Соловьёва Елена
Сценарий мероприятия НОД «Как наши предки хлеб выращивали» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать любознательность, интерес детей, как наши предки выращивали хлеб и стремление к исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в старину.
2. Расширять и обогащать знания детей о хлебе, используемой техники, этапами его получения и выпечки нашими предками.
3. Познакомить с людьми которые участвовали в процессе получения хлеба.
4. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Публикация «Сценарий мероприятия НОД „Как наши предки хлеб выращивали“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
5. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная, художественная.
Материал: колоски пшеницы и ржи, хлеб черный и белый; слайды с изображением процесса изготовления хлеба в старину, картинки с изображением хлебобулочных изделий, карточки с изображением последовательности роста пшеницы, листы бумаги, карандаши и фломастеры.
Предварительная работа
Отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе; чтение рассказов М Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поговорим о чём-то интересном, хотите узнать? Тогда отгадайте мою загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети отгадывают- это хлеб
Воспитатель: Совершенно верно! А какие слова помогли вам догадаться, что это хлеб?
Дети: Мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый.
Воспитатель: А сейчас вы узнаете из моего рассказа, как раньше наши предки выращивали хлеб.
Прежде чем начать полевые работы крестьяне мылись и парились в бане, одевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае, рано утром первые преступали к работе пахари. (слайд №1)
Они пахали в те давние временна сохой или косулей эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам, потом позднее появился плуг.
После того как поле было вспахано надо было его засеять семенами, первый сеятель выходил босым в поле в белой или красной (праздничной) рубашке. (слайд №2)
На груди у него висело лукошко с семенами. Он их разбрасывал равномерно.
После сева зёрна нужно было засыпать землёй.
С того момента как зёрнышко попало в землю, оно стремилось выбраться наружу. (Слайд №3)
Чтобы зёрна росли быстрее урожай был больше, землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота. И приговаривали:
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.
После того как хлеб заколосился наступала пора жатвы. (Слайд №4)
Жатва- пора ответственная крестьянам надо было точно определить время, когда её начинать, чтобы в срок и в хорошую погоду. Тут земледельцы наблюдали за небом, звёздами, растениями, животными, и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб : рвали колоски, вышелушивали и вот: если зёрнышко хрустит значит поспело.
Следующим этапом было обмолот зерна. (Слайд №5)
Спелое зерно везли на ограждённый участок земли, предназначенный для хранения молотьбы и другой обработке зерна, - и там обмолачивали это был один из самых тяжёлых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.
А состояла работа вот в чё м: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно высвободить.
Хлеб как известно пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно было измельчить- перемолоть. Зерно отвозили на мельницу (Слайд №6)
Её основа- жернова- две тяжёлые плиты, межу которыми растиралось зерно.
Нижний жёрнов устанавливали не подвижно. Зерно рассыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжёлые жернова вращали лошади или быки.
После того как зёрна превращались в муку крестьяне везли её домой.
(Слайд №7)
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать ещё на рассвете. Одевали чистую одежду, и приступали к работе.
Рецепты теста были разные, но основными компонентами были мука и вода. Для проверки качества муки пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжёвывали, если получившееся тесто хорошо тянулось и не очень липло к рукам значит мука считалась хорошей.
После чего как хлеб был готов к выпечке его помещали в Русскую печь.
(слайд №8)
Печь заранее уже была хорошо нагрета. Хлебное тесто укладывали на специальную деревянную лопату и помещали в печь. После чего как хлеб был готов его доставали и принимали в пищу, посыпая солью.
Встретить гостя с хлебом- солью означало проявить уважение и почёт гостю. Разделить хлеб- признать человека другом!
Воспитатель: Ребята вам понравился мой рассказ, вот видите как раньше было крестьянам тяжело получать хлеб. У них не было ни специальных машин, ни заводов.
На закрепление материала воспитатель предлагает поиграть в игру :
Игра: «Что сначала, что потом?
Дети последовательно раскладывают карточки: зернышко на пашне, росток, колос, сноп, зерно, мука, хлеб.
Воспитатель: Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом?
Ответы детей :
Не бери хлеба больше, чем можешь съесть.
Не кроши хлеб за столом.
Никогда не выбрасывай хлеб.
Воспитатель: Ребята, а что можно печь из муки?
Дети называют: булочки, пироги, торты, баранки, блины и т. д.
Воспитатель: А, как это можно назвать одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Предлагает детям нарисовать любое из хлебобулочных изделий.
(Хвалит детей, что у них получились красивые работы, все дети рассказали, что они нарисовали, как называется их изделие и почему они выбрали именно это для изображения).
Выставка детских работ.
Воспитатель: Мы с вами сегодня плодотворно поработали, узнали много интересного и предлагает попить чай с вкусным печеньем.