Ирина Белых
Сценарий НОД с детьми подготовительной группы «Вода. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вода. Свойства воды».
Тип занятия: РПИД
Возрастная группа : подготовительная группа
Цель: Создать условия для совершенствования представлений детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды,
• Уточнить и закрепить знания детей о значении воды;
• Обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умение делать выводы
Публикация «Сценарий НОД с детьми подготовительной группы „Вода, Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
• Формировать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
• Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
• Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.
Раздаточный материал: одноразовые стаканчики, кусочки льда, тарелочки,бутылка с грязной водой, кастрюлька с горячей водой, зеркальце, воронка, тряпочка, вата, ёмкость для воды, ведро с водой, таз, секундомер.
Демонстрационный материал: карточки «Свойства воды», «Водосбережение» ,музыкальное сопровождение, проигрыватель,
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении воды. Чтение сказки «Путешествие капельки».
• Проведение опыта «Чистая и грязная вода»
• Дидактическая игра «Кому нужна вода?» (по профессиям)
• Познавательная игра «Где, какая вода?»
• Просмотр презентации «Почему нужно беречь воду?»
• Знакомство с круговоротом воды в природе.
Планируемые результаты:
1. Умеют обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы о значении и свойствах воды;
2. Умеют уважительно относиться к природе.
3. Умеют формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки.
Этапы мероп
риятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
(3-4 мин.) Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире
Воспитатель подзывает к себе детей
- Ребята, … у меня вчера дома случилась неприятность. Пришла я с работы домой, захотела помыть руки. Открываю кран, а от- туда как что-то зашипит, забулькает, зачихает. И полилось что-то тёмно-жёлтое, почти коричневое. Думаю, сейчас кто-то из крана вылезет. Страшно!
Ну, конечно из крана никто не вылез, но текло из него непонятно что.
- Ребята, а как вы думаете, что это может быть?
- А можно такой водой мыть руки? -А набрать чайник?
- А может можно? Почему нельзя? (Вода должна быть чистая и прозрачная)
-Что делать не знаю? А с вами так было (ответы детей)
Воспитатель: тут я и пить захотела. Даже сейчас с вами говорю, а во рту всё пересохло (обращается к ребёнку налить бокал воды (в группе воды в чайнике нет, в кранах перекрыта).
- Ну вот, ребята и мы с вами попали в такую ситуацию?
-Что же надо делать, если нет воды? А вода очень нужна?
Вы хотите помочь найти воду? (Да) А сможете (Да)
Дети встают в круг, приветствуют друг друга улыбкой.
Постановка детской цели. Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий Ответы детей
Актуализация знаний (5-6 мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции. А также знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; _А может мы и без неё проживём?
- А для чего нам нужна вода (ответы детей)
Вывод: сможем ли мы без воды прожить (Без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на Земле. Без воды человек может прожить не более 3-4 суток)
- Для чего нужна вода (человеку пить, готовить еду, стирать, купаться, чистить зубы; животным, растениям, водному транспорту)
-Ребята, а как же мы сможем решить нашу проблему с водой в нашей группе (сходить к соседям за водой, сходить на кухню, попросить воды)
-А если и там нет воды, что будем делать (купить в магазине, набрать в колодце, растопить снег или лёд)
- А что снег-это вода? Как это можно проверить?
Давайте проверим. Опыт. 1
У вас на тарелочках кубики льда. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он на ощупь (Мокрый, скользкий, гладкий, холодный.)
-А что происходит со льдом в ладошках? (он тает и превращается в воду.)
- А почему? (ладошки тёплые, а лёд холодный.
-Что мы с вами проверили (что лёд – это тоже вода, а значит, вода может быть и твёрдой в виде льда.)
Помощник приносит из соседней группы воду.
В это время в группе проводится физкультминутка
Физкультминутка «К речке быстрой».
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой. Предполагают
варианты решения проблемы, опираясь на свой опыт и знания Выполнение задания Ответы детей
Да
Затруднение в ситуации (3-4 мин) Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; 3. Затруднение в ситуации:
Помощник приносит бутылку с грязной водой. Воспитатель достаёт стаканчики и наливает несколько штук и предлагает детям выпить. Дети отказываются. Воспитатель спрашивает - Почему? (она не прозрачная, в ней растворилась грязь) .
А давайте проверим Опыт 2 (смешать воду и песок или землю)
Вывод: Вода- является растворителем для некоторых веществ. Она прозрачная.
- Что же мы теперь будем делать (сходить на кухню)
Помощник приносит кастрюльку с кипятком.
- Посмотрите, у меня кастрюлька с горячей водой. Смотрите внимательно - я открываю крышку, что вы видите? (пар)
- Правильно, а сейчас я подношу к этому пару зеркальце, что на нём образовалось? (капли воды)
Вывод: Вода, нагреваясь, превращается в пар (испаряется, а при охлаждении, пар превращается в капельки воды, что мы и увидели на зеркальце. Значит пар – это тоже вода.
- Попить нам не дали, там вода только горячая. Давайте используем ту воду, которая есть.
Анализ возникшей ситуации. Работа по показу
Обдумывание и планирование своих действий
Открытие нового знания (способа действия)
(6-8 мин.) Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; 4. Открытие нового знания:
Образовательные задачи:
- Что можно сделать с водой, чтобы можно было её выпить (очистить или профильтровать, если дети не ответят предложить им спросить у зрителей у воспитателя
-Где взять фильтр (купить в магазине)
-А ещё? (сделать самим)
-Из чего можно сделать его (пропустить воду через ткань, гроздь рябины через 2- 3ч. обеззараживает воду совсем)
- Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам в жизни может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды.
Формирование успешного преодоления затруднения. Контроль и корректировка.
Выполнение задания
Включение нового знания в систему знаний и умений (5-6 мин) Создание ситуаций, в которых дети используют новое знание совместно с освоенными ранее способами; 5. Включение нового знания в систему знаний:
Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства-фильтры.
Демонстрация опыта.
Давайте проверим. Опыт. 3
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами.
Воспитатель обращается к детям
-Вот какие мы все молодцы, теперь от жажды не умрём, воду добудем.
А теперь давайте вспомним свойства воды (ответы)Прозрачная, без запаха, без цвета, растворитель.
Воспитатель предлагает подойти детям к столу и рассмотреть рисунки. Каждый ребёнок должен рассказать о свойстве воды, изображённой на рисунке, остальные дополняют (рисунки перевёрнуты)
Листки воспитатель предлагает вставить в нашу книгу, которая рассказывает о воде. - Ребята, а почему у нас так часто отключают воду (воды мало, на всех не хватает)
- А что мы с вами можем сделать (воду необходимо беречь, экономить)
-Как (ответы детей)
На втором столе ответы подсказки (не набирать часто для купания ванну, купаться под душем, когда чистишь зубы закрывать кран с водой, перекрывать краны, если из них капает вода)
- Ребята. а когда вы чистите зубы, вы закрываете кран?- Нет? Давайте мы вместе проверим сколько воды выливается за то время пока вы чистите зубы.
Берутся песочные часы или секундомер на 3 мин, пока идёт время из ведра в тазик воспитатель льёт воду.
-Посмотрите, ребята сколько вытекло воды. Посмотрите сколько вас и каждый чистил утром сегодня зубы и вылил просто так столько воды. Практическое выполнения задания
новое знание совместно с освоенными ранее способами
Выполняют физкультминутку Выполнение действий
Самоконтроль
Корректировка
Обдумывание своих действий Выполнение движений
Ответы детей
Осмысление (3 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь 6. Осмысление:
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята вы смогли мне помочь найти воду?
Ребята, чему вы сегодня на занятии научились, чего не могли делать раньше?
Все ли с заданиями справились?
-Какие новые знания мы получили?
- Какие опыты для вас было самыми интересными, почему?
Всем спасибо! Ответы на вопросы
(ответы детей, находить воду вокруг, пригодную для питья) Самооценка Ответы детей