Галина Шаихова
Дидактические игры по реализации коми этнокультурного состава
▼ Скачать + Заказать документы
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить название деревьев.
Ход игры : воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных
деревьев (картинки или гербарий). С какого дерева прилетел этот
листок?
«Кто в каком городе живет»
Цель: закрепить названия городов Коми республике
Ход игры : воспитатель предлагает детям вспомнить города Коми
Публикация «Дидактические игры по реализации коми этнокультурного состава» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Республика Коми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Кто живет в Ухте? – Ухтинцы
Кто живет в Сыктывкаре? - Сыктывкарцы
Кто живет в Воркуте? – Воркутинцы
Кто живет в Усинске? - Усинцы
Кто живет в Печоре? – Печорцы
Кто живет в Вуктыле? – Вуктыльцы
… и т. д.
И наоборот: Где живут Ухтинцы? – в Ухте… и т. д.
«Найди и покажи»
Цель: закрепить знания детей о государственной символике Коми республики. Научить узнавать флаг (герб) Коми республики и герб Ухты среди гербов других городов.
Ход игры : воспитатель предлагает детям рассмотреть флаг республики Коми, из каких цветных полотен он состоит. Затем выставляются изображения флагов других республик. Воспитатель предлагает найти флаг Коми республики.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага республики Коми. Открыв глаза дети пытаются найти наш флаг среди других. (также с гербом)
«Кто в лесу живет»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о животном мире Коми края.
Ход игры : воспитатель предлагает детям встать в круг (берет мяч). Воспитатель задает вопрос: «Кто в лесу живет?» - и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет одного животного и бросает мяч следующему ребенку.
(аналогично- «Что в лесу растет». (ягоды, деревья, кустарники)
«У кого какой домик»
Цель: в игровой форме закрепить знание детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.
Ход игры : воспитатель называет животное, дети – его жилище.
Или: воспитатель называет жилище, дети – его хозяина. Например: у медведя – берлога, у белки – дупло, у волка – логово, у ежа нора, у муравья – муравейник, у птицы гнездо. И наоборот: Кто живет в берлоге? – Медведь и т. д.
«Знаешь ли ты свой город»
Цель: закрепить с детьми названия улиц города и его достопримечательности.
Ход игры : воспитатель говорит название улицы, бросает мяч ребенку. Тот должен назвать архитектурные здания, памятник, которые он запомнил на этой улице. И наоборот: воспитатель называет архитектурную постройку или памятник, ребенок- улицу на которой он расположен.
«Подбери узор»
Цель: учить детей чередовать элементы орнамента, закрепить названия Коми орнамента.
Ход игры : воспитатель предлагает детям карточки с элементами Коми орнамента и шаблоны пояса, шарфа. Дети учатся чередовать 2, 3 элемента, составляя узор.
«Составь орнамент»
Цель: закрепить название Коми орнамента. Учить подбирать полоски по цвету, по длине, составить из них орнамент
Ход игры : воспитатель предлагает детям рассмотреть таблички (альбом) с изображением Коми орнамента, назвать элементы Коми орнамента и выложить из полосок орнамент.
Детей старшего возраста воспитатель просит выложить из полосок орнамент по памяти
«Найди маме дочку»
Цель: учить детей находить одинаковые по цвету и элементу Коми орнамента шаблоны большой и маленькой куклы.
Ход игры : воспитатель предлагает детям найти одинаковых кукол на одежде которых составлен один и тот же узор из элементов Коми орнамента одного и того же цвета.
«Узнай элемент Коми орнамента»
Цель: знакомить детей с элементами Коми орнамента.
Ход игры : воспитатель сначала рассказывает об элементе орнамента, затем детям предлагает его найти среди других элементов орнамента.
«Волшебное эхо»
Цель: закрепить в игре названия элементов Коми орнамента, зверей, птиц.
Ход игры : воспитатель бросает мяч одному из детей, говорит слово, ребенок должен повторить. Если ребенок ответил неправильно, - он тут же платит фант: изображает зверя, кукарекает трижды, прыгает на одной ноге и т. д.
Задания: орнамент, дичь, звери, цветы и др.
«Где что растет»
Цель: формировать представление детей об овощах, цветах, ягодах.
Ход игры : воспитатель уточняет представления детей о том, где растут и вызревают ягоды, овощи, цветы (цветы – луговые, полевые, декоративные на клумбах; овощи – на грядке, огороде; ягоды – на грядке в лесу)
«Составь такой же элемент»
(старшая-подготовительная к школе группы)
Цель: Формировать умение составлять из полосок разной длины элементы коми орнамента, называть их. Развивать сообразительность, внимание, мышление, память.
Ход игры : Взрослый предлагает детям образцы с элементами коми орнамента и заготовки цветных полосок, из которых они составляют такой же элемент.
«Чудесный мешочек»
Цель: Формировать умение детей находить предметы на ощупь, называть их.
Материал: 5-8 объёмных предметов в мешочке и их плоскостные изображения (ложка, солонка, сундучок, туесок, сахарница).
Ход игры : Взрослый предлагает детям посмотреть на картинку и найти такой же предмет на ощупь. Дети поочерёдно выполняют задание. Оценивают правильность выполнения задания.
«Узнай по описанию»
Цель: Развивать умение узнавать по описанию коми орнамент, учитывая названные признаки элементов, развивать наблюдательность.
Материал: Плоскостные изображения пим с коми орнаментом.
Ход игры : Взрослый раздаёт детям изображения пим с элементами коми орнамента; перечисляет детали орнамента и спрашивает «У кого пимы с таким орнаментом?». Предлагается до 9 разновидностей деталей орнамента.
Вариант2: Предложите изображения варежек, панно и т. п. (детали орнамента можно менять).
«Парные картинки»
Цель: Формировать умение подбирать элементы коми орнамента, сходные по внешнему виду. Уточнить и закрепить их названия, развивать наблюдательность.
Материал: Карточки с элементами коми орнамента. Среди них по две одинаковых.
Ход игры : Взрослый даёт детям карточки с нарисованными или накладными элементами коми орнамента и предлагает найти среди них одинаковые. В средней группе даётся 4-5 пар карточек, в старшей – 7-8 пар, в подготовительной –до 10 пар карточек.
«Нарисуй рассказ»
Цель: Развивать умение по памяти воспроизводить элементы коми орнамента, развивать образную память.
Материал: бумага, карандаши, готовые элементы.
Ход игры : Взрослый рассказывает рассказ, в котором присутствуют все знакомые элементы коми орнамента. Дети рисуют или выкладывают готовые элементы в той последовательности, в которой читается рассказ.
• Занимательные кубики
• Разрезные картинки
• Одень куклу
• Найди пару
• Сотки ковёр
• Найди ошибку
• Домино
•