Сафонова Светлана Андреевна
Сценарий детективной квест-игры «В королевстве шахмат» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний детей по шахматам.
Задачи:
- создать доброжелательную атмосферу общения, посредством включения детей в совместную деятельность
-развивать у детей интеллектуальные способности и воображение, познавательный интерес и стремление с увлечением решать проблемные задачи, позволяющие каждому ребенку найти собственный путь в «мир шахмат» через игру;
- воспитывать у детей выработку таких черт характера, как организованность, настойчивость, целеустремленность, объективность, честность и трудолюбие.
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Ход занятия
В: Ребята, я очень рада нашей встрече, я готовилась к ней и пришла к вам не с пустыми руками,а с очень интересной игрой. А как она называется, вы сможете узнать, отгадав загадку.
Загадка:
Вся доска в квадратах,
На них – полно солдатиков.
Нет патронов у солдат,
Но поставят шах и мат.
В: Вы правы, эта игра действительно называется шахматы. Здесь есть два королевства с жителями белыми и черными. Но надо добавить? что это не просто игра, а еще и вид спорта.
(Открывается коробку)
В: Ой, что это? Не кажется ли вам, что здесь чего то не хватает?
Дети: Белых фигур
В: А как вы считаете, можно играть в шахматы одними черными фигурами?
Дети: нет, нужны черные и белые фигуры
В: Но куда же подевались белые фигуры, не кажется ли вам это странным?
На экране появляется Шахматная Королева :
«Я искала их. Я звонила им. Но безрезультатно. Тогда я решила прийти к ним домой, в замок Белого Королевства. Стучала, но никто не открывал, дернула за дверную ручку, оказалось, что дверь в замок была открыта. Я вошла, но никого не нашла. Скажите, что случилось с моими друзьями? Ваша Шахматная Королева»
В: Действительно ребята, возможно, произошло какое-то чрезвычайное происшествие. Что же могло произойти?
Дети рассуждают, делают свои предположения
В: А когда кто-то или что-то пропадает, что нужно в этом случае делать? Куда обращаться? А как называются люди, которые кого-то разыскивают?
Расследовать этот случай смогут только настоящие сыщики или по-другому они называются детективы. Где же их искать?
Да все верно вы говорите, но у нас очень мало времени чтобы куда то обращаться
А что если мы сами займемся расследованием самостоятельно? Как считаете?
Есть идея! А не создать ли нам свое детективное агентство. Вы согласны, ребята?
А как мы его назовем? (ответы детей)
В: Каждый детектив имеет, которые помогают ему в расследовании, чтобы лучше рассмотреть и ничего не упустить, я вручаю вам мощные лупы и очки. А песочные часы помогут нам следить за временем.
И так, наше детективное агентство готово к расследованию. Осталось только произнести клятву.
Мы детективы торжественно клянемся:
- Быть дружными (не оставлять товарища в беде)
- быть наблюдательными и находчивыми
-беречь тайны и соблюдать все указы и правила!
Клянемся?
В: Как вы думаете, с чего мы начнём поиски пропавших шахматных фигур?
Д:
В: Коллеги, что мы знаем об этих фигурах? Мы знаем какого они цвета?
Д:
В: Как они называются?
Д:
В: Итак, мы знаем, что они белого цвета, и имеют свои названия.
(Вывод на основании ответов детей)
Итак, преступаем к конкретным поискам.
Сначала надо выяснить от куда пропали ШФ и почему не выходят на связь.
О, коллеги, мне кажется, я упустила что-то важное, вы не помните о чём ещё шла речь, когда нам звонили из ШК?
Д:
В: Никто не вспомнил, жаль. Не шла ли там речь о каком-то конкретном предмете?
Д:
В: Действительно, нам же прислали письмо. Детектив Сергей, откройте, пожалуйста конверт.
(открывают, раскладывают)
Перед нами несколько фотографий.
Коллеги, давайте подумаем, что же всё-таки могло случиться?
Д:
Как вы думаете, где они могли находится в момент пропажи?
В: Они могли заблудиться или их могли похитить, но вероятнее всего, что они пропали из ШК. (вряд ли, что перед турниром они поехали загорать, кататься на лыжах и собирать урожай картофеля).
В: Мы выяснили, что они пропали из ШК. Внимательно ли мы смотрели на эти фотографии? Может мы что-то не увидели простым глазом?
Некоторые детали на фотографии очень мелкие. Как нам их рассмотреть?
Д:
В: Верное решение. Очень своевременно мы вспомнили о лупах. Давайте внимательно рассмотрим!
(на одной из фотографии прикреплена яркой скрепкой картинка с фотоаппаратом, который указывает этап пути)
В: Ура! Мы нашли первую улику.
Может ли это быть подсказкой, куда нам следовать дальше?
(дети переходят к следующей зоне фотосалон. Картинка портрет робота+ и фотоаппарат триножка)
В: Детективы, посмотрите внимательно, что бы это означало
Д: фото+ робот= фоторобот
В: здесь есть всё оборудование, которое поможет нам составить фоторобот. Детективы, это большая удача!
В: Коллеги, у нас 6 фигур и 6 детективов. Есть у кого идея как сэкономить время при составлении фоторобота?
Д:
В: Как считаете, если мы разделимся и каждый из вас будет составлять фоторобот, это будет быстрее? Времени у нас мало.
Дети составили пазлы.
В: Итак, фотороботы готовы. Давайте назовём их. Коллеги, детектив должен быть внимательным к деталям и уметь описывать внешность (фигуры)
Д:
В: Прекрасная работа нашей дружной команды! Справились быстро. У нас есть ещё запас времени.
Куда же следовать дальше? Поправьте очки, смотрите внимательно. Нет ли какой-нибудь подсказки?
Д:
В: Как думаете, кому может принадлежать подкова?
Д:
В: Мы на правильном пути. Действительно, подкову, наверное, потерял конь.
А вот и следы коня, продолжаем идти по следу. Мы же упорные, настойчивые, обязательно добьёмся цели!
Дети переходят к следующему этапу. Шахматная доска.
В: да конь здесь явно порезвился, коллеги. Очевидно здесь был не один конь. Детективы, Сколько белых коней на шахматном поле?
Д:
В: Я согласна с вами. Найденные нами улики говорят, что здесь было 2 коня.
Коллеги, нам предстоит работа. Посмотрите, здесь перепутано совершенно всё. Правильно ли расположены поля на шахматном поле?
Д:
В: А как они должны располагаться?
Д:
В: Да, они должны чередоваться. Приступим к работе!
Дети собирают шп на столе ватман с липучками
В: Молодцы, мы всё ближе к цели. Мы команда профессионалов, быстро восстановили шахматное поле!
Когда мы едины, мы не победим!
Вешает ватман на магниты на доску.
Обращают внимание, что на одном из полей находится цифра 8.
В: Детективы, посмотрите, на одном из шахматных полей цифра 8. А какую шахматную фигуру она вам напоминает?
Д:
В: Согласна, эта цифра похожа на пешку. А ещё эта цифра говорит о количестве пешек на шахматном поле. Сколько белых пешек мы должны найти?
Д: 8
Звук сирены (Ладья)
Ребята, вы слышите, кто-то просит о помощи. Вот беда! Лодка потерпела крушение. Нас просят помочь?
Лодка из мягких модулей, наполовину разрушена.
Что будем делать, детективы? Пройдём мимо или поможем?
Дети: Поможем
В: Но ведь у нас совсем нет времени! Мы не успеем!
Какое решение примем в этой ситуации?
Дети собрали лодку.
Детективы, смотрите! На борту лодки, кто-то оставил свои отпечатки. Нам надо определить, кому они могут принадлежать.
Д:
В: Действительно, это отпечатки Ладьи. И этих отпечатков 2. Почему здесь 2 отпечатка?
Д:
В: Опять только след, а где же сами фигуры? Детективы, Какие будут предложения по нашим дальнейшим действиям?
Смотрите внимательно, нет ли здесь какой-нибудь подсказки куда нам следовать дальше.
Дети находят бутылку, в бутылке послание Дом с окошками
Переходят к дидактическому кубу (на кубе крыша, возле дома Приглашение в гости к слону. В окошечках Кенгуру, жираф, верблюд, слон, змея, обезьянка
В: Коллеги, мы возле многоквартирного дома. Вы только посмотрите, сколько же здесь жильцов.
Здесь кто-то оставил приглашение в гости. Интересно от кого оно?
Слоны приглашают в гости. Так вот где наши фигуры. Как же мы найдём где живут слоны, если не знаем ни подъезда, ни этажа?
Внимательно, детективы! Кто-то видит в окошечках слонов.
Отлично! Нам надо определить в каком подъезде и на каком этаже находятся слоны.
Внизу дома - это название подъезда, а слева от нас этажи. Давайте посчитаем, сколько этажей в доме?
Д: считают
Слон находится по адресу А5, Е4
В:
Разве это те слоны, которые мы ищем. Шахматный слон совсем не похож на обычного слона. Кто-то пытается замести следы.
Где же улика?
Переворачивают карточку, на ней купающие слоны (мелко видно)
дети рассматривают лупой, то куда следовать дальше.
В: Не достаточно чётко видно? Может стоит увеличить изображение. Что мы видим?
Д: Слон купается.
В: действительно слоны очень любят воду. Посмотрите внимательно, может по близости есть какие –то водоёмы?
Переходят к контейнерам с водой.
Может разгадка прячется в этих водоёмах? Сможем ли мы рассмотреть не вооружённым взглядом что-то в тёмной воде?
Д:
В: Как считаете, может нам помогут кисточки? Проведём по дну водоёма и найдём, что нам нужно,
Кисточки не помогли. А для чего здесь стаканчики? Они похожи на перископы, которые помогают увидеть под водой.
В: Что видим, коллеги?
Д: Часы
В: Может быть это подсказка нам? Смотрите внимательно, может быть есть поблизости какие - то часы?
Переходят к часам (на столе стоят большие часы, которые не идут)
Посмотрите они не идут, стрелки стоят на месте. Может попробуем их завести?
Дети крутят стрелки, раздаётся звук часов. Из-за часов поднимается гелиевый шар с корзиночкой, в которой находятся фигуры.
В: Так вот, в чём ребята было дело. Шахматные фигуры решили прилететь на турнир на воздушном шаре, но неисправные часы остановили время. Какие мы молодцы, мы завели часы и воздушный шар поднялся вверх!
За часами стоят белые шахматы
Посмотрите, на наши песочные часы, у нас осталось не много времени до начала шахматного турнира, а нам ещё надо правильно расставить фигуры на доске, белые ферзь и король с нетерпением их ждут.
Дети расставляют фигуры на доске. (можно под стихотворение)
Коллеги, прекрасная работа! Возвращаемся в наше детективное агентство, Давайте подведём итоги нашей интересной работы.
Мы как детективы узнали много интересного о шахматных фигурах.
Какое дело мы расследовали?
Что запомнилось больше всего?
Что помогло нам расследовать это запутанное время? (расследовать вовремя помогла слаженная командная работа)
Поздравляю вас, с удачным завершением дела!