Екатерина Губина
Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» на тему «Основные компоненты готовности детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности педагогов в области подготовки детей к школе и формирование навыков позитивного общения воспитателей, умения работать в коллективе.
Методы активизации педагогов:
• блицтурнир - метод мозгового штурма;
• ответы на предлагаемые вопросы - метод дискуссии;
• вопрос родителя, интервью с ребенком - решение педагогических ситуаций;
• разгадывание тематического кроссворда, работа с карточками, перфокарты - работа с дидактическими пособиями.
Публикация «Сценарий интеллектуальной игры „Что? Где? Когда?“ на тему „Основные компоненты готовности детей к школе“» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Игровой реквизитыт: волчок со стрелочкой, игровое поле, конверты и игровые карточки с заданиями, диск с записью музыкального сопровождения передачи "Что? Где? Когда?", черный ящик; мнемотаблицы с изображением разнообразных эмоций; карты "Эмоционально-волевая сфера"; кроссворд "Физические качества личности", мольберт, магнитная доска и магниты.
Ход игры:
Ведущий (Губина Е. Г. – старший воспитатель): Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию одну из нетрадиционных форм методической работы с педагогами - интеллектуальную игру "Что? Где? Когда?".
(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?".)
Ведущий: Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школьному обучению. Диагностирование школьной зрелости проводит педагог-психолог, однако основная работа по подготовке ребенка к школе ложится на плечи воспитателей. Поэтому сегодня наша игра будет посвящена этой теме.
(Музыка из передачи)
Ведущий: Сегодня мы начинаем прямую трансляцию зимней серии игр "Что? Где? Когда?" и я хочу представить знатоков: представляет.
гости (. родители);
магистры (педагог – психолог, инструктор по физкультуре, заведующий, учитель - логопед);
капитан команды : представляет.
Блицтурнир
Ведущий: Уважаемые знатоки, предлагаю вашему вниманию "Блицтурнир":
• Перечислите компоненты психологической готовности детей к школе
Внимание! Правильный ответ. (Интеллектуальная, социально-личностная, эмоционально-волевая)
• Назовите еще один компонент готовности к школе, который не относится к психологической готовности. Внимание! Правильный ответ. (Физическая)
Перед вами игровое поле и волчок, который вы раскручиваете и выбираете вопрос.
1 -й раунд
(Волчок. Музыка из передачи)
Вопрос "Физическая готовность к школе"
Ведущий: Итак, против знатоков играет Инструктор по физической культуре.
Инструктор: Уважаемые знатоки, известно, что забота о здоровье дошкольников - главная задача взрослых.
Вопрос: раскройте важность физической готовности ребенка к обучению в школе".
Минута. Гонг. После этого знатоки отвечают на вопрос.
Ведущий: Внимание! Правильный ответ.
Инструктор: Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки. Нередко именно из-за недостаточного физического развития некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость, силу. Выносливость тесно связана с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные ученики даже при наличии у них высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому необходимо укреплять здоровье ребенка задолго до поступления в школу.
Ведущий: Уважаемые знатоки, спасибо за ответы. Надеюсь, что в нашем детском саду будут расти только здоровые дети.
2-й раунд
(Волчок. Музыка из передачи)
Ведущий: Внимание! "Черный ящик". (Помощник вносит черный ящик.)
Ведущий: Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки. Он прошел стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются все взрослые и дети.
Минута. Гонг. После этого знатоки отвечают на вопрос.
Ведущий: Внимание! Правильный ответ: карандаш.
3-й раунд
(Волчок. Музыка из передачи)
Вопрос "Интеллектуальная готовность к школе"
Ведущий: Итак, против знатоков играет мама воспитанника детского сада. Внимание
Родитель: Уважаемые знатоки, моя дочь посещает подготовительную группу детского сада. В июне ей исполнится 6лет. Она не умеет писать и читать, знает только буквы, совсем не умеет решать математические задачки. При этом некоторые дети в группе уже бегло читают. Я хотела бы отдать дочь в школу, но опасаюсь, что она не готова к обучению. Скажите, что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? Может быть, нам еще на один год остаться в детском саду? Посоветуйте.
Минута. Гонг. После этого знатоки отвечают на вопрос.
Ведущий: Внимание! Правильный ответ. Многие родители считают, что именно интеллектуальная готов-ность является главной составляющей готовности к школе, а ее основа - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Данное убеждение неверно. Для ребенка, поступающего в школу, наиболее важны определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель сможет решать задачи обучения. Успешность школьного обучения во многом зависит и от возраста ребенка, поступающего в первый класс. Перед тем как отдать своего шестилетнего малыша в школу, подумайте, а стоит ли? Ведь далеко не все шестилетки готовы отказаться от игрушек и сидеть за партой. Бывает, что и в семь лет ребенок еще предпочитает игру учебной деятельности.
4-й раунд
(Волчок. Музыка из передачи)
"Музыкальная пауза" – музыкальный руководитель поет авторскую песню
5-й раунд
(Волчок. Музыка из передачи)
Вопрос "Социально-личностная готовность"
Ведущий: Итак, против знатоков играет воспитатель детского сада Коновалова А. Н. Внимание.
Рассказывает о беседе с ребенком:
• Хочешь ли ты идти в школу? - Хочу
• Зачем тебе идти в школу? Что ты там будешь делать?
• Если играть в школу, кем ты будешь - учителем или учеником? Почему?
• Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Почему?
• Как ты думаешь, где лучше - в детском саду или в школе? Почему?
Ведущий: Оцените ответы ребенка, как вы думаете, готов ли он к школе? Обоснуйте ответ.
(Минута. Гонг. После этого знатоки отвечают на вопрос.
Внимание! Правильный ответ. Девочка имеет общее представление о школе (о том, зачем туда ходят, чему учат). Однако у ребенка не сформирована социальная позиция школьника (девочку в школе привлекает не обучение, а перемены, игровая деятельность преобладает над учебной. У детей должно быть сформировано положительное отношение к школе, учебной деятельности, учителю. Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений ему трудно будет учиться, если не сформирована социальная позиция школьника. Воспитатель должен рассказывать об учителях, школе, читать книги, организовывать просмотры видеофильмов, экскурсии в школу. Это создаст у них положительную установку на учебу в школе.
6-й раунд
(Волчок. Музыка из передачи)
Вопрос "Эмоционально-волевая готовность"
Ведущий: Итак, против знатоков играет психолог детского сада.
Психолог: Уважаемые знатоки, я предлагаю вам рассмотреть показатели готовности ребенка к школе и выбрать те, которые соответствуют только развитию волевых качеств. Правильный ответ обозначьте галочкой
(Помощник раздает карточки).
1. "Эмоционально-волевая сфера"
1 Ребенок доводит начатое дело до конца
2 Внимательно слушает задание, выполняет его в соответствии с инструкцией взрослого
3 Усидчивый
4 Умеет классифицировать и обобщать предметы, считать в пределах 10
5 Ребенок способен слушать других, не перебивая
6 Отсутствует выраженная задержка в речевом развитии
7 Умеет контролировать свои эмоции
8 Ребенок позитивно настроен на обучение в школе
9 Ребенок способен самостоятельно выполнять задание
Минута. Гонг. После этого знатоки отвечают на вопрос.
Психолог: Внимание, правильные ответы под номерами 1,2,3,5,7,9.
Вопрос 4 "Умеет классифицировать и обобщать предметы, считать в пределах 10" относится к интеллектуальной готовности.
Вопрос 5 "Отсутствует выраженная задержка в речевом развитии" относится к физической готовности.
Вопрос 8 "Ребенок позитивно настроен на обучение в школе" относится к социально-личностной готовности.
Психолог: Задание второе: для диагностирования у детей умения распознавать эмоции обычно используются мнемотаблицы. Сейчас мы с вами его опробуем. У меня имеются карты-маски с разными видами эмоций. Я предлагаю вам назвать каждую из них (радость, грусть, горе, удивление, интерес и т. д.).
(Помощник выносит мнемотаблицы и раздает игрокам.)
Психолог: Уважаемые знатоки, вы должны подобрать для каждой из масок эмоцию и обозначить её
Минута. Гонг. После этого знатоки отвечают на вопрос.
Конкурс на лучшего игрока из зала
Ведущий: Пока наши знатоки обсуждают задание, я хочу провести конкурс на лучшего игрока из зала. Кто быстрее разгадает кроссворд.
Кроссворд "Физические качества личности'
По горизонтали:
1 Способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения интенсивности.
2. Умение действовать в изменяющихся условиях правильно и находчиво.
По вертикали:
1. Способность выполнять какое-либо действие в минимальный срок.
2. Способность мышц производить физические действия, движения.
(Ведущий озвучивает правильные ответы.)
Итоговое задание
Ведущий: Уважаемые знатоки, вот и подошла к концу интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Предлагаю подвести итоги нашей встречи и выполнить заключительное задание. Представлены четыре компонента школьной зрелости, о которых шла речь на протяжении всей игры, и карточки с основными характеристиками данной пдготовки. Вы должны расположить предложенные карточки в таблице на магнитной доске в соответствии с характеристиками каждой готовности.
(Помощник выносит доску, магниты, карточки)
Пример таблицы с правильными ответами
Интеллектуальная готовность Социально-личностная готовность Эмоционально-волевая готовность Физическая готовность
Любознательность Желание получать новые знания \
Усидчивость Работоспособность
Запас элементарных сведений об окружающем мире Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности
Умение контролировать свои эмоции Физически и психически развит
Способность к обобщению и классификации Осознание себя будущим учеником
Стремление доводить начатое дело до конца Достаточно развиты двигательные умения и навыки
(Ведущий озвучивает правильные ответы.)
Ведущий: Уважаемые знатоки, вы справились с заданием отлично. Надеюсь, что предложенная тема была интересной, а информация, которую вы сегодня получили, окажется для вас полезной. В заключение прошу вас встать в круг. Закройте глаза, расслабьтесь, прислушайтесь к своему внутреннему миру. Скажите одним словом, какие эмоции, ощущения вызвала у вас данная игра. Большое спасибо всем участникам. (Звучит музыка из передачи)