Евгения Тимофеева Мамедова
Сценарий хантыйского праздника для детей дошкольного возраста «Праздник прилёта серой вороны в ХМАО»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий хантыйского праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
«Праздник прилёта серой вороны в ХМАО – встреча весны».
Сценарий разработан педагогом дошкольного образования
Евгенией Владимировной Мамедовой.
Публикация «Сценарий хантыйского праздника для детей дошкольного возраста „Праздник прилёта серой вороны в ХМАО“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Вороний день
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Цель проведения: 1. Патриотическое воспитание - познакомить с одним из древних культурно-традиционных праздников малочисленного северного народа ханты – «Прилёт серой вороны». Расширять представления о народах населяющих Россию.
2. Экологическое воспитание - воспитывать гуманно – ценностное отношение к природе ХМАО – Югра, как важной составляющей жизни планеты Земля.
Персонажи: Взрослые - Ведущий, бабушка – хантыйка;
Дети – девочка-хантыйка, ворона, солнце, олени, птицы, медведь, заяц, белка.
Оборудование: Ширма, тростевые куклы (бабушка хант, девочка хант, платочные куклы (медведь, заяц, олень, щука, ворона, перчаточные куклы (ворона, медведь, заяц, олень, щука, чум, очаг электрический, колыбель, национальные хантыйские костюмы, костюмы оленей, ободки-рожки, костюмы птиц, фигурки воронят из теста, 2 колыбели, опилки, костюм медведя, гнездо вороны (подготовить детали для сборки гнезда, в игре «Гнездо для вороны», берёза, бублики на лентах, костюм солнца.
Предварительная работа: Изготовление костюмов, кукол, декораций, разучивание песен, танцев игр, работа за театральной ширмой.
Ход праздника:
[b]Зал задекорирован под хантыйское зимнее стойбище в тайге: на дальнем плане -солнышко, тучи, елки, чум нарисованный, нарты, птицы (тетерев, рябчик и другие лесные таёжные птицы, вдалеке снежные бугры с пробивающейся травкой из под них, ручей с вынырнувшим бобром; на переднем плане – ширма (низ ширмы – берлога медведя, кустик, ручей; верх ширмы - чум с театральными куклами, мягкие игрушки (ханты, олени и др. ,берёзка с калачами, Ростовая Ворона сидит за ширмой.
Ведущий с детьми входят в зал, стают полукругом, читают стихи о весне. [/b]
Ведущий:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами!
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
Вдалеке видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
Ребёнок:
Толстяки-снеговики
Похудели от тоски.
Тают
Прямо на глазах,
Причитают:
- Ох! И Ах!
И до слез печалятся,
Что зима кончается!
Ребёнок:
Кап да кап, и не до сна,
К нам в Югру спешит весна!
Зазвенел ручей игриво.
Вышел ежик:" Что за диво!
Хватит звери нам скучать,
Уж весну пора встречать!"
Дети исполняют хоровод «Весна» слова и музыка М. В. Сидоровой,
затем рассаживаются на места, Солнце сменяет Туча на экране. Внучка и Бабушка уходят за ширму, берут тростевых кукол и показывают их на ширме. Звучит хантыйская музыка (песня).
На ширме: Бабушка-кукла и внучка-кукла сидят у колыбели, качают её.
Внучка: Бабушка, опять завыла метель.
Бабушка: Да, меряются силами зима с весной. Но каждый апрель случается чудо.
Внучка: Какое чудо?
На ширме: слышится крик вороны.
Бабушка: А вот и наше крылатое чудо, которое приносит тепло в наши снежные края.
На ширме: появляется Ворона, летает, садится на люльку, потом скрывается за ширмой, «превращаясь» в ростовую Ворону.
Ростовая Ворона каркает, пролетает по залу, танцуя, под сопровождение музыки и голоса (фонограмма):
Явленье птицы, символ новой жизни,
В тайге вороне каждый рад,
Близка весна. Ворона – первый признак.
У птицы просят мудрости, добра,
Готовят стол из угощений разных.
Ворона садится на пенёк, Бабушка и Внучка выносят полотно с опилками и посыпают колыбель у Чума, встают сбоку Чума. Ростовая Ворона подлетает к колыбели у Чума, качает колыбель, греет лапки в опилках, на фоне фонограммы:
И рады дети – множество забав,
Приносит им весенний первый праздник.
Ворона, Бабушка, Внучка встают в центре зала, дети смыкаются в полукруг.
Ребёнок:
Серая ворона,
Приятна и мила,
С южным тёплым ветром,
Весну нам принесла.
Ребёнок:
На берёзе возле дома
Строила гнездо ворона,
Охраняет днём и ночью,
Мамой стать ворона хочет.
[b]Дети смыкаются в круг, исполняют игру «Ворон» русская народная прибаутка в обработке Л. Ю. Тимофеева. В процессе игры, дети танцуют с Вороной и помогают свить гнездо (из заготовок, подсаживают в гнездо фигурки воронят из теста (заранее заготовленные). В конце игры дети изображая воронят, каркая, летят на места.
Игра с серой вороной. Слова Е. В. Мамедовой, музыка Л. Ю. Тимофеева
(Разработка игры Е. В. Мамедовой с опорой на русскую народную прибаутку "Ворон" и фрагмент сюжета авторского танца Н. С. Умаровой).[/b]
1. Как на матушке Югре,
Во Сибирской стороне,
Птица серая поёт,
Весну красную зовёт! (дети идут хороводом, Ворона всё время в центре)
Проигрыш (дети сходятся к Вороне и расходятся,
останавливаются в круг лицом)
2. Птица в чёрных сапогах, (на месте, руки на поясе, выставляют ногу на пятку)
В позолоченных серьгах, (хлопают в ладоши)
Заиграла на трубе - (имитируют игру на трубе)
Разбудила всех в тайге! (хоровод раскрывается буквой "П":
левая сторона - птицы, правая сторона - олени,
центр - оленеводы или мальчики-ханты)
Проигрыш (дети достают атрибуты: веточки, кусочки меха,
воронята - всё крепится на поясе)
3. Птицы ветки находили, (птицы стеной подлетают к Вороне, кладут сухие
Их вороне приносили, ветки Вороне, формируя гнездо и отходят стеной на место)
Прибегали к ней олени, (олени стеной подбегают к Вороне, кланяются,
Постелили мех олений. кладут среди веток кусочки меха)
Проигрыш (Ворона крылышками машет вокруг гнезда)
4. Ханты - манси приходили (оленеводы подходят к гнезду и сажают туда
Серых воронят кормили. воронят - сделанных из теста, отходят назад)
И журчал ручей народу: (все хлопают)
"Берегите - мать природу!"
[b]Финал (дети имитируют птиц, летят на стульчики, Ворона забирает гнездо и пролетая по залу всем показывает своих воронят)[/b]
[b]Часть детей (4 человека) с Бабушкой улетают переодеваться за ширму в платочные костюмы (медведь, заяц, олень, щука, ворона) и надевают на руку перчаточные куклы. Ростовая Ворона ставит гнездо на берёзу и, от удовольствия, каркает. [/b]
Ростовая Ворона: Спасибо вам, за новое красивое гнёздышко, за доброе отношение к моим воронятам! Видя ваше бережное отношение к природе, мне хочется пожелать вам добра да здоровья! Каар, кааар!
[b]Внизу ширмы слышится голос – медведь (не показываясь, сонно возится в берлоге. [/b]
Медведь: Ну чего ты опять раскаркалась!
Ростовая Ворона (испугавшись, отскочила):
Каррррр, Это, что здесь, за Федот?
Грибы, ягоды жуёт,
Может громко зареветь
Это же большооой. (дети хором) - медведь!
Внизу ширмы показывается из берлоги медведь-кукла.
Медведь: Разбудила все-таки! Значит, весна пришла! (зевает, потягивается)
А, это кто здесь, под кустом?
Маленьким трясёт хвостом?
Серенький, как мышка,
Кто это?. (дети хором) - зайчишка!
[b]Внизу ширмы, возле берлоги, показывается зайчик-кукла.
Зайчик (смотрит наверх ширмы, трясётся от страха):[/b]
Ой-ё-ёй, кто здесь?
Стройный, быстрый?
Рога ветвисты,
Ягель он жует весь день
Как зовут его?. (дети хором) - олень!
[i]Вверху ширмы появляется оленёнок-кукла. [/i]
Оленёнок: Так хотел испить водицы,
Чуть, к ручью, свои копытца-
Слышу разговор…
Рыбкам, ох, не нравится,
Хищница - красавица,
Да, к тому же, злюка,
Кто же это?. (дети и Ростовая Ворона хором) - щука!
[b]Внизу ширмы, из речки, появляется голова щуки. [/b]
Щука: Что, болтливая соседка,
Разговор вела на ветке!
Очень важная персона,
Черно - серая?. (дети хором) - ворона!
Бабушка - кукла: Край наш Сибирский, как сказочный дом,
Медведь - кукла: Всем нам уютно и радостно в нём.
Зайчик - кукла: Всё в нашем доме мы делаем вместе –
Олень - кукла: Сказки читаем, поём одни песни,
Щука - кукла: Любим лепить, рисовать и играть,
Ростовая Ворона: Музыку слушать и танцевать! [i](на экране появляется Солнце)[/i]
Ростовая Ворона выводит из-за ширмы, всех героев в платочных костюмах, под музыку, выстраивает всех в шеренгу перед зрителями и детьми. Начинает звучать танец – повторялка, Бабушка, взмахом рук, приглашает всех детей на танец – повторялку (у стульчиков, показывает движения, дети повторяют движения за ведущим и героями в костюмах, подпевают песенку (фонограмма).
Танец – повторялка " Эй, ребята, не ленитесь" слова и музыка Л. Ю. Тимофеев, движения Е. В. Мамедова.
(текст с описанием движений):
1. Эй, ребята, не ленитесь, (ведущий взмахом рук поднимает детей, дети встают)
Поднимитесь, потянитесь, (потягиваются)
С медвежонком покружись, (кружатся топчась, изображая медведя)
И друг дружке поклонись! (кивают головой, руки на поясе)
2. Эй, ребята, не ленитесь, (грозят пальчиком)
В белых заек превратитесь, (показывают ушки на макушке)
На лужайке прыг - скок, (прыгают на месте)
Лапкой лапку хлоп - хлоп! (хлопают в ладоши)
3. Эй, ребята, не ленитесь, (приседают на месте)
Да получше приглядитесь, (смотрят в "бинокль")
Между сосен целый день, (закрывают, открывают лицо руками)
Ищет мох большой олень! (изображают руками рога оленя)
4. Эй, ребята, не ленитесь, (показывают "волны")
В речку быстро окунитесь, (зажимают нос, "ныряют")
А теперь сильней гребите, (изображают "греблю руками")
Нашу щуку догоните! (изображают "греблю руками")
5. Эй, ребята, не ленитесь, (машут вытянутыми руками вверх)
Все покрепче пристегнитесь, (хлопают плечо-бедро)
Шире руки разведите, (разводят руки в стороны)
Над Югрой, за мной, летите! ("летят")
Не нужны нам комплименты,
Ждем от вас аплодисменты! (актёры кланяются, дети и зрители
хлопают)
[b]Звучит хантыйская музыка, детям - быстро снимают костюмы. Ворона обращает внимание детей на экран с солнцем, взмахом даёт знак детям сомкнуться возле неё полукругом, дети встают в полукруг. [/b]
Ростовая Ворона:
Солнце вышло из-за туч
Всех согрел весенний луч!
Сто забав и сто затей
Ждут и взрослых и детей!
Ребёнок:
Наконец, пришла весна.
Ель, берёза и сосна,
Сбросив белые пижамы
Пробудились ото сна.
Дети и взрослые берут шумовые инструменты и исполняют музыкальную игру "Лесной оркестр". Под фонограмму, по очереди, добавляются все инструменты, в конце звучит весь оркестр. После игры, дети остаются в полукруге, инструменты собирает ведущий.
Ребёнок:[/b]
Весна с улыбкой шлёт привет
Проснувшейся природе,
Всё после поздних бурь и бед,
Вздохнуло на свободе.
Ребёнок:
Теплее стало на душе,
Веселью нет преграды!
Улыбки наши до ушей -
Весне мы очень рады!
Дети исполняют Танец «Радость», символизирующий пробуждение таёжной природы, танец заканчивается детским полукругом или врассыпную по залу.
Ребёнок:[/b]
Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдёшь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей!
Ребёнок:
Так сохраним лесам их жизнь земную,
И пусть планета радостно плывёт,
КружИт, танцует, дышит и ликует,
А наше сердце радостно поёт!
Дети и все герои встают полукругом, исполняют финальную песню «Чистая Югра» слова и музыка Лев Юрьевич Тимофеев.
«Чистая Югра» Автор слов и музыки Л. Ю. Тимофеев
1. Пахнут свежестью и летом
Ветки кедра на ветру
Мы за чистую планету,
Мы за чистую Югру.
Мы с тобой за все в ответе,
Ведь Земля у нас одна.
Знают взрослые и дети –
Вся огромная страна…
ПРИПЕВ:
Что этот мир вокруг нас с тобой,
Каждая травинка.
Он живой, он живой, он тоже живой!
Даже самая малая его крупинка!
И каждый миг заботься о нем,
Очень осторожно…
Сломать цветок, срубить дерево очень легко,
Но вернуть эту жизнь невозможно!
2. Торопись, пока не поздно
Этот мир сберечь живой!
И пусть чистым будет воздух
Над зеленою (бескрайнею) тайгой.
Мы с тобой за все в ответе,
Ведь Земля у нас одна.
Знают взрослые и дети –
Вся огромная страна…
ПРИПЕВ:
Что этот мир вокруг нас с тобой,
Каждая травинка.
Он живой, он живой, он тоже живой!
Даже самая малая его крупинка!
И каждый миг заботься о нем,
Очень осторожно…
Сломать цветок, срубить дерево очень легко,
Но вернуть эту жизнь невозможно!
[b]После исполнения песни ворона приглашает всех сфотографироваться с ней и с её маленькими друзьями. После фотосессии дети свободно выходят из зала.
[/i]
[/b]
Авторская музыка, фото и видеоролик к сценарию будет выставлен отдельной публикацией.