Ольга Банникова - Грекова
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по математике с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе «Умники и умницы»
Публикация «Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по математике с элементами ТРИЗ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Тема: " Путешествие в Математическое Царство".
Разработчик:
Ольга Валерьевна Грекова
воспитатель 1-ой категории
г. Муравленко
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия
Задачи:
Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять место того или иного числа в ряду по отношению к предыдущему и последующему числу. Закреплять умение находить и называть цифры в пределах 10. Продолжать учить объяснять структуру арифметической задачи, уметь вычленять условие задачи, формулировать ответ. Записывать решение с помощью чисел и знаков.
Развивающие: Развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить.
Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, желание прийти на помощь.
Демонстрационный материал : иллюстрации картин ошибки художников, дерево, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб).
Раздаточный материал : блоки (фигуры)Дьенеша, простые карандаши, веер с цифрами, плоскостные геометрические фигуры
Предварительная работа:
Дидактические игры на сенсорное развитие «Составь пейзаж», «Построй дворец», с подгруппой детей «Считай обратно», «Найти отличия»
Заучивание стихов о геометрических фигурах.
Физминутка с использованием ИКТ.
Методические приемы:
Сюрпризный момент, д/и игры, «Построй дворец», «Считай обратно», «Найди отличия», «Угадай число»; физминутка, пальчиковая гимнастика, составлен и решение арифметических задачек, рефлексия.
Структура занятия.
1. Организация детей.
2. Мозговой штурм. Прохождение пароля.
3. Работа с блоками Дьенеша.
4. Найди цифры.
5. Физ. минутка под музыку.
6. Сюрпризный момент
7. Игра «Угадай число».
8. Поиск ошибок.
9. Решение арифметических задач.
10. Пальчиковая гимнастика.
11. Установка сходства и различий предметов зрительно.
12. Обратный счет в пределах 10.
13. Итог
Ход занятия :
Дети заходят в группу и встают в кружок.
В. : Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло очень странное письмо с пометкой прочитать с детьми. И я все жду не дождусь, когда мы его прочитаем
А вы знаете что такое электронная почта? Ответы детей
А для чего она нужна? Ответы детей
А какая почта еще есть? Ответы детей
Хорошо, давайте вернемся к письму на электронной почте.
Смотрите, дети, это письмо нам прислала Царица Математика.
Письмо Царицы Математики : «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник потерял цифры на моих тучках, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности!
Царица Математика».
В. : Ну, что, ребята, поможем Царице Математике? Ответы детей.
В. : А как мы можем ей помочь?
Д. : Навести порядок в её математическом Царстве государстве…
В. : Но попасть в это Царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль.
А чтобы справиться со всеми трудностями какими мы должны быть?
Д. : Смелыми, сообразительными, внимательными, наблюдательными и т. д.
В. : Но самое главное, ребята, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну что, не передумали? Тогда в путь!
В. : Итак, нам нужно разгадать пароль. Мы разгадаем пароль, если вы ребята, ответите на все вопросы правильно. (Тихо включается волшебная музыка)
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
В. : Молодцы, ребята! Вы успешно отгадали пароль, и теперь мы с вами попали в Математическую страну.
А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, как мы можем помочь городу? (Ответы детей)
Давайте вспомним, из чего состоит город».
Д. : «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».
Дети стоят вокруг стола и строят город из геометрических фигур (работа с блоками Дьенеша.)
В. : Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел!
Ну, а сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел.
Ребятам, в руки раздать тучки с составом числа 10 из 2х чисел, где отсутствует второе число.
В. : Здесь нужно простым карандашом вписать какое число пропущено.
Работа детей
В. : Молодцы, как хорошо и быстро у вас все получается. И чтобы вы быстро не устали, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физ. минутка с использованием ИКТ.
В. : Ну что, отдохнули? Готовы отправиться дальше помогать Царице Математики наводить порядки в ее Царстве -государстве? Ответы детей
В. : Тогда следующая игра «Угадай число». Я буду называть вам числа, а вы взяв веер с цифрами покажете: какое число больше, меньше названного на один.
-Какое число стоит после 7?
-Какое число стоит до 6?
-Какое число больше 5 и меньше 7(6)
-Показать предшествующее число 4? (3)
-Показать последующее число 8(9)
- Соседи числа 4?
- Какое число стоит после 6?
- Какое число больше 3 и меньше 5?
- Назови соседей числа 8?
В. : И снова вы справились с заданием, молодцы!
Ну, а сейчас ребята, посмотрите, на экран. А теперь, для вас новое задание! Надо рассмотреть картинки и найти, где же спрятались в них ошибки. Здесь нужно сосредоточиться и быть особенно внимательными.
На экране картинки:
1- карт. Волк и четыре поросенка.
2- карт. Курочка ряба, снесла 4- яйца.
3- карт. Рыбак и две золотые рыбки.
4 - карт. Кот в сапогах.
5 - карт. Волк и пять козлят.
6 - карт. 6 поросят.
В. : Молодцы, ребята! Вы очень постарались, исправили все ошибки. Вот Царица Математики очень рада будет, когда увидит, что в ее Царстве государстве снова царит порядок.
Ребята, а мы же еще не разобрались с арифметическими задачками. Помните, Царица Математики нам писала, что двоечник решил все задачи неправильно? Ответы детей.
В. : Тогда предлагаю вам составить и решить эти задачки. Но перед тем, как решить задачки, давайте с вами вспомним, из каких частей состоит задача? (Условие, Вопрос, Решение, Ответ).
-Молодцы! Кто может составить задачу? (Воспитатель предупреждает, чтобы число было не больше десяти). Если дети затрудняются в составлении задач, воспитатель выкладывает на доске пример: 6—1 =? «Составьте задачу, в которой будут такие числа».
Дети составляют задачи. Например: «В магазине было 6 кукол. Пришел покупатель и купил 1 куклу. Сколько кукол осталось в магазине?» (Дети решают ее и «записывают» решение: 6—1=5). Воспитатель выслушивает задачи детей, обращает внимание на то, чтобы они правильно ставили вопрос к задаче. Примеры:
3+5 =? (карандаши)
2+7 =? (книги)
6-3 =? (стульчики)
5+4 =? (дети)
1+9=? (машинки)
8-5 =? (Цветы в вазе)
7-5 =? (птицы)
В. : Молодцы, ребята! Хорошо у вас получается и составлять задачки и решать их. Вы отлично справились с этим заданием.
Предлагаю вашим пальчикам отдохнуть.
«Осень»
Раз, два, три, четыре, пять, Ребенок по очереди загибает пальчики,
Будем листья собирать, начиная с большого. Ребенок сжимает
Листья березы, листья рябины, и разжимает кулачки.
Листья у тополя. И, у осины, Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесём.
В. : Ребята, посмотрите! Какие фигуры висят на этом дереве?
Д. : (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб)
Квадрат
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его квадрат!
Круг
У колечка, у кольца.
Нет начала и конца.
Знают все друзья вокруг,
У колечка форма круг.
Прямоугольник
У этой фигуры четыре угла,
Запомни фигуру, дружок поскорей,
Прямоугольник-название ей!
Треугольник
Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего по три!
Три стороны и три угла,
И столько же вершин,
И трижды трудные дела, мы с вами совершим!
Овал
Вот овальный огуречик,
Из него и человечек,
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.
Наш овал нам сделать просто:
Круг растянем – больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.
Ромб
Ромб - фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два -
Фигура стала вдруг одна.
Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два
В. : Молодцы, ребята, вы правильно назвали все геометрические фигуры. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь, чтобы выйти из математической страны, нужно знать пароль. Для этого вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль, и мы сможем его прочесть.
Правило игры. Карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1, после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети вместе с воспитателем читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.
В. : Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?
Д. : Совсем нетрудно, а даже интересно!
В. : Ребята, вы ничего не слышали? Мне показалось, или мне на электронную почту что - то пришло. Давайте посмотрим.
Ребята, посмотрите, это письмо прислала Царица Математики.
Письмо Царицы Математики : «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, я вам посылкой отправляю золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития».
В. : Ребята, скажите, пожалуйста, понравилось ли сегодняшнее путешествие. А что именно вам понравилось? Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Ребята, я вам желаю, чтобы полученные сегодня знания пригодились в дальнейшем, когда вы пойдете учиться в школу.
Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе»