рида габдрахманова
Сценарий ООД в ОО «Речевое развитие» на тему «Звук [З] и [З’]. Буква З» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №5 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Сценарий организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел: «Развитие речи. Основы грамотности»
Тема: «Звук З и ЗЬ. Буква З»
возрастная группа : подготовительная к школе группа
Воспитатель: Габдрахманова Р. Х.
Туймазы – 2022
Публикация «Сценарий ООД в ОО „Речевое развитие“ на тему „Звук [З] и [З’], Буква З“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Сценарии развлечений с буквами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Образовательные задачи:
Формировать умение произносить звуки [з], [зь] (артикуляция, анализ); дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости.
Совершенствовать звуковой анализ и умение соотносить схему и звук, умение делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом по схеме.
Развивающие задачи :
Развивать мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение слушать своих товарищей.
Интеграция областей. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Демонстрационный материал: картины на З и ЗЬ схема предложения, набор для звукового анализа.
Раздаточный материал: схема предложений, пенал с набором для звукового анализа
Организационный момент
В гости приехали толстые внуки (надуваем щёки,
С ними худые лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцеловать они всех потянулись. (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись, в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы. (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи. (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим. (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы и рот прополощем. (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,
И самоваром пыхтим что есть мочи. (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
1. Прослушать рассказ: (картина кукла)
Проснулась Зина утром. Отодвинула занавеску. Заправила постель. Почистила зубы. Сделала зарядку. Села завтракать.
-Какие слова вы запомнили на звук З? (Зина, занавеска, заправила, зубы, зарядка, завтракать)
-Какой звук чаще других встречается в этих словах? Звук «З».
-Правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуком «З»
-Поставьте перед собой зеркала.
А теперь посмотрите артикуляцию звука.
2. Характеристика звука «З».
– губы в улыбке;
– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
– кончик языка упирается в нижние зубы;
– посередине языка идет сильная, холодная, воздушная струя;
– голосовые связки работают.
-Как вы думаете, дети, звук «З» согласный или гласный? Почему? (объясняют)
Он согласный, потому что есть преграда во рту. Какая? (зубы, язык).
Значит, он – согласный.
-Звонкий он или глухой? Как мы можем это проверить? прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.
-Правильно, значит он звонкий. - Посмотрите на звуковую линейку. Какую характеристику звука мы не назвали? (твердость или мягкость)
- Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? -синим цветом.
- А согласный, мягкий звук каким цветом?- обозначаем зеленым цветом.
3. Звукоподражание.
Попробуем произнести звуки-твердые и мягкие.
Песенка похожа на песню комарика
-Подражая комару,
Очень громко зазвеню: (З –З-З.)
(индивидуальная работа)
4. Поиграем в игру «Поймай звук». Приготовьте ладошки.
Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук «З» и промолчать, если услышишь звук «ЗЬ» в ряду слогов и слов.
З, м, б, в, з, ….
За, ба, га, зы, ….
Зонт, коза, мама, Бабуля, коза, узоры, молоко….
5. Д/У «Повтори слоги» (индивидуально) :
За-зо-зу-зы; из-аз-уз-ыз
Зда-здо-зду-зды, азн-узн-изн
6. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в слогах.
А сейчас откройте коробочки с символами и слушайте задание.
(У детей в руках фишки - синий звуковой сигнал и– зеленый.)
- Я буду произносить слоги со звуками «З», «Зь».
Если в слоге услышишь звук «З», сигнал какого цвета поднимешь? (Сигнал синего цвета, потому что звук «З» – согласный, твердый.)
- Если услышишь звук «Зь»? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук «Зь» – согласный, мягкий.)
Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.
Слова: Ваза, поза, зима, зонт, медуза, зеленка, занятие, заноза, коза, забор, бизон.
7. Физминутка «Буду маме помогать»
Буду маме помогать
Буду пыль я вытирать
И под шкафом и над шкафом.
И за шкафом и в шкафу.
Не люблю я пыли. Фу!
Повторяйте за мной чистоговорки:
За-за-за – в саду бегает коза.
Зу-зу-зу – в саду видели козу.
Зы-зы-зы – в саду нет козы.
8. Поработаем с картинками.
Раздаточный материал карточки с тремя ячейками и фишка
(Выставляю картинки на наборном полотне и называем их)
(Зеркало, зебра, рюкзак, корзина, таз, арбуз, санки, кукла-Зина)
А) Определи место звука З в словах. (дети определяют место з в слове)
Б) Давайте, дети, поделим эти слова на слоги. Хорошо.
В) Звуковой анализ слова. ЗИНА.
Г) Придумайте предложения по схеме со словом Зина (Даю схему).
(предложения с двумя словами, тремя словами и т. д.)
Знакомство с буквой З.
Показ буквы
На что похожа буква «З»?
На эту букву посмотри
– Она совсем, как цифра три!
Буква «З» как змея,
Извивается она.
(Рисуем» пальчиком в воздухе букву З.)
Выкладываем букву ореховыми скорлупками.
ИТОГ: Повторение правила: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Дети, сегодня мы познакомились с новым звуком «З» и буквой «З» .