Иннеса Ягафарова
Сценарий интегрированного занятия с ИКТ «Музыка. Живопись. Искусство слова» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ИКТ
«МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ, ИСКУССТВО СЛОВА»
ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ П. И. ЧАЙКОВСКОГО
«ВРЕМЕНА ГОДА» ПЬЕСА «ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
12.10.2018г. пятница 10.00ч.
Музыкальный руководитель :
Ягафарова Иннеса Фаязовна
Действующие лица:
1. Музыкальная Фея : Ольга Александровна
Публикация «Сценарий интегрированного занятия с ИКТ „Музыка, Живопись, Искусство слова“ по произведениям П, И, Чайковского „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чайковский П.И.
- Темочки
2. Художник: Алёна Владимировна
3. Осень: Елена Викторовна
Цель:
1. Воспитывать эмоциональное отношение к музыке, живописи, искусству слова.
Задачи:
1. Развивать воображение, фантазию, способность самостоятельно воплощать свой тематический замысел в художественной деятельности: в пении, музыкально- пластической импровизации, рисовании, рассказе.
2. Создавать ситуации творческого процесса.
3. Продолжать знакомить детей с историей создания детского альбома П. И Чайковского с его содержанием и прослушиванием пьесы «Времена года» П. И. Чайковского.
4. Развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности. Вспомнить с детьми эмоционально-образную характеристику музыки.
Музыкальный материал :
1. П. И. Чайковский. Цикл «Времена года» пьеса «Осенняя песня».
2. Видеофильм из цикла «Времена года», «Октябрь».
Репродукции картин:
1. И. И. Левитан «Золотая Осень».
2. И. И. Шишкин «Первый снег».
3. Выставка детских рисунков на тему «Волшебные краски Осени».
Оборудование: Мультимедийная доска, различные музыкальные инструменты, листок для рисования, гуашь, краски, кисточки.
Дети под музыку заходят в зал, садятся на стульчики.
Музыкальная Фея :
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовёт нас за собой.
Музыкальная Фея : Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем говорить о том, как дополняют друг друга музыка, живопись и поэзия. Попробуем понять, как музыка может быть связана с живописью и поэзией, и как многообразно она может воспеть праздничное нарядное по цвету время года- осень. Поэт рисует осень словами, художник изображает её на бумаге, на холсте. А композиторы отображают всю красоту осени в музыке, которая несёт в себе множество чувств, настроений, образов и эмоций.
Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие, в музыкальную страну знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДЕО ФИЛЬМА
«ВРЕМЕНА ГОДА» П. И. ЧАЙКОВСКОГО
«ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ» ОКТЯБРЬ.
Музыкальная Фея : Ребята, какое настроение передано в этом музыкальном произведении? (грустное, унылое, печальное, жалобное).
Правильно. Пьеса жалобная, задумчивая, в середине немного взволнованная, беспокойная, но потом опять печальная, поникшая. Какая картина изображена в музыке? (Картина поздней, хмурой осени. Дует ветер, наступают холода).
Да! В музыке можно услышать и порывы ветра (5,6 такты, и как падают листья (7-8 такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, уныло. А сейчас сравним, созвучно ли настроение пьесы стихотворению А. Плещеева «Осень наступила», которое прочитает для нас Ульяна.
А. Плещеев. «Осень наступила»
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Зашумели воды быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края.
Музыкальная Фея : Какое настроение передано в стихотворении? (грустное, печальное).
И пьеса П. И. Чайковского и стихотворение А. Плещеева передают картину поздней осени.
ПОД МУЗЫКУ ВХОДИТ ОСЕНЬ.
Осень: Я – Осень золотая,
Спешу вас удивить,
Богатством урожая,
Ковром цветным укрыть,
Расписанной листвой
И гроздьями рябин,
Причудливой красою
Прозрачных паутин.
Здравствуйте, дорогие ребята. Вот и наступила золотая осень. Осенью становиться прохладно, падают листья, идут дожди. Ребята, давайте мы сейчас с вами сделаем физминутку.
ФИЗМИНУТКА «ДОЖДИК»
Осень: Ребята, давайте исполним песню «Осень золотая».
ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ
Муз. М. В. Сидоровой
Сб. «Колокольчик» №26-2002 стр. 8
Неторопливо
1. Осень золотая
Снова к нам пришла.
Птиц собрала в стаи,
им на юг пора.
Скоро бурый мишка
Будет крепко спать.
И пора зайчишке
Шубку поменять.
Припев:
Осень золотая
Листики срывает,
А они по ветру
Кружатся, летят.
Красные рябинки
Нагибают спинки
И берёзки белые
Золотом горят.
2. Вот уже всё ближе
Капельки дождя
И пургою рыжей
Осень замела.
Подожди прощаться-
Просит детвора,-
Дай налюбоваться,
Осень на тебя!
Припев: тот же
Осень: Ребята, а скажите мне пожалуйста, какое настроение передаёт эта песня? (Ласковая, нежная, немного грустная).
Музыкальная Фея : Правильно ребята! Мы увидели, как поэты- словами, композиторы- звуками прекрасно «рисуют» природу. Настала пора поговорить о картинах. Но для этого нам нужно пригласить художника. Пригласим его музыкой.
ВЫХОД ХУДОЖНИКА
Художник: Здравствуйте, ребята! Я хочу рассмотреть с вами репродукции картин художников, посвящённые осени.
Беседа по картинам.
1. И. Ю. Левитан «Золотая осень»
2. И. И. Шишкин «Первый снег»
Художник: На картине И. Ю. Левитана- осень золотая, царственная. И вот какие строки расскажут о ней, и расскажет нам Аня.
«Осенняя пора, очей очарованье,
Приятно мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса».
Художник: Да! Действительно с наступлением осени деревья как- будто вспыхивают разноцветным огнё м: листья горят и жёлтым и оранжевым, и красным и зелёным.
УПРАЖНЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ : «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»
Художник: А теперь встанем в круг, закроем глаза и постараемся представить лес. Представим себя в образе деревьев. Покажем движениями. Как они качают ветвями; вот наши руки стали лёгкими, лёгкими и мы превратились в осенние листочки. (дети приседают, плавно кружась).
Художник: А сейчас я вам предлагаю занять рабочие места и выразить свои чувства на листе бумаги. Вспомните экскурсии по осеннему парку, лесу, какие вы там видели деревья, кустарники, ягоды, травы, каким было небо. А настроение ваших рисунков должны говорить используемые вами тёплые цвета. В работе вам помогут воображение и творчество.
Под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня» дети рисуют.
По окончании работы рисунки раскладываются на ковре. Дети рассматривают их, рассказывают о своём рисунке. Художник одобрительно отзывается о всех рисунках.
Музыкальная Фея : И так мы сегодня убедились, что музыка может сочетаться со стихами, картинами, всё это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И как замечательно, если рядом внутри нас будет прекрасный мир искусства- живопись, поэзия, музыка.