Ястребова
Сборник творческих заданий по развитию речи на уроках русского языка
СБОРНИК ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Автор-составитель Ястребова Т. Д.
Камышин - 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка …. … 3
Творческие задания для 1класса …. … 5
Творческие задания для 2 класса ….… 12
Творческие задания для 3 класса …. 19
Творческие задания для 4 класса …. 27
Публикация «Сборник творческих заданий по развитию речи на уроках русского языка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Рекомендации для педагогов ….…. 34
Используемая литература …. … 36
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из важнейших задач учителя начальных классов - научить школьников серьезно относиться к своей речи, выработать у них привычку точно обозначать словом возникшее представление, искать единственно верное, нужное слово.
Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Работа по развитию речи многогранна. Учитель должен помочь детям овладеть богатствами родного язы-ка, научить умело пользоваться ими в своей разнообразной речевой практике. В связи с этим одной из практических задач, которую предстоит сегодня решать каждому учителю начальных классов, является совершенствование урока русского языка с точки зрения его направленности на развитие речи школьников.
Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться регулярно и в системе.
В помощь учителю был разработан данный сборник упражнений по развитию речи. В нем подобраны упражнения, использование которых поможет предупреждать и устранять речевые ошибки младших школьников. Сборником упражнений по развитию речи можно пользоваться на уроках русского языка.
Пособие содержит методические рекомендации по проведению на уроках русского языка в начальных классах занятий по развитию речи.
Назначение пособия - помочь учителю в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного методического опыта учителя и тем самым содействовать более успешной реализации программы по развитию речи.
Данный сборник упражнений рекомендуется для студентов педагогических специальностей, учителей, родителей и для самих учащихся.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ 1 КЛАССА
«Пара к паре»
(подобрать слова по аналогии)
Взрослый предлагает подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).
Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).
Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).
Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).
Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковер).
Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).
Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).
«Для чего нужен предмет?»
Например, КНОПКА:
для прикрепления бумаги к доске;
сдать в металлолом;
провести по ней маленькую окружность…
ГВОЗДЬ - …. ,
БОТИНОК - …. ,
ПОМИДОР - …. ,
ШНУРОК - …. ….,
МОЛОТОК - …. ,
КНИГА - …. …
«Найди и назови нужное слово»
Учитель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
звук [c]
Домик над рекою,
Светлой полосою
В окнах огонек,
На воду он лег.
(А. Плещеев. “ На берегу”)
звук [з]
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает.
(А. Власов. “Почему?”)
«Только веселые слова»
Учитель определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова.
“ВЕСЕЛЫЕ СЛОВА” :
клоун,
радость,
смех,
цирк.
“ЗЕЛЕНЫЕ СЛОВО” :
лист,
арбуз,
огурец,
яблоко…
“ЛАСКОВЫЕ СЛОВА” :
мамочка,
сестренка,
котенок…
«Конструктор»
Необходимо переставить местами слоги так, чтобы получились слова. Из каждой строчки надо исключить лишнее слово.
КЕЙХОК НИСТЕН ВОТЖИ БОЛФУТ
(хоккей) (теннис) (живот) (футбол)
«Кто или что может это делать?»
Бегать —, скакать —, летать —, ползать —, стоять —, плавать —, катиться —, лежать —, прыгать — … .
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Учитель называет действие. Дети находят соответствующую картинку, составляют и произносят предложение. Если предложе-ние воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, учитель называет слово «СКАЧЕТ», дети находят изображение данного действия (заяц скачет, ло-шадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.
«Снежный ком»
Один из участников называет любое слово, далее каждый из следующих игроков повторяет ранее произнесенные слова и добавляет свое.
Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из круга не забудет предыдущие слова, пропустит слово, перепутает их местами, сделает паузу и др.
Тогда задание начинается с другого человека. Задание можно усложнить, если слова называть на определённую тематику.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ 2 КЛАССА
«Какое будет четвёртое слово?»
(смысловые ряды)
Гвоздь – молоток, шуруп - ….
Дом – крыша, книга - …
Квадрат – куб, круг - ….
Птица – яйцо, растение - ….
Хорошо – лучше, медленно - ….
Огонь – пожар, вода - ….
Зерно – амбар, деньги - ….
Электричество – выключатель, вода - ….
«Назови части»
Возможны два варианта игры:
по картинке,
по представлению.
Взрослый называет одно слово, предлагает представить этот предмет и назвать его части.
Например, КОТ
тело
голова
хвост
нос
когти
уши
усы
шерсть…
ГРУЗОВИК - ….
ДОМ - ….
ДЕРЕВО - …. …
«Угадай обобщающее слово»
Угадай слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет.
Например:
• растут на огороде, используются в пищу (овощи,
• растут на дереве в саду, очень сладкие, вкусные и полезные (фрукты,
• с их помощью чинят мебель (инструменты)
«Придумай, о чем может идти речь»
Учитель предлагает детям сказать, о чём может ид-ти речь, если в тексте, например, есть слова КОТ и ЛИСТ.
Дети могут ответить:
• о том, как кот играл с листом;
• о том, как лист упал на кота;
• о том, как кота засыпало листьями;
• о том, как кота завернули в лист бумаги и т. д.
Можно предложить следующие пары слов:
• РАК и МОСТ,
• ТАЗ и КОСА,
• МАК и ПЛАЩ,
• СОК и РЕКА,
• НОС и БУСЫ,
• ЛЮК и ДЫНЯ,
• БЫК и МЫШЬ,
• МОХ и БЕЛКА.
«Ребусы»
Учитель предлагает детям разгадать ребус, а затем придумать свой и загадать его своим одноклассникам.
«Слова-друзья»
Нужно назвать другой предмет с тем же признаком:
мел белый (и снег белый)
пояс узкий (и лента узкая)
дыня желтая (и тыква желтая)
речка быстрая (и ручей быстрый).
«Угадай слово»
Прослушать загадку, найти и выделить слова, которые обозначающие голосовые действия:
Я лаю со всякой собакою,
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: у-у-у!
(эхо)
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ 3 КЛАССА
«Творческий ландшафт»
Ученикам предлагается закончить предложения и записать в тетрадь:
Школа для меня – это ….
Семья для меня – это.. ….…
Мой дом для меня – это …. …
«Лишнее слово»
Педагог называет слова и предлагает детям назвать, какое из них «лишнее» слово, а затем объяснить, почему именно это слово «лишнее»
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
автобус, комбайн, трамвай, велосипед.
«Найди пару»
Необходимо соединить пары слов правильно (дети связывают в словосочетание два слова).
- Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пуш-кина. Допишите слова, признаки которых названы:
ЗОЛОТАЯ …
СИНЕЕ …
ВЫСОКИЙ …
РАЗБИТОЕ …
СВАРЛИВАЯ …
«Замени синонимом»
Напишите правильно слова, заменив синонимами данные понятия и назвав их одним словом.
ЧАСТЬ СУТОК ПОСЛЕ ВЕЧЕРА - ночь
ДОКТОР - врач
РОДНИК - ключ
МЕЛКИЕ ДЕНЬГИ - мелочь
ВСЯКОЕ ИЗДЕЛИЕ, ПРЕДМЕТ - вещь
ТО, ЧТО МЫ ПРОИЗНОСИМ ИЛИ СЛЫШИМ, ЧИТАЕМ ИЛИ ПИШЕМ – речь
«Поиск слов»
Педагог говорит, что слова растерялись, заблуди-лись в словесном саду и не могут найти своих родствен-ников. Помогите им.
Горе, гора, горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый
Пол, поле, полевая, напольное, полюшко, половик, половица, половая
Рис, рисунок, рисование, рисовый, зарисовка, раз-рисовать.
«Угадай слово»
Необходимо угадать, какое новое словарное слово дети будут учить на уроке
первая буква задуманного слова является согласной в последнем слоге слова «комната»;
вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове «квартира»;
третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове «завтрак»;
четвёртая буква обозначает первый, непарный, звонкий, твёрдый, согласный звук в слове «маши-на»;
с пятой буквы начинается второй слог в слове «овёс»;
шестая буква является окончанием в слове «берё-за»;
седьмая буква обозначает всегда мягкий, звонкий согласный, который есть в слове «урожай».
Слово «трамвай».
«Составь группу»
На сколько групп можно разделить все слова?
Обед, завтрак, ужин, берёза, осина, горох, помидор, огурец, заяц, медведь, сорока, ворона.
Возможные варианты деления на группы:
время приёма пищи;
деревья;
овощи;
звери;
птицы
«Составь рассказ»
Педагог предлагает дописать конец рассказа «Аист прилетел»
Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали своими большими крыльями. Самый сильный аист подлетел к старому дереву. На верхушке его чернели остатки гнезда. На другой день аист стал чинить его.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ 4 КЛАССА
Составление даймонда
Творческая работа, по форме представляет семи-стишие. Алгоритм составления:
• первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы;
• вторая строчка – два прилагательных или прича-стия, относящиеся к первому существительному;
• третья строчка - три глагола, которые относятся также к первому существительному;
• четвёртая строчка – два противоположных по смыслу нераспространённых предложения, в каче-стве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек;
• пятая и шестая строчки зеркально повторяют вто-рую и третью, только относятся уже к последнему существительному.
День
Ясный, светлый
Радует, волнует, бодрит
День светел. Ночь темна.
Печалит, опустошает, усыпляет
Мрачная, темная
Ночь.
«Помоги учительнице!»
Составь словарный диктант из 20 наиболее труд-ных, на твой взгляд, слов из словарика
(задание можно предлагать при изучении разных частей речи и ставить условие, чтобы подбираемые сло-варные слова относились к определенной части речи).
«Составь рассказ»
Необходимо подобрать материал для комикса на тему «Как я убираю комнату» и опишите его, исполь-зуя глаголы с чередующимися гласными в корне.
Пример выполненного задания :
Каждую субботу в нашей семье день уборки. Я сама убираю свою комнату. Сначала я собираю все свои игрушки. Заправляю постель. Поливаю цветы, кото-рые растут у меня на подоконнике. Потом вытираю пыль и убираюсь на своем письменном столе. Затем наступает очередь влажной уборки. Мне нравиться, что комната начинает блестеть после моих трудов.
Составление Синквейна
Педагог предлагает составить синквейн по шаблону, на определенную тему.
Синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где
первая строка: 1 слово – понятие или тема (суще-ствительное,
вторая строка: 2 слова – описание этого понятия (прилагательные,
третья строка: 3 слова – действия (глаголы,
четвертая строка: фраза или предложение, показы-вающее отношение к теме (афоризм,
пятая строка: 1 слово – синоним, который повторя-ет суть темы.
Вкус
Сладкий, сочный
Наслаждаться, смаковать, лакомиться
Во рту тает
Наслаждение
Составление кластера
Педагог предлагает составить кластер на тему уро-ка.
Например, систематизировать и представить мате-риал по теме «Глагол» можно следующим образом:
Восстановление текста
Ученикам предлагается деформированный текст, который стоит отредактировать. Из слов каждой строчки составь предложения. Напиши, подчеркни главные чле-ны.
Колючий, храбро, ёрш, в, плавает, озере.
Наливается, под, спелым, солнцем, рожь, ярким, зерном.
Чёрный, по, грач, дороге, важно, бродит.
Под, частой, построил, ёлочкой, дом, свой, заяц-беляк.
Белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая.
Сочинение - фантазия
Это очень важное направление в области письмен-ного творчества младших школьников, оно развивает воображение учащихся, обогащает его индивидуальный опыт. Учитель предлагает школьникам непривычные (и с первого раза непонятные) темы, например, «Чехарепа», «Котозавр», объясняет задачу – создать такой образ, который в окружающем мире не существует. Учитель приводит примеры детских сочинений такого рода, после чего с помощью беседы по выбранной теме оказывает ученикам содействие в составлении их собственного видения предмета, явления. Опыт показывает, что ученикам интересны такие виды сочинений, они с удовольствием пересказывают дома написанные в классе сочи-нения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Цель первых занятий по развитию речи младшего школьника раскрыть перед детьми основные функции речи : усвоение определенной информации, коллективного опыта, то есть речь служит инструментом познания мира. Речь является средством организации и планирования деятельности. Поэтому при включении в урок творческих заданий, которые представлены в пособии, нужно следовать следующим рекомендациям:
• учитель – это наставник, который помогает детям в познании красивой речи, поэтому он должен быть терпеливее во время объяснения учебного матери-ала;
• творческие задания должны соответствовать воз-расту учащихся;
• особое значение имеет формулировка тем, их эмо-циональное представление, важно вызвать удивление ребят, мажорное настроение, интерес к работе; этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества;
• учитель должен быть внимательным к своей речи, со словарем готовиться к работе с детьми, постоянно следить за речью.
Творческие задания формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей. Для индивидуального развития школьников через их творчество очень важны такие темы, которые пред-ставляют ученику полную свободу в выборе жанра и да-же, в какой-то мере, содержания своего сочинения.
Можно сделать вывод, что систематическая и целенаправленная работа по включению заданий творческого характера в процесс образовательной деятельности на уроках русского языка способствует развитию креативных способностей учащихся.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1) Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учеб. пособие для вузов [Текст] / Е. В. Архипова - М. : 2015.
2) Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова – Ростов – на – Дону: Феникс, 2015.
3) Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка. 1990.
4) Добровольская В. В. Роль и место письменной речи в гибких моделях обучения. «Мир русского слова», 2002.
5) Жинкин Н. И. Язык – речь – творчество [Текст] / Н. И. Жинкин – М. : Просвещение, 2018.