Галина Гришина
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ по ознакомлению с окружающим миром «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор –составитель: Гришина Галина Александровна, МДОУ Плахинский детский сад воспитатель
с. Плахино, 2018г.
Цель: закрепить и расширить знания и представления детей о временах года, месяцах, о сезонных изменениях, происходящих в природе; развивать интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний.
Программные задачи:
-образовательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ по ознакомлению с окружающим миром „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
обобщить и систематизировать знания детей о временах года,
уточнить и закрепить представление об основных признаках в живой и неживой природе;
закрепить умение анализировать и делать выводы;
обучать детей отгадывать загадки;
активизировать словарь по теме «Времена года»;
слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на поставленные вопросы, высказывать свои суждения;
-развивающие:
развивать речь детей и умение слушать;
развивать эмоциональную отзывчивость, внимание;
совершенствовать навыки логического и образного мышления;
-воспитательные:
учить внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивать товарища;
воспитывать бережное отношение к родной природе;
вызвать желание помочь взрослому;
способствовать воспитанию культуры художественно-эстетического восприятия классической музыки, произведений отечественной поэзии.
Словарная работа: небылицы, вирус.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: видео ролик о временах года, аудиозапись П. И. Чайковского из альбома «Времена года», проектор, ноутбук.
Раздаточный материал: набор карточек «Времена года», бумага белая, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Предварительная работа: целевые прогулки; ежедневные наблюдения за изменениями в природе на участке детского сада и за его пределами; рассматривание иллюстраций о временах года; чтение литературных произведений, использование загадок, пословиц, поговорок о зиме, весне, лете и осени; чтение, разучивание стихотворений о временах года и их приметах; организация игр «Подбери одежду», «Когда это бывает», «Что случилось? Почему», настольно печатных игр - лото, домино по теме «Времена года»; просмотр слайдов.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте дети. Сегодня я с вами хочу поговорить о временах года, но прежде послушайте стихотворение А. С. Пушкина.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
О чем это стихотворение? (О зиме.) Любите ли вы зиму? За что вы любите это время года (Ответы детей.) Какая зима? (Снежная, холодная, морозная вьюжная, волшебная.) Это действительно необыкновенное, волшебное время года. У меня сегодня такое настроение, что хочется совершить чудо! Ребята, а вы хотите повстречаться с самой Зимой? (Ответы детей.)
Воспитатель: Для начала нам надо закрыть глаза и произнести слова.
Раз, два, три, четыре, пять.
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В зимнем царстве очутитесь!
Играет музыка, и воспитатель превращается в Зиму (одевает накидку, корону, берет волшебную палочку).
Зима: Доброе утро, ребята! Я часто наблюдаю за тем, как вы играете на площадке детского сада, на улице около своих домов, на снежной горке, слышу ваш задорный смех, вижу, как зарумянились ваши щечки. Я поняла так, что зиму вы очень любите. Но природа не бывает всегда одинакова. Она меняется по временам года. Какие времена года вы знаете.
Дети: ответы детей.
Зима: Давайте уточним, почему происходит смена времен года?
Дети: Смена времен года происходит из-за движения Земли вокруг солнца. Зимой наша планета занимает такое положение, что место, где мы живем, меньше освещается солнечными лучами, и в наших краях наступает зима.
Зима: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по временам года. Я приготовила для вас видеоролик о сезонных изменениях в природе. Но сначала мне понадобится ваша помощь. Вирус заблокировал программу и по электронной почте прислал письмо. Ребята, подскажите мне, пожалуйста, что же это за вирус такой всемогущий? Это наверно тот вирус, когда у вас появляется температура, кашель.
Дети: ответы детей
Зима: Давайте прочитаем письмо и узнаем, что же пишет нам компьютерный вирус. «Я вирус. Я всемогущий и я знаю, что вы никогда не выполните мои задания и не посмотрите свой видеоролик. А задания у меня такие:
1. Соберите картинки которые я разрезал и назовите времена года, изображенные на них.
2. Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите времена года по порядку.
3. Сколько месяцев в году и как они называются.
4. Что не так и почему?
5. Отгадайте загадки.»
Зима: - Ребята, мы должны постараться выполнить все задания вируса, а для этого мы будем работать, сообща. Я уверена у нас все получится. А сейчас я вам раздам картинки, которые разрезал вирус, и вы их соберете.
Познавательно- игровое задание «Собери картинки.»
Зима: Молодцы, правильно собрали и назвали времена года, но нас ждет следующий вопрос (читает письмо). У меня на столе лежат карточки, кто сможет обозначить времена года карточками? (дети по желанию подходят к педагогу: находят нужную карточку, называют время года и прикрепляют ее к доске) Почему вы думаете, что здесь нарисована зима? (Признаки зимы.) После зимы наступает весна. Как вы догадались, что здесь нарисована весна? (Признаки весны.) Затем какое время года наступит? (Потом придет лето.) Как вы решили, что здесь запечатлено лето? (Признаки лета). После лета наступает? (После лета наступает осень.) Как вы решили, что на картинке нарисована осень? (Признаки осени.) Закончится осень, наступит? (Закончится осень, наступит зима.). Почему вы решили, что здесь изображена зима? (Признаки зимы.) Заканчивается зима и снова приходит весна. Времена года идут друг за другом по кругу образуя год. - Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их. Молодцы и с этим заданием вы справились. Приступим к 3-му заданию (читает письмо). Знаете ли вы, сколько месяцев в году?
Дети: ответы детей (Двенадцать).
Зима: Кто может вспомнить названия месяцев?
Дети: ответы детей
Зима: Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы март пришел раньше, чем уйдёт февраль, а август обогнал бы июль. Месяцы всегда идут один за другим и еще ни разу не встретились. Ребята, давайте поиграем в игру, я буду называть вам месяц, а вы отвечать правильно ли я говорю.
Игровое упражнение «Угадай чей месяц»
Зима: Замечательно, это задание вы преодолели! Сейчас я прочту вам еще один вопрос из письма (читает письмо, а вы внимательно слушайте и скажите, что здесь не так.
Рассказ-небылица.
Зима: (К. Чуковский)
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
Дети: ответы детей. Дети перечисляют несоответствия в стихотворении. Зима: Ну что же, и с небылицами вы так же справились. А вот следующее задание. Необходимо еще отгадать загадки. Если вы все ответите правильно, то вирус будет удален.
1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Весна)
2. Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.
(Зима)
3. Песен полон лес и крика, брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке, пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …
(Лето)
4. Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.
(Осень)
Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый.
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры.
(Зима, Весна, Лето, Осень)
Зима: Все задания мы выполнили, можно и отдохнуть. Давайте с вами проведем маленькую разминку. Я надеюсь вирус уже удалился, и мы сможем посмотреть видео ролик о временах года.
Физкультминутка «Зимняя прогулка» Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,
Там снеговика лепили (махи руками,
А потом с горы катились (волнообразные движения руками,
Веселились и резвились (прыжки).
В Валю кинули снежком (произвольные движения,
В Петю кинули снежком,
В Полину кинули снежком
– Получился снежный ком!
Просмотр видео ролика.
Зима: Ребята, понравился ли вам видео ролик. Из него мы узнали, что человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Природа всегда меняется по временам года. Мы с вами тоже меняемся в любое время года: сменяем одежду, игры и занятия. А сейчас мы сделаем зарядку для глаз, так как наши глазки должны отдохнуть.
Зарядка для глаз.
Глазки влево, глазки вправо,
Глазки вверх, глазки вниз
И еще начнем сначала.
Зима: Ну, вот подошло время нам прощаться ведь сегодня последний календарный день зимы. Время летит быстро и завтра уже наступает весна, а обо мне останутся одни воспоминания. Я не раз заглядывала к вам в окна и видела, как вы можете красиво рисовать. Я бы очень хотела, чтобы и для меня вы нарисовали свои рисунки о зиме.
Дети проходят к столам и рисуют.
Зима: Какие интересные у вас получились работы. Как красиво. Давайте всем покажем ваши рисунки. Я с удовольствием повешу ваши рисунки у себя в зимнем дворце и весь год буду любоваться ими. А у меня для вас есть тоже подарки. Отгадайте, что я вам приготовила?
Лишь зимой она бывает,
С крыш домов она свисает.
Если с ней поцеловаться,
То в мороз не оторваться. (Сосулька)
Родители вам разрешают их есть? (Нет) Тогда я скажу волшебные слова, взмахну волшебной палочкой и превращу их в сладкие леденцы.
Зима взмахивает своей волшебной палочкой, говорит волшебные слова и раздает гостинцы детям.
Литература:
1. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ». Издательство: «Учитель», 2006г.
2. Л. В. Владимирская «От осени до лета» Издательство: «Учитель», 2006г.
3. Произведения А. С. Пушкина, К. Чуковского, Ф. Тютчева, С. А. Есенина.