Анастасия Маюшкина
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Секреты бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с историей, культурой и бытом русского народа.
• Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие семейных традиций, традиций русского народа.
• Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.
• Воспитывать любовь и уважение к представителям старшего поколения.
Содержание:
Ребенок:
«Бабушкин сундук»
Публикация «Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста „Секреты бабушкиного сундука“» размещена в разделах
На высоком чердаке,
В пыльном, темном уголке
Верно стережет паук
Старый бабушкин сундук.
Попрошу я паука:
- Погуляй пойди пока!
Затаив дыханье,
Открываю тайну …
Деревянный сундучок прячет :
Марлевый сачок,
Одно бархатное платье,
Ворох желтых фотографий.
Бусы из рябины
И перо павлина,
Лаковые лодочки,
Ключик на веревочке …
А еще смычок от скрипки
И замок от той калитки,
У которой утром ранним
Бабушка ждала свиданья.
(В. Шипунова)
Воспитатель: - Сундук — это Вещь с большой буквы, хранилище памяти и семейных традиций. Сохраненные в сундуках предметы и секреты так и завораживают. Погрузимся же в тайны, настоянные временем.
Готовы познакомиться с секретами бабушкиного сундука?
Дети: - Да, готовы.
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в гости к бабушке Арине. Она очень бережная хозяйка, наверняка у нее есть старинный сундук, в котором хранятся интересные вещи. Дети вместе с воспитателем идут по залу и подходят к углу, оформленному элементами русской избы (русская печь, скамья, стол, накрытый самоваром, повсюду предметы текстиля, русский сундук). Сидит бабушка за прялкой поёт песню «Ой, да не вечер, да не вечер».
Воспитатель: Бабушка Арина, можно к вам в гости?
Воспитатель и дети здороваются.
Бабушка :
Милости прошу! Хлебом, солью привечаем, самовар на стол несем!
Мы за чаем не скучаем! Говорим о том, о сем!
Дети рассаживаются на стульчики.
Бабушка : Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами и народными пословицами:
«Домом жить – не лукошко шить»
«Что есть в печи – на стол мечи»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
«Много гостей – Много новостей»
Воспитатель: Бабушка, какой у вас чудесный сундук! Сколько же загадок таит он в себе? Мы ведь знаем, какой рукодельницей Вы слывёте в нашем посёлке.
Бабушка : Ну, что ж, так и быть. (Открывает сундук.) Посмотрим, что тут у меня сохранилось…
(достает веретено, спицы, пяльцы).
Что это за инструменты и для чего они нужны?
Ответы детей.
Бабушка : Молодцы, что знаете. Раньше, чтобы выйти за муж, девицы должны были у меть многое, в том числе и вышивать, шить, вязать. Вот и меня с раннего детства мама учила этим ремеслам.
Бабушка достает из сундука вязаные крючком, спицами вещи, кратко о них рассказывает. Затем достает клубок шерстяных ниток.
Бабушка : А вот теперь предлагаю поиграть вам в игру «Бабушкины нити».
Дети с бабушкой Ариной играю в игру «Бабушкины нити».
Дети присаживаются на места.
Бабушка (достает из сундука вышитые предметы одежды) :В роду у меня всякие национальности намешаны. Есть и русские, и татары, и украинцы. Вот такие фартуки надевали во время праздников. Его я вышила своими руками, да и дочь свою научила. (Бабушка показывает вышитые фартуки: башкирский, татарский, русский). А вот рушники домотканые: башкирские, татарские, русские. Это ещё от моих бабушек осталось. Рушники каждого народа красивы и своеобразны орнаментом (бабушка показывает и рассказывает об особенностях вышивки у разных национальностей).
Бабушка : И вновь мы обращаемся к нашему сундуку. Что еще он нам покажет?
Достает из сундука куклу (тряпичную или из соломы)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?
Дети: Кукла
Бабушка : Сейчас у вас, дети, есть много разных игрушек. А раньше таких игрушек и кукол не было, их мастерили своими руками. В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте.
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит народная поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, символом семейного счастья и благополучия. Разные куклы были:
• «Неразлучники», еще ее иногда называли «Парочка». Ее дарили молодым на свадьбе, подвешивали впереди повозки молодоженов. Общая рука, как и само название куклы, говорили о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни «рука об руку», быть вместе и в радости, и в беде.
• на их общее плечо усаживались «детки» - куклы «Мартенички», сделанные из ниток. Их было столько, сколько рождалось детей в семье.
• Еще одна кукла - «Кувадка» (колыбельная) — одна из самых простых обережных куколок. Кувадки защищали новорожденных и служили первыми игрушками младенцев.
• А вот куклу «Красота» (девица с косой) делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог. Она была оберегом красоты невесты.
Эти тряпичные куклы — простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Если они и вам понравились, я научу вас их делать позже.
Воспитатель: Наши девочки тоже любят играть в куклы и сейчас они покажут танец с куклами.
Девочки подготовительной группы исполняют танец с куклами «Дочки-матери»
Бабушка : Вот посмотрите, что у меня есть (достает из сундука глиняную игрушку). Это игрушка моего детства. Раньше игрушки делали своими руками: из ткани, соломы, глины.
Берет со стола кусок пластилина.
Это простой кусок самой обыкновенной глины. Ну, что в нем особенного? Глина, да и все. А теперь, смотрите! Вот мы ее разомнем, головку привернем, ножки вытянем, хвостик выставим. Чуточку пригладим… И в печку посадим! А в печке, в жару, станет глина твердой-твердой, прочной-прочной. Потом покрасим от ножек до макушки. Вот и готова новая игрушка! Были это и лошадки, и петухи, барашки, красавицы, и птицы, которые могут издавать вот такие звуки.
В записи слышится игра на свистульках.
Воспитатель: Что это?
Дети:Свистулька
Бабушка достает из сундука свистульку.
Бабушка : А свистулька это не просто игрушка – это еще и музыкальный инструмент. А какие еще музыкальные инструменты вы знаете?
Дети: ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, гусли, балалайки.
Ребенок:
Мы ребята дошколята, очень весело живем.
Детский сад наш «Солнышко» для всех нас любимый дом.
Мы приехали к вам в гости, инструменты привезли
И на них сейчас сыграем, посвистим и пошумим
Ребята подготовительной группы исполняют «Русский перепляс» на детских музыкальных инструментах.
Бабушка : А самой знаменитой игрушкой в России называют игрушку, какую узнаете, когда загадку отгадаете.
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А в нутрии секреты есть : Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко наша русская …. (матрешка)
Воспитатель: Эту игрушку наши ребята очень хорошо знают и даже могут станцевать про нее танец. Вот глянь, бабушка Арина.
Девочки старшей и подготовительной групп исполняют танец матрешек «Русский сувенир»
Бабушка : А вот колечко из моего сундука. Раньше, в молодости, мы с подружками играли в игру «Колечко». А хотите и с вами сейчас поиграем? (Да)
Проводится игра «Колечко»
Играющие образуют большой круг и складывают руки лодочкой. Бабушка прячет колечко в ладонях, сложенных тоже лодочкой. Поочереди обходит каждого игрока, проговаривая: «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю», вкладывая свои ладони в их ладони. Задача водящего вложить незаметно колечко в ладони одного из игроков. После того, как водящий всех обошел, он встает в центр круга, произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». После этих слов тот, у кого колечко в руках, должен выбежать из круга и подбежать к водящему. Остальные должны его задержать. Если не смогли, то игрок с колечком становится водящим
Игра проводится 2-3 раза.
Бабушка : Вот и повеселили вы меня, ребята. Да и молодость я свами свою вспомнила. Спасибо вам. А хотите я научу вас мастерить что-нибудь своими руками?
Дети: Да.
Далее возможны мастер-классы по изготовлению кукл-оберегов, лепка из пластилина «дымковских игрушек» и т. д,