Григорьева Людмила Александровна
Музыкальная гостиная по произведениям из цикла «Времена года» П. И. Чайковского
Музыкальное тематическое занятие "Музыкальная гостиная"
по произведениям из цикла " Времена года" П. И. Чайковского.
Цель занятия:
Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному, литературе).
Задачи:
Направление «Социализация» :
Публикация «Музыкальная гостиная по произведениям из цикла „Времена года“ П, И, Чайковского» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками.
Формирование представления о музыкальной культуре и
музыкальном искусстве;
развитие навыков игровой деятельности
Направление «Коммуникация» : развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений, обогащение «образного словаря».
Направление «Познание» :
Развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Направление «Физическая культура» :
Использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
Использование мультимедиа: иллюстрации картин по временам года – Зима, Весна, Лето, Осень.
Ход занятия.
М. р. Здравствуйте, ребята. Мы с вами пришли в музыкальную гостиную на встречу с музыкой.
-Вы любите музыку? Я еще не встречала человека, который равнодушен к музыке.
-А какая музыка вам нравится? Вот какие разнообразные музыкальные вкусы у вас.
-А кто может сказать, что нужно сделать для того чтобы полюбить музыку? Конечно, для того, чтобы полюбить музыку, нужно ее слушать. А если внимательно слушать музыку, можно ее понять. Музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая тоже рассказывает, но только не с помощью слов, а с помощью звуков. Музыка – настоящая волшебница! Она может передавать любое настроение человека, может рассказать нам сказки или показать даже целые картины.
А сегодня мы с вами будем слушать музыку композитора П. И Чайковского.
Петр Ильич жил более сто лет назад. Он был очень известным и почитаемым композитором во все времена. Он очень любил наблюдать за природой. Мог часами смотреть, как течет весенний ручеек или падает первый пушистый снежок, как летит журавлиный клин или как распускаются весной почки на деревьях. Петр Ильич все свои наблюдения переложил на музыку и собрал в один альбом, который так и назвал" Времена года".И сегодня эта прекрасная музыка приглашает нас в путешествие по временам года.
(Дети переходят в уголок Зима)
- И первой нас встречает красавица Зима.
Выхолит Зима.
Зима.
Разукрасилась Зима:
на уборе бахрома
из прозрачных льдинок,
звездочек- снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках.
Ребенок.
Эй, спешите все сюда-
В гости к нам Зима пришла!
Будем мы шутить, играть,
Бегать, прыгать, забавлять!
М. р. –
А давайте и мы с вами поиграем в снежки!
Игра в снежки. (П. И. Чайковский. Февраль. Масленица.)
М. р. – Какое произведение звучало во время игры в снежки.
(Февраль. "Масленица").
Кто автор этого произведения? (П. И Чайковский)
Что вы услышали в этой музыке?
Можно услышать как падает снег и как дети во дворе лепят снеговиков, катаются с горок и конечно играют в снежки.
М. р. - Ну что ж продолжаем наше путешествие.
(Дети переходят в уголок Весна)
- Ожила вокруг природа, пробудившись ото сна,
С голубого небосвода в гости к нам пришла Весна.
А голубой подснежник-
весны сынок родной-
доверчиво и нежно
глядит на нас с тобой.
М. р- Я предлагаю сейчас нашим девочкам превратиться в ручейки, а мальчикам в подснежники.
Исполняется танец-этюд импровизация. (с голубыми ленточками).
(П. И. Чайковский Апрель. " Подснежник")
М. р- Под какое произведение вы танцевали?
Прозвучало произведение Апрель "Подснежник".
- Кто автор этого произведения? П. И. Чайковский.
- Что вы представляете, слушая эту музыку?
- Мы представляем, как бегут весенние ручьи, появляются в сугробах проталинки и появляются первые нежные весенние цветы- подснежники.
М. р. - На смену Весне пришло Лето.
(Дети переходят в уголок Лето)
Ребенок.
Лето-жаркое, Лето-красное.
С зорьками ясными,
Со светлыми росами,
С ливнями и грозами,
С медовыми цветами,
С высокими хлебами,
С душистыми травами,
С играми-забавами.
М. р. - П. И. Чайковский, когда прогуливался летом, внимательно наблюдал, как работают на полях крестьяне. Сейчас на полях работают комбайны, а раньше весь урожай собирали вручную. И сено косили косами и пели песни.
П. И. сочинил произведение из цикла Времена года Июль " Песнь косаря"
Я предлагаю вам нарисовать свою картину летнего луга. А поможет вам в этом Музыка П. И. Чайковского Июль " Песнь косаря".
Рисование.
М. р. - Ну вот и настал черед самого грустного, но и самого красивого времени года.
(Дети переходят в осенний уголок)
Как вы думаете какое это время года?
Осень.
Я - Осень золотая.
Я красоту повсюду навожу,
Уж золотом покрыт наш лес,
Скользнул луч солнца золотой с небес,
И на земле ковер весь золотой,
Вы только осенью увидите такой.
М. р. - Сейчас Осень поиграет с нами под замечательную музыку П. И. Чайковского Октябрь " Осенняя песня".
Проводится игра" Волшебный платок".
(Дети летают по залу с веточками Осень накрывает одного платком. Все дети угадывают кого спрятала Осень.)
М. р. - Ну вот и подошло наше увлекательное путешествие по временам года к концу.
М. р. – Ребята, какие произведения вы сегодня слушали?
- Кто автор этих произведений?
- Какое произведение вам больше всего понравилось? Почему?