мелодии вокализа
г) выполняя музыкально-ритмические движения
• Анализировать проявления ритма в природе, музыке, литературе, используя художественные образы
• Создать образ русского воина-освободителя в процессе активной творческой деятельности учащихся
План урока:
1. Организационная минута
2. Беседа «Многообразие ритма»
3. Урок литературы по теме «Хорей – двусложная стопа»
4. Урок музыки по теме «Размер»
5. Разбор музыкальных терминов:
- ритм
- размер
- акцент
6. Устная викторина по теме урока
7. Исполнение знакомых песен в ритме марша:
«Солдатушки, бравы ребятушки!»
«Пусть всегда будет солнце!»
8. Домашнее задание: разгадать кроссворд «Ритм»
Материал:
1. Музыкальный ряд:
• вокальные упражнения «Здравствуйте, ребята!». «Воет ветер»
• русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
• «Пусть всегда будет солнце!» /А. Островский - О. Высотская/
2. Дидактический ряд:
• буквы и цифры формата А-4
• карточки с цитатами о ритме
• планшеты 1, 2, 3
• карточки с домашним заданием
3. Оборудование:
• музыкальный центр
• аудиокассеты с записью музыкальных произведений
• камертон
• баян
• шумовой инструмент
4. Методы:
• беседа
• иллюстративно – объяснительный
• активный диалог
• сопоставление
• активная творческая деятельность
Содержание:
Эпиграф:
«Раскрыв глаза,
Гляжу на яркий свет
И слышу сердца ровное биенье
И этих строк
Размеренное пенье,
И мыслимую музыку планет.
Все ритм и бег»
Иван Бунин
Звучит марш «Прощание славянки». М. Блантер
Учащиеся входят в класс маршевым шагом.
У. поет:- Здравствуйте, ребята!
Ученики:- Здравствуйте!
Ученики поют вместе с учителем «Доброе утро». Музыка Д. Кабалевского.
У. :-. Давайте составим из этих букв слово, связанное с музыкой.
- Какая сегодня будет тема?
Ученики:- Ритм!
У. :- Молодцы! Запишите дату и тему. / Крепит букву» «Р» на доску, готовит планшет 1, камертон, шумовой инструмент. / Справиться с темой урока нам сегодня помогут литература, математика и музыка, искусство звуков.
Сегодня вы узнаете, что такое ритм, каким он бывает, научитесь ритмично петь, дирижировать, играть, двигаться в заданных ритмах.
Если подумать, ребята, ритм существует везде. Прочтите вслух слова Ивана Бунина о ритме. / У. показывает указкой на эпиграф, записанный мелом на доске. /
Ученики: Раскрыв глаза,
Гляжу на яркий свет
И слышу сердца ровное биенье,
И этих строк размеренное пенье,
И мыслимую музыку планет.
Все ритм и бег.
У. :- Ритм есть и внутри нас. Мы делаем вдох и что?
Ученики:- Выдох.
У. :- Ритмично бьется наше сердце. На смену дню приходит что?
Ученики:- Ночь.
У. :- День чередуется за… чем?
Ученики:- Днем.
У. :- В реке волна бежит за… чем?
Ученики:- Волной.
У. :- Бывают звуковые волны. Какой предмет изучает звук как природное явление?
Ученики:- Физика.
У. стучит по камертону. - Какой был звук: шумовой или музыкальный?
Ученики:- Музыкальный.
У. хлопает в ладоши. – А сейчас?
Ученики:- Шумовой.
У. :- Ритмично расположены рисунки на крыльях бабочки.
Вот как сказал об этом один мыслитель. Догадайтесь, кто бы мог так сказать: поэт, художник или, может быть, математик?
«Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии… Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и ассиметрия безобразны и вредны.» (Пифагореец Филолай.) Вот еще: «В ритме есть нечто волшебное, он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». Кто бы мог это сказать?
Ученики:- Поэт, музыкант и т. д.
У. :- Это сказал Иоганн Гете. Великий немецкий писатель.
Ритмично капает весенняя капель. Вы вошли в класс, ритмично шагая, чередуя шаги под музыку марша. Какие чувства вы испытали, когда
вошли в класс под музыку «Прощание славянки»?
Ученики:- Это была бодрая музыка. Хорошо под нее маршировать.
У. :- Как звучат эти строки? / читает текст вокального упражнения
Воет ветер, вьюга злится
«У-у-у! да у-у-у!»
Есть ли ритм в этих строках?
Ученики:- Есть.
У. :- Что чередуется в этих строках?
Ученики:- Слова.
У. :- Да. Сколько слогов в слове «воет»? / Пишет на доске схему хорея. /
Ученики:- Два.
У. : - В каком слоге есть ударение?
Ученики:- В первом!
У. :- Как называется двусложная стопа с ударением в первом слоге? Ямб или хорей?
Ученики:- Хорей.
У. :- Верно. Кто хочет разделить эту строку на слоги? Прошу вас к доске.
Что будет, если прибавим к этим строкам мелодию?
Ученики:- Песня.
У. показывает указкой на планшет 1 и поет упражнение «Воет ветер».
- Как вы думаете, сохранились ли ударения в песне?
Ученики:- Да.
У. :- В музыке ударение принято называть акцентом. Послушайте, как нужно акцентировать слова «воет» и «вьюга»./ У. играет на баяне и поет фрагмент упражнения в D-moll. / Повторите!
Ученики поют:- Воет ветер, вьюга злится:
«У-у-у! да у-у-у!»
У. / поет дальше /: - И снежинок рой умчится
В лес морозный поутру. Спойте вместе со мной!
Ученики поют с учителем.
У. :- Как нужно спеть, чтобы изобразить завывание вьюги: быстрее или медленнее?
Ученики: - Быстрее.
Учитель поет упражнение в быстром темпе в C-moll, указывая на планшет.
- Давайте повторим сначала до конца.
У. играет, а ученики поют в Ми-миноре.
У. :- Молодцы, ребята, вы хорошо спели! Какие слоги вы акцентировали: первые или вторые?
Ученики:- Первые.
У. / готовит планшет 2 / - Вот как пишется в нотах акцент.
/ Показывает указкой. / - В песне совпадают размеры - музыкальный и стихотворный. В мелодии мы так сохранили напевность стихотворения: чередовали акцентированные звуки со звуками без акцентов.
У. поет:- «Воет ветер», акцентируя каждый 1 слог.
Такой музыкальный размер называется двухдольным. Его принято записывать математической дробью 2 /4 / показывает на планшет 2 /.
Хорошо маршировать под двухдольный размер. Послушайте и угадайте, что звучит?
Звучит русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
Ученики:- Это строевая песня.
У. :- Да. Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили эту песню?
Ученики:- Потому что это маршевая песня.
- Потому что в этом году будет праздник.
У:- Ребята, какой будет праздник?
Ученики:- 60 лет Победе над фашистской Германией.
У. :- Правильно. Старинная солдатская песня ободряла дух наших воинов. Давайте споем ее в ритме марша.
У. играет на баяне, а ученики поют песню
«Солдатушки, бравы ребятушки»
- Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
- Наши деды – славные победы!
Вот где наши деды.
- Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
- Наши сестры – пики, сабли востры.
Вот где наши сестры.
- Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
- Наша слава – русская держава!
Вот где наша слава.
У. :- Молодцы! Хорошо прозвучала песня, ритмично.
Ритм можно не только услышать или спеть, но еще его можно сыграть или увидеть. / У. показывает на планшет 2 с записью нот в размерах 2/4, 3/4, 4/4. /
- Посмотрите на мои руки и представьте, что я – дирижер.
- Что показывает дирижер руками? Мелодию? Ритм? Размер?
Ученики:- Музыкальный ритм.
У. :- Да, с помощью музыкального размера. Посмотрите, как надо дирижировать в размере 2/4. / У. показывает на планшете 2, а потом дирижерскими жестами музыкальный размер 2/4. /
- Повторите.
- Давайте поиграем в игру «Дирижеры, музыканты, певцы».
- Вы теперь. 1 ряд, дирижеры. Вам надо будет дирижировать со мной 1 куплет вот так. / У. дирижирует по схеме двухдольного размера /.
У. включает аудиозапись песни «Служи, солдат!»
У. :- Хорошо! Вы, 2 ряд, теперь музыканты – барабанщики.
Вам надо будет сыграть вот так / отбивает с помощью ручки ритм и считает вслух: раз! два! три! четыре!
- Какую долю надо выделить?
Ученики:- Первую!
У. :- Правильно. / У. дирижирует в соответствующем размере. /
- Теперь будем певцами и споем другую песню. / У. играет начало песни «Пусть всегда будет солнце» А. Островского. /Ученики поют песню.
У. :- Сейчас мне нужен один дирижер, один музыкант и один солист. / У. выбирает трех учеников. / - Прошу вас к доске. Давайте споем еще раз 1 куплет.
У:- Ребята, вы сегодня замечательно пели, маршировали и дирижировали под разную музыку. Какие песни мы сегодня исполнили?
Ученики называют исполненные песни.
У. :- А что общего между этой музыкой?
Ученики:
-
Все они звучали в ритме марша.
- Ритм – это «сердце» музыки.
- Без ритма не бывает музыки и поэзии, дня и ночи, времен года
- Все на свете подчиняется ритму.
У. :- Молодцы, ребята! Вы правильно поняли, что такое ритм.
Давайте запишем домашнее задание. Это будет творческое задание. Учитель раздает карточки с кроссвордом на тему «Ритм».