Коротаева Лидия Николаевна
Сценарий интеллектуального конкурса для старших дошкольников «Ума палата»
Задачи:
-поддерживать интерес к познавательной деятельности;
- развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки;
- воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
Ход конкурса
Ведущий.
Добрый день, дорогие дети и уважаемые взрослые.
Сегодня у нас с вами необычная встреча. Вы увидите интеллектуальную игру-соревнование двух команд, которые продемонстрируют свои знания в разных областях.
Ведущий.
Мы рады приветствовать всех в этом зале.
И наши команды представим вначале.
Публикация «Сценарий интеллектуального конкурса для старших дошкольников „Ума палата“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Сценарии конкурсных мероприятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Встречайте, под громкие аплодисменты
Спешат эрудиты на эксперименты.
Узнаем сегодня, кто здесь самый умный,
И самый спортивный, и остроумный.
Команды «Умники» и «Мыслители»!
Но кто же станет победителем!
А теперь каждая команда произнесёт свой девиз, и мы начнём нашу игру.
Игроки.
«Умники» : Один ум хорошо, а команда умов лучше.
«Мыслители» : Мы будем мыслить, рассуждать. Идя к финалу, побеждать.
Ведущий.
Хочу напомнить и участникам игры, и зрителям правила совместной работы: работать дружно, быть внимательными, вежливым, не отвлекаться, не мешать друг другу.
Позвольте представить вам членов нашего жюри. (Представление членов жюри.)
Уважаемые члены жюри, прошу судить строго, но справедливо! А вы ребята, не спешите отвечать, хорошо обдумывайте каждый ответ, и не забывайте, что вы -команда!
Вопросы для интеллектуальной разминки :
1. Как называется часть одежды, куда кладут ключи и платки? (Карман.)
2. Какую птицу называютлесным доктором? (Дятла.)
3. Люди бегают по всему полю и пинают мяч ногами, кто они? (футболисты).
4. Какой цветок имеет шипы? (Роза.)
5. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник.)
6. Что можно увидеть c закрытыми глазами? (Сон.)
7. «Домашний» Дед Мороз - это.? (Холодильник.)
8. Что такое музыкальные звуки? (Пение, игра на музыкальных инструментах и т. д.)
9. Кто быстрее плавает: курица или утка? (Курица не плавает.)
10. Люди бегают по льду, отбивая шайбу клюшкой. Кто они? (Хоккеисты).
11. Сколько человек тянули репку? (Три.)
12. Что длится дольше: год или 12 месяцев? (Одинаково.)
13. Как называется красочное семицветное явление природы после дождя? (Радуга.)
14. Назовите шумовые звуки. (Жужжание насекомых, стук колёс поезда, шум мотора самолёта).
15. Как называют зимнюю «квартиру» медведя? (Берлога.)
16. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
17. Как назвать одним словом: медаль, грамота, кубок (награда).
18. Что получится, если соединить музыку и стихи? (Песня)
19. Спортсмены красиво танцуют на льду (фигуристы).
20. Мяч попал в ворота (гол).
Первый конкурс «Собери пословицу»
Ведущий. Мы начинаем наш интеллектуальный турнир и первый конкурс называется «Собери пословицу».
Сейчас проверим, как наши игроки знают пословицы.
Ребята, вам надо собрать пословицы, разделив все картинки на пары, и произнести пословицы, которые иллюстрируют данные картинки.
Народ пословицы слагал,
И нас с тобою поучал.
Картинке пару ты найди,
Пословицу произнеси.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Куда иголочка, туда и ниточка.
Семеро одного не ждут.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Сделал дело – гуляй смело.
Волков бояться – в лес не ходить.
Второй конкурс «Найди ошибки»
Ведущий. Вы должны внимательно рассмотреть картинки и найти ошибки, допущенные художником.
Художник кисти в руки взял,
Картину он нарисовал.
Нарисовал он круто,
Но всё там перепутал.
На столы детям кладутся картинки. Дается время на обсуждение задания, отвечает один ребенок от каждой команды.
Ведущий. Молодцы, ребята! Готовы у следующему заданию?
Третий конкурс «Найди закономерность и продолжи ряд»
Задание даю вам непростое.
Его решите без подсказки вы.
Но чтобы выполнить задание такое,
Свою смекалку проявите вы!
Участникам конкурса раздают листки c изображением ряда фигур. Необходимо определить, в какой последовательности располагаются фигуры и продолжить рисунок. На выполнение задания отводится 3 минуты (используются песочные часы). Затем работы передаются членам жюри.
Четвёртый конкурс «Занимательная математика»
Ведущий.
Математика-наука,
Хоть сложна, но всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Каждый день она нужна.
Вначале проведём небольшую разминку.
Для каждой команды задаётся вопрос, команда совещается, и представитель команды даёт ответ.
1. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
2. В лесу росла береза. На ней росли яблоки: 1 зеленое, 2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?
12. Чем измеряют время?
13. Чем измеряют температуру?
14. Чем можно измерить длину или высоту?
16. Чем измеряют вес?
17. Сколько хвостов у 4 котов?
18. Сколько ушей у двух мышей?
Ребята, а вот и новое задание - необычные фруктовые примеры.
Задание: Вам нужно правильно решить каждый пример и в пустых клеточках написать цифру, соответствующую правильному ответу.
Для болельщиков «Разгадай ребус»
Ведущий. Молодцы, ребята. Вы достойно справились со сложными математическими задачками. Теперь можем немного размяться и потренироваться в быстроте и ловкости.
Пятый конкурс «Наши руки не для скуки»
Ведущий.
Предлагаю вам, ребята, я немного поиграть,
Свою ловкость и сноровку надо будет показать!
Узелки, банты, косички очень быстро завязать!
Игра «Кто больше завяжет узлов»
Соревнуются по 2 мальчика от каждой команды. Каждый из них получает верёвку и по сигналу под музыку начинает завязывать узлы. С окончанием музыки, ведущие вместе с детьми считают их. Побеждает команда, завязавшая большее количество узлов.
Ведущий. А теперь задание для девочек. Многие девочки носят косички. Значит, они должны уметь их плести.
Игра «Кто быстрее заплетёт косичку».
Участвуют по 2 девочки от каждой команды. Они встают парами напротив друг друга. Одна из девочек держит ленточки за кончики, другая их заплетает. Побеждает пара, сумевшая быстрее заплести косичку.
Эстафета для болельщиков «Бантики».
Участвуют по 3 человека от команд болельщиков. Дети строятся друг за другом. Ведущие стоят на расстоянии 3-4 м. от команд и держат скакалку, к которой за середину привязано 6 ленточек. По сигналу дети по очереди подбегают и завязывают бантики. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Шестой конкурс «Найди отличия».
Ведущий. Прошу команды занять свои места за столами. Вам предстоит рассмотреть, сравнить картинки и найти отличия. Будьте внимательны. На выполнение задания отводится три минуты.
Картинки эти рассмотри
И все отличия найди.
Не надо куролесить,
Их будет только десять.
Для болельщиков проводится «Сказочная викторина»
Седьмой конкурс «Вьетнамская игра» (танграм)
Участникам команд раздают листы c изображением пяти фигур. За З минуты они должны собрать любые три фигуры. Жюри проверяет правильность выполнения задания и подсчитывает количество фигур.
Восьмой конкурс «Музыкальный»
Есть на Земле одна страна,
Зовется музыкой она.
Живут там инструменты,
Нам дарят радости моменты.
Участникам конкурса раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Ребята должны разложить их на четыре группы: струнные, клавишные, духовые и ударные. Побеждает команда, участники которой справились с заданием быстро и правильно.
Девятый конкурс «Запоминалки»
Ведущий. Сейчас наши интеллектуалы продемонстрируют умение быстро запоминать и устанавливать смысловые (ассоциативные) связи в парах слов.
Слушайте и повторяйте пары слов, запоминайте слова.
А теперь я буду называть одно слово из пар, а вы вспомните и назовите второе слово из этой пары.
1-й команде: 2-й команде:
Подарок – день рождения; Ребёнок – игрушка;
Цветы – ваза; Поезд - рельсы;
Машина – дорога; Космос – ракета;
Продавец – покупатель; Врач – больница;
Море – корабль; Зима – снег;
Осень – листопад. Дождь – зонт.
Десятый конкурс «Ориентиры»
Ведущий. Сейчас мы узнаем, как наши игроки ориентируются в пространстве. Члены команды по очереди подходят к магнитным доскам и выполняют инструкцию.
Поместите в центре доски.
В правом верхнем углу.
В левом нижнем…
Под …
Справа.
Ведущий. Наша встреча подошла к концу. Команды справились со всеми заданиями.
Мы на конкурсе сегодня
С пользой время провели.
И теперь жюри попросим,
Чтоб итоги подвели.
Слово предоставляется жюри.
Председатель жюри.
Мы немного пошептались, не спеша, посовещались.
Скажем честно от души:
Вы, ребята, молодцы, настоящие бойцы!
Конкурс замечательный,
Очень увлекательный.
Всем вам слава и почет
Оглашаем мы итог!
Жюри оглашают итоги конкурса.
Награждаются участники конкурса.