Знакова Татьяна Анатольевна
Сценарий праздника ко Дню народного единства на основе удмуртского этнокультурного состава «В гостях у Лопшо Педуня»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения «В гостях у Лопшо Педуня» для детей дошкольного возраста
Цель: приобщать детей и взрослых к национальным ценностям удмуртского народа, к его устному и музыкальному творчеству в рамках детского сада с последующим использованием полученных знаний в игровой деятельности детей.
Публикация «Сценарий праздника ко Дню народного единства на основе удмуртского этнокультурного состава „В гостях у Лопшо Педуня“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Сценарии праздника 4 ноября
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Удмуртия, мой край
- Темочки
Задачи: содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре (устному народному творчеству); способствовать повышению интереса к языку, запоминанию слов и использованию их в повседневной жизни ; воспитывать любовь дошкольников к устному народному творчеству.
Интеграция областей: Чтение художественной литературы; Социализация; Коммуникация; Познание.
Действующие лица:
Ведущий
Лопшо Педунь
Вумурт
Предварительная работа:
С педагогами:
- подготовка и оформление зала для мероприятия;
С родителями:
- помощь в сборе информации удмуртских народных игр, загадок, пословиц, песен.
С детьми:
- чтение удмуртских сказок, пословиц; разгадывание загадок;
- посещение краеведческого музея «Макет избы удмуртского народа»;
Используемый материал и оборудование:
2 пары лаптей без завязок; сеть для рыбалки
«В гостях у Лопшо Педуня»
Ведущий:
Вы знаете какой сегодня праздник?
-Да,сегодня День рождения нашей Удмуртии, нашей маленькой Родины.
У каждого из нас есть свой день рождения :у одних летом, у кого то зимой. А у нашей республики –осенью,4 ноября
В этот праздничный день желаю вам, вашим семьям и близким благополучия, счастья, мира и добра! Пусть процветает и крепнет наша Родина – Удмуртия!
А сейчас послушаем стихи о своей Родине:
1. Одиг гинэ шундымы Одиг гинэ анай -атаймы,
Одиг гинэ -Удмурт шаермы.
2 Мон пичи пияш- удмурт
Мынам доре –удмурт гурт.
Гуртэ вол-вол пуксемын
Шулдыр Удмурт шаерын!
Хватает Волге широты и сини
Но с Камою она еще сильней
И для меня бы не было Росии
Без маленькой Удмуртии моей.
4. Мар дунне вылын котьмарлэсь дуно?
Котькытчы но мын,солэсь мозмоно?
Мар дунне вылын котьмарлэсь чебер?
Со одиг кылын –Вордиськем шаер!
Удмуртия моя, где слова отыскать, уля п
Чтобы в песне моей о тебе рассказать:
О ромашках, озерах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!
Родилась я в Удмуртии
В Удмуртии расту
И про свою Удмуртию
Хорошее скажу
Люблю тебя Удмуртия
За рощи, за леса
Удмуртия, Удмуртия
Навеки ты моя!
-Ребята, а в каком маленьком местечке Удмуртии мы живем (дети называют названия своих деревень)
Меня зовут Кирилл. Я живу в деревне Решетниково. Ее называют Печка. Моя деревня с одной длинной улицей,которая называется Печкинская. Живут здесь и русские и удмурты.
Мынам нимы Андрей. Мон улисько Малый Кармыж гуртын. Гуртме эшшо нимало на Умег йыл, Вужгурт. Гуртмы шорын ошмес но пруд вань. Нош гужем узы-борыез но эмезез но уг быры.. Кыче шулдыр мынам гуртэ!
Меня зовут Аня я живу в селе Нынек, на улице Советской. Это самая первая улица в селе. Она очень красивая и чистая.
Меня зовут Ульяна. Я живу в селе Нынек на улице Ленина. На этой улице стоит мой любимый детский сад. Улица наша широкая и красивая.
Меня зовут Имиль. Я живу в деревне Сосмак. Здесь живут татары и русские. В нашей деревне есть мечеть, пекарня, пруд. Я люблю свою деревню.
Лопшо Педунь : Ой – ой-ой! Да остановитесь вы уже! Фу-у! Устал. Я шел в детский сад к ребятам на праздник, а мои скороходные лапти непослушались и занесли меня в Ерошкино, Кармыж, Сосмак, Давкино. А сейчас куда я попал?
Ответы детей
Ведущий: Правильно, в детский сад пришел.
Лопшо Педунь : Наконец-то,здравствуйте, ребята! Зечь буресь (здравствуйте)
Ведущий: Здравствуйте. Зечь буресь
Лопшо Педунь : Вы меня узнали ребята ( отвечают ребята: да) Очень рад! И я много хорошего слышал о вас и вашем детском саде, что как будто у вас здесь интересные дела творятся!
Ведущий: Да, Лопшо Педунь, ты прав! В нашем саду много интересных праздников и развлечений проходят, и дети с удовольствием в них участвуют!
Лопшо Педунь : Если так, значит, я пришёл не зря! Мне очень хочется проверить и посмотреть на ребят, на их удаль, быстроту и смекалку! Уж очень я люблю всякие игры! Ну что вы готовы со мной поиграть?
В волшебном песьтэре моем чего только нету. сейчас проверим (сверток с загадками) отгадайте загадки, ох, уж они трудные я вам скажу, что не сможете разгадать!
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою. (страну)
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Инструмент народный этот
С давних пор известен свету.
Только кнопочки ты тронь –
Запоёт легко.
(Гармонь.)
1. Стоит избушка, в избушке – старушка.
Самая злая, нога костяная,
Спина горбатая, голова косматая.
Рядом с ней стоит Иванушка,
Как зовётся эта бабушка?. (Баба Яга) (Обыда)
2. Из болота не вылазит,
Там живет в трясине, грязи,
Любит плавать под водой
Добродушный. (водяной). (Ву-Мурт)
По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой.
(Берёза.)
Лопшо Педунь : -Молодцы, справились с загадками!
ведущая -А сейчас поиграем в веселую игру Капка улти потаса «Воротики»
Лопшо Педунь :Молодцы,умеете веселиться.
Какой цветок является символом республики? (италмас)
(достает из песьтэра италмас)
-Посмотрите какой он красивый!
АНЯ -Любимый цветок удмуртов. Италмас – это символ любви и печали, верности и разлуки, надежды и радости…
-Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому нельзя рвать этот цветок, а только можно любоваться его красотой!
Сейчас мы послушаем песню про этот цветок.
(песня Италмас)
Лопшо Педунь В нашем крае много родников и поэтому Удмуртию называют краем родниковым, ребята слышите шум родника? а чтоб еще веселей звенел, мы поиграем в игру.
Игра «Колокольчики».
Лопшо Педунь А теперь пора проверить вашу быстроту и ловкость! Смотрю я на вашу обувь и диву даюсь, как вы ходите в такой неудобной обуви! Посмотрите на мою обувь. Вы знаете, как они называется? (Лапти) Вот сейчас и проверим, кто из вас самый ловкий.
Игра «Лапти»
Ведущий: Лопшо Педунь, тебе понравилось, как дети справились с твоими заданиями?
Лопшо Педунь : - Я и не думал, что они так легко с ним справятся! Ребята,когда я проходил через Сосмак, меня познакомили с татарской игрой,которая называется «Надень тюбетейку» Давайте сыграем в такую игру.
Игра «Надень тюбетейку»
Лопшо Педунь А еще я узнал, что татары любят соревнования устраивать, даже петухи у них бои устраивают.
Сейчас поиграем в игру «Бой петухов»
Лопшо Педунь Ребята, а я очень люблю рыбачить неводом, как в сказке старик рыбачил. Вы мне поможете
Ведущий: С удовольствием! Правда ребята (Лопшо Педунь закидывает невод за дверь, ребята становятся за ним и помогают тянут и вытягивают ВОДЯНОГО)
Лопшо Педунь : Вот здорово, какую большую рыбку поймали.
Ведущий:Ты что это Лопшо Педунь. Это же не рыбка.
Водяной: Я ВОДЯНОЙ-(Вумурт).
Я очень люблю воду, поэтому живу в водоемах.
Наконец-то я попал к ребяткам, я люблю играть. Поиграете со мной.
Игра «ВОДЯНОЙ»
Лопшо Педунь : Да, быстрые ребята попались! --Как гласит удмуртская народная мудрость «Детям игра дорога».
Ведущий: Настоящий праздник получился, как в сказке! Сколько удмуртских героев пришло к нам на праздник. Давайте, за то, что они пришли к нам скажем спасибо, «ТАУ» по –удмуртски.
Лопшо Педунь : И мы к вам пришли не с пустыми руками (достает угощение).А теперь ЗЕЧ ЛУЭ. Досвидания.
Ведущий: Давайте тоже ответим по-удмуртски «ЗЕЧ ЛУЭ»