Нина Ловцова
Сценарий образовательной деятельности по линейно-графическим навыкам в старшей группе «Прощальное письмо осени»
▼ Скачать +Заказ
«Прощальное письмо осени»
Цель: формирование навыка рисования прямых разнонаправленных линий.
Задачи:
Когнитивные (обучающие)
• Формирование образных представлений детей о сезонных изменениях,происходящих в природе.
• Развитие образных представлений на основе восприятия окружающей действительности в процессе изображения объектов реальности графическим способом.
• Развитие способности понимания речевых инструкций в процессе репродуктивного рисования.
Практические (развивающие)
Публикация «Сценарий образовательной деятельности по линейно-графическим навыкам в старшей группе „Прощальное письмо осени“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Развитие кинестетической основы движения в процессе сложного линейного рисования.
• Формирование навыка правильного положения кисти руки при изображении разнонаправленных сложнохарактерных линий.
• Развитие мелкой моторики кисти руки,формирование навыка изображения тонкокоординированных и тонкодифференцированных движений.
• Формирование навыка выстраивания алгоритма последовательных действий в процессе линейного рисования.
Социально-эмоциональные (воспитательные)
• Воспитание интереса и формирование бережного отношения к природе и всему живому.
• Развитие социально-эмоциональной сферы детей в процессе создания положительного эмоционального фона общения на занятии.
• Формирование стремления к успеху дела; формирование навыка завершать работу, доводя ее до логического конца.
Предварительная работа.
1. Украшение комнаты осенними листьями.
2. Тематическая беседа «Лиственные деревья осенью».
Материалы
Демонстрационные:
Репродукции картин художников : И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Осень», «Золотая осень»,И. Бродского «Осенние листья»;
высушенные листья в корзине;
дидактическое пособие «Кленовый лист» с рельефным контуром прожилок на листе;
образец «Корзина с осенними листьями»
ватман, на котором изображена корзина
Раздаточные (по количеству детей) :
Натуральный кленовый лист или его картонный шаблон;
Гуашь;
Беличья кисть (№4);
Восковые мелки;
Черная гелевая ручка;
Стаканы с водой;
Влажные салфетки или тряпочки;
Ножницы;
Клей-карандаш или двухсторонний скотч.
Литературные:
Стихотворение Н. Страмилова «Первый лист осенний…»
Музыкальные:
любая спокойная музыка
Методические рекомендации по организации предметной среды.
Перед началом занятия рекомендуется оформить помещение : развесить репродукции картин осенней тематики, украсить помещение осенними листьями,предварительно проглаженные утюгом; вазами с ветками осенних деревьев и кустарников.
Ход занятия:
Вводная часть
Дети рассаживаются на стульях. Педагог обращает внимание на оформление комнаты. Спрашивает о впечатлениях воспитанников, их настроении.
Педагог обращает внимание на репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Осень»,И. Бродского «Опавшие листья» :
-Как вы думаете, какое время года изображено на картинах?
-Какие краски (цвета) преобладают в картинах художников?
Педагог уточняет :
-Осень- прекрасное время года, по красоте она может сравниться лишь с весной, когда природа расцветает множеством свежих красок. Осень похожа на костер – горит желтыми, оранжевыми, красными, багряными тонами. Художники и поэты называют такую осень золотой. Обратите внимание на картину Левитана «Золотая осень» .Все деревья как будто в золотых одеяниях. Какого цвета небо на картине?
Педагог уточняет:
-Небо осенью невероятно яркое- лазоревое, кажется,что природа хочет показать всю красоту своих красок, перед тем как уснуть под белым покрывалом зимы.
А какой характер у осеннего солнышка?
Педагог уточняет:
- Солнце осенью греет нежно,с любовью, ласкает своими лучами увядающую природу, прощается с ней до новой весны.
Солнышко немного грустное, но грусть его легкая, невесомая, как падающий листок.
Посмотрите, как прекрасно это время года. Однако золотая осень длится недолго, совсем скоро начнутся дожди, небо станет пасмурным, свинцовые тучи поползут по нему. Какие краски тогда будут преобладать в осенней природе?
Воспитатель раздает каждому ребенку кленовый листок, предлагает закрыть глаза и понюхать его, провести по нему ладонями, а уже затем рассмотреть какого он цвета.
Педагог:
-Осенью листва опадает с деревьев, кажется, что идет разноцветный дождь,листья ложатся сплошным цветным ковром на землю.
Когда вы гуляли,то наверняка видели опавшие листья, вдыхали их необычный пряный аромат, выбирали самые красивые и составляли из них осенние букеты.
Педагог обращает внимание детей на особенности строения кленового листочка, дети тактильно исследуют его. Для закрепления образа кленового листа воспитатель предлагает дошкольникам исследовать дидактическое пособие «Кленовый лист» с рельефным контуром.
Дети тактильно исследуют пособие,проводя пальцами по прожилкам сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.
После всестороннего изучения педагог предлагает детям изобразить «осенние картины» с помощью выразительных движений.
Динамическая пауза.
«Осенние картины».Педагог предлагает детям встать со стульев и изобразить :
Осенние листочки, кружащиеся в воздухе и падающие на землю;
Капельки дождя и большую тучу;
Людей, бегущих под зонтиками.
Звучит пьеса «Октябрь. Осенняя песнь «из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского.
Педагог мотивирует детей к деятельности :
-Прекрасна осень и ярким солнечным днем, и пасмурным утром.
Осень- пора, когда многие художники,писатели, поэты испытывали особое желание творить, создавать прекрасное.
Вот и мы с вами сегодня попробуем сделать что-то красивое и осеннее. Согласны?
Основная часть
Дети рассаживаются за столы. Педагог привлекает их внимание к корзине с осенними кленовыми листьями.
-Создавать букеты можно не только из цветов, но и веток осенних листье, из листьев.
Педагог предлагает каждому ребенку подойти и выбрать себе 1 листочек.
- Сегодня мы будем заниматься с вами монотипией. Монотипия –это способ графической печати. Чтобы у нас получился красивый осенний листок, нужно нанести на него желтые,оранжевые,красные краски,аккуратно положить на кленовый листочек лист бумаги и плотно прижать его ладонями (или прокатать скалочкой поверх бумажного листа).Когда мы поднимем и перевернем бумагу, то увидим, что на ней отпечатался яркий кленовый лист.
Педагог привлекает внимание детей к образцу «Корзина с осенними листьями», на котором оставлены пустые места. Педагог объясняет, как правильно нанести краску на кленовый лист, не забывая и про самые кончики, а затем прикладывает его на свободные места в нарисованной корзине, показывая, как выполняется оттиск.
Методический комментарий.
В процессе занятия дети работают в изобразительной технике монотипии.
Монотипия- это способ графической печати, который заключается в следующем: на пластинку из стекла,металла или пластика (можно использовать лист бумаги, картонный шаблон, природный материал,служащую печатной формой, по определенной схеме наносится масляная краска, типографская тушь или гуашь.
Затем на пластинку накладывается и прижимается к ней лист белой или тонированной бумаги.
В заключении дети рассматривают полученную коллективную композицию.