Ульяна Еркаева
Фотоотчет «Музыка и дети. По страницам «Детского альбома» П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
По страницам «Детского альбома» П. И. Чайковского
Слушание музыки - один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности.
Публикация «Фотоотчет „Музыка и дети, По страницам „Детского альбома“ П, И, Чайковского“» размещена в разделах
Листая подшивки замечательного журнала «Дошкольное воспитание» я обратила внимание на статью «Мир Любви, Красоты и Надежды», автором которой является О. Вайнфельд. В ней он рассказывает о своем понимании огромного значения творчества П. И. Чайковского для русской культуры, современное представление о музыкальном восприятии ребенка.
«Мне хотелось, чтобы дети почувствовали в музыке Чайковского палитру человеческих переживаний: от контрастных состояний радости и печали до более сложных душевных проявлений нежности, волнения, благодарности, восхищения».
Слушая с детьми произведения П. И. Чайковского, можно заметить, как дети увлекаются его музыкой, переживают события, переданные в музыкальных произведениях; живо откликаются на характер, настроение пьес, стараются своё отношение к музыке передать в движениях, игре на музыкальных инструментах, в рисовании. Музыка Чайковского исключительна по своему разнообразию. Эти пьесы легко воспринимаются на слух, в них понятны все сюжеты, их легко обыграть.
О. Вайнфельд создал цикл музыкальных комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста. Цикл не рассчитан на быстрый педагогический результат. Он разработан в надежде на более глубокое соприкосновение детей с классической музыкой. Думается, что Красота и Любовь, которые дарит нам Чайковский, найдут отклик в детских сердцах.
Цель занятий. Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки П. И. Чайковского. Развитие творческого воображения, способности к художественному взаимодействию с музыкой Чайковского посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова.
Занятие «Мама»
Цель занятия.
1. Воспитывать чувство любви и уважения к самому близкому и родному человеку - к маме.
2. Познакомить с музыкальными произведением П. И. Чайковского, посвящённое образу матери.
3. Развивать художественное творчество детей, создавая красивые цветы для мамы, портрет мамы…
Ход занятия.
Дети входят в зал под звуки пьесы «Мама»
Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте стихотворение, и скажите, о ком говорится в нем.
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз,
Кто заботится о вас?
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки вам дарит?
Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда, -
Кто же слезы льет тогда?
(И. Косяков) (Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Правильно, все эти слова о маме.
Самая добрая, самая родная. А как вы думаете, почему мы так любим наших мам? (Ответы детей).
Сегодня мне хочется рассказать вам, как любил свою маму композитор П. И. Чайковский. Мама пела ему в детстве красивые песни, романсы. Один из них, «Соловей», Петя запомнил на всю жизнь. Будучи уже взрослым, слушая этот романс, он всегда вспоминал свою маму: какой она была ласковой, заботливой, как радовалась успехам своего сына, огорчалась его неудачам.
Чайковский вырос, стал известным композитором. Он много путешествовал по разным странам. Именно там ему приходит мысль о написании альбома для детей. Он посвящен автором своему племяннику, Володе Давыдову, «который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».
Содержание музыки «Детского альбома» напоминает один день ребенка - утро, день и вечер детского дня, с его играми и огорчениями. Есть пьеса «Мама». Чайковский напоминает детям, чтобы они любили своих мам, никогда о них не забывали. Послушаем музыку о маме и подумаем о ней. (Исполняю пьесу «Мама» на фортепьяно)
Дети делятся своими впечатлениями о пьесе, о её настроении, высказывают предположение о том, что «рассказывает» музыка о маме.
Музыкальный руководитель. Все мамы любят красивые цветы. Предлагаю нарисовать такой цветок, а нежная, ласковая музыка Чайковского будет помогать вам фантазировать.
Дети проходят к столам, рисуют красками. Звучит «Наталия – вальс» в грамзаписи.
Музыкальный руководитель. (После рассматривания рисунков детей) Какие красивые, волшебные цветы вы подарите своей маме. Не стесняйтесь сказать ей о своей любви, поцеловать её. Для каждой мамы дороже всех на свете её дети.
Заканчивая статью, хочу предложить несколько советов по слушанию музыки малышами:
1. Нужно помнить о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.
2. Не следует на первых порах слушать крупные музыкальные сочинения, лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
3. Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.
4. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений.