Наталья Мишина
Сборник комплексов упражнений бодрящей гимнастики для развития физических качеств детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна в осенний период
Сентябрь
Комплекс № 1 «Осенняя прогулка»
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Оздоровительная: способствовать закаливанию детского организма, профилактике нарушений осанки и стопы, активизировать функции дыхательного аппарата.
Образовательная: совершенствовать навыки основных видов движений, навыки проведения самомассажа.
Развивающая : развивать координацию движений.
Публикация «Сборник комплексов упражнений бодрящей гимнастики для развития физических качеств детей старшей группы» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательная: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, проявлять положительный эмоциональный настрой после сна.
Инвентарь: «Дорожка здоровья»
Оборудование: беспроводная портативная колонка, сухие листочки деревьев (по 2 на каждого ребенка).
№ Этапы Содержание Дозировка
1 Вводный
Пробуждение
Самомассаж Просыпаемся ребята, одеяло в сторону.
Начинаем мы зарядку,
После сна прогоним лень,
Настроенье улучшаем и здоровье укрепляем.
Начнем с самомассажа:
Ноги, руки, щеки, ушки
Очень любят потягушки
Мы погладим их легонько
И проснемся потихоньку.
(Дети поглаживают ступни, затем ноги поочередно «гладят» друг друга, затем полностью руки-от кончиков пальцев до плеча, далее щеки, уши, нос, закрытые глаза)
Глазки открываем, в лес осенний попадаем. (далее все упражнения выполняются под музыку, звуки осеннего леса)
А в лесу то листопад,
Листья по ветру летят.
(Лежа на спине медленно, спокойно поднимать руки через стороны, плавно качая кистями рук)
Тихо плавно полетели, ежику на спину сели,
Он везет их в свою норку, утеплять ее к зиме.
(Сидя, ноги вместе, вытянутые вперед, руки в упоре сзади; вдохнуть- согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, обхватить колени руками, на выдохе исходное положение и произнести ф-ф-ф)
Вот по листьям чуть шурша ползет
змейка не спеша.
(Лежа на животе, голова лбом на подушке, руки сложены за спиной, тыльной стороной касаются ягодиц, плавно поднять голову, затем грудь, пошипеть и вернуться в исходное положение)
Ветерок слегка подул
Жучка на спинку повернул.
(Лежа на спине, быстрые махи ногами и руками)
Вот на березе сова сидит
На летящие листочки внимательно глядит.
(Сидя, ноги по-турецки, руки на поясе, повернуть голову направо, правую руку вытянуть, указательным пальцем левой руки показать траекторию падения осеннего листа, при этом следить за пальцем глазами-сверху вниз; то же с поворотом головы влево)
1 мин.
5 раз
4 раза
4 раза
0.5 мин.
4 раза
2 Основной.
Ходьба по дорожке здоровья Ребята, медленно встаньте с кровати.
1,2,3,4,5 по лесу пойдем гулять
(Стоя около кроватей шагать)
А теперь идем все дружно,
По тропинке по лесной.
Спинка ровная, прямая, улыбайтесь наступая
По тропинке не простой, по неровной, по колючей, по шершавой, вот какой
И по кочкам пробежались,
И по шишкам, желудям
Ах, как весело всем нам
(Ходьба по массажным коврикам разной фактуры, жесткой и мягкой, коврики выложены в виде тропинки)
Мох зеленый впереди, наступаем на следы.
(Ходьба по массажной дорожке изготовленной из кусочков линолеума, на котором изображен след ноги ребенка, и сверху чередуя мягкая и жесткая губка для мытья посуды, которая напоминает мох)
И по камешкам пройдемся
(Ходьба по камням выложенных на дне двух коробок)
Мы к лесной полянке вышли, поднимаем ноги выше.
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним ребята,
Наклоняйся 1,2,3 их в лукошко набери
(Наклоны вперед, не сгибая колени ног)
Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли
(Приседание, руки вперед)
Вон на дереве орех, кто подпрыгнет выше всех,
(Прыжки на двух ногах, руки на поясе)
Если хочешь дотянуться, надо в спинке бы прогнуться
(Руки на поясе, наклоны в стороны)
0,5 мин.
3 мин.
3 раза
3 раза
3 раза
По 2 раза в каждую сторону
3 Заключительный.
Дыхательное упражнение Зашумел осенний лес, много он таит чудес
(Ноги на ширине плеч, руки вверху, наклониться вправо- вдох, вернуться в исходное положение-выдох, руки не сгибать в локтях)
Листочки ножкой мы возьмем,
С ними танцевать пойдем
На полу разложены осенние листочки, дети пальцами ног берут по два листика, перекладывают их в руки и встают вразброс.
Воздуха побольше набираем, листочки на ходу сдуваем. (листочки держат перед собой, дуют на них, отпускают чтобы они улетели)
Чтобы вырасти здоровым
Нужно помнить, нужно знать
И зарядку пробужденья
Ежедневно выполнять!
А теперь дружно идем умываться.
По 2 раза в каждую сторону
0,5 мин.
Октябрь
Комплекс № 1 «Художники»
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Оздоровительная: способствовать закаливанию детского организма, профилактике нарушений осанки и стопы, активизировать функции дыхательного аппарата.
Образовательная: совершенствовать навыки основных видов движений, навыки проведения самомассажа.
Развивающая : развивать координацию движений.
Воспитательная: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, проявлять положительный эмоциональный настрой после сна.
Инвентарь: «Дорожка здоровья»
Оборудование: беспроводная портативная колонка.
№ Этапы Содержание Дозировка
1 Вводный
Пробуждение
Самомассаж Воспитатель проходит около кроватей детей, гладит их по голове:
Тихо, тихо музыка звучит:
«Просыпайтесь, просыпайтесь!» - говорит.
Открывайте ваши глазки,
Ждут вас игры, песни, сказки.
Просыпается Илюша,
Настя, Вова и Демид!
Сны какие снились Ромке?
И кудрявенькой Алёнке?
А Егор, все еще спит?
Просыпайтесь дружно Димы,
Леры, Сони и Максимы
И Никиты, и Кристина,
Даня, Тема и Полина!
Потянулись, улыбнулись,
Наконец-то все проснулись!
Дети, я знаю, что вы все очень любите рисовать, и на бумаге, и на асфальте. Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы будем не руками, а различными частями нашего тела. Проводится в постели.
«Готовимся рисовать».
И. п. — лежа на спине. Зажмуриться, затем открыть глаза и посмотреть на потолок.
«Рисуем головой».
И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую.
Указание: не делать резких движений головой.
«Рисуем глазами».
И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую.
«Рисуем руками».
И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения правой рукой, затем левой.
«Устали руки».
И. п. — лежа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вернуться в и, п.
«Рисуем локтями».
И. п. — лежа на спине, руки к плечам.
1—4 — круговые движения локтями вперед. 5—8 — Круговые движения локтями назад.
«Рисуем ногами».
И. п. — лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шариков. То же выполнить левой ногой. Темп медленный, затем умеренный. Указание, тянуть носочки.
«Художники отдыхают».
И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо. Вернуться в и. п. Поворот туловища налево. Вернуться в и. п.
«Художники закончили работу».
Несколько раз закрыть и открыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам.
Вот мы и закончили работу с красками.
Повторить 5 раз.
Повторить 5 раз.
Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе
Повторить 5 раз
Повторить по 5 раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
Повторить 4 раза; темп умеренный.
Повторить по 5 раз в каждую сторону; темп умеренный.
Повторить по 3 раза в каждую сторону; темп умеренный.
4 раза
2 Основной.
А теперь ребята встаем.
Ходьба по массажным дорожкам.
По дорожке мы пойдем,
Дружно вместе босиком.
Камушки морские тоже,
Для здоровья всем помогут,
Помассируют вам пятки,
Будет все у вас в порядке.
А теперь пойдемте все вместе переходим в группу.
Раз, два, три, четыре, пять-
с кровати нам пора вставать.
Я хожу с осанкой гордой
Прямо голову держу.
Молодцы!
Мы походим на носках
Мягко как лисята
Умницы!
А потом на пятках
Спину также держим прямо
И снова зашагали
Руки на пояс, в полуприсяди марш
Спина прямая, голову не опускаем
Согнули руки в локтях,
Бегом марш
Легко бежим,
Внимание руки вперед
С высоким подниманием колена марш
Носочек тянем вниз
Обычным бегом марш
Внимание стоп…
Продолжаем бег
Стоп
Молодцы, внимательные.
Шагом марш
Восстанавливаем дыхание.
Руки в стороны – вдох- уххх
Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Мы веселые ребята,
Любим весело шагать.
Одна рука вверх, другая вниз (делаем махи руками).
Спортом любим заниматься,
Никогда не унывать.
2 мин.
4 раза
4 раза
3 Заключительный
Дыхательные упражнения, умывание Упражнение на дыхание «Хохотушки»
(Вдох через нос, рот закрыт; выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха»).
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит»
И. п. : 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и. п. ; 4 — то же влево.
Молодцы!
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Физкультурой всегда
Будем заниматься
А теперь водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
4 раза
по 2 раза в каждую сторону
Ноябрь
Комплекс № 1 «Буратино»
Цель: активизация работы организма, создание положительного эмоционального настроя после сна.
Задачи:
Оздоровительная: способствовать закаливанию детского организма, профилактике нарушений осанки и стопы, активизировать функции дыхательного аппарата.
Образовательная: совершенствовать навыки основных видов движений, навыки проведения самомассажа.
Развивающая : развивать координацию движений.
Воспитательная: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, проявлять положительный эмоциональный настрой после сна.
Инвентарь: «Дорожка здоровья»
Оборудование: беспроводная портативная колонка.
№ Этапы Содержание Дозировка
1 Вводный.
Пробуждение.
Самомассаж.
Проводится в постели. Звучит медленная спокойная музыка.
Просыпаемся, ребятки,
И готовимся к зарядке!
На кровати потянулись,
Потянулись, улыбнулись!
(дети потягиваются на кровати)
-Дети, у каждого из вас есть любимая игрушка. А мне из всех игрушек больше нравится Буратино. Давайте его сегодня слепим. Внимательно слушайте и выполняйте все предложенные мной задания. (Все упражнения выполняются из и. п. лежа на спине.)
«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам, темп умеренный. «Рисуем брови». Большим и указательным пальцами обеих рук «прищипывать» брови от переносицы к вискам.
«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и поморгать глазами. (Быстро-быстро. Медленно-медленно)
«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Темп быстрый.
В конце упражнения показать длинный нос Буратино и слегка его подергать.
«Лепим уши». Большим и указательным пальцами обеих рук «прищипывать» края ушных раковин снизу-вверх и сверху вниз до ощущения тепла. В конце упражнения слегка подергать себя за уши.
«Лепим руки». И. п. — лежа на спине. Ладонями одной руки гладим другую руку от пальцев к плечу. Похлопать правой рукой по левой руке снизу-вверх. Погладить правую руку. То же повторить левой рукой. Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
«Лепим пальчики на руках». Растирать пальцы правой руки левой рукой до ощущения тепла, каждый пальчик, затем поменять руки и повторить.
«Лепим ноги». И. п. — сидя на кровати. Погладить правую ногу от носка к бедру. Похлопать обеими руками сначала по правой ноге и погладить ее с низу вверх, затем по левой и также погладить ее. Темп умеренный.
Дети, я знаю, что Буратино очень любите рисовать, и на бумаге, и на асфальте. Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы будем не руками, а различными частями нашего тела.
«Веселый Буратино». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершить ими хаотичные движения.
«Буратино потянулся»
И. п. : лежа на спине, ноги вместе, руки прямые вверх за головой.
На раз, два, три - потянуться руками и ногами в разные стороны, 4 - и. п.
«Буратино выполняет Лодочку»
И. п. : лежа на животе, ноги вместе, руки прямые вверх.
На раз - прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища)
На 2-3- держать, 4- и. п.
«Рисуем ногами»
И. п. — лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела.
На раз - поднять правую ногу, согнутую в колене.
На 2.3,4,5 - рисовать воображаемые воздушные шарики. 6 - И. п.
«Художники отдыхают».
И. п. — лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
На раз - повернемся на правый бок
На 2- и. п. На 3-4 то же, только влево.
«Рисуем головой».
И. п. — сидя на кровати, ноги скрестить, руки на поясе.
На раз - повернуться в правую сторону.
2-И. п.
3- повернуться влево. 4 – и. п.
«Буратино тренируется».
И. п. : стоя на коленях, руки на поясе,
На раз - сесть справа от пяток, Руки вперед
2- И. П.
3- сесть слева от пяток, руки вперёд
4- и. п.
«Рисуем локтями».
И. п. -сидя на кровати, ноги прямые вместе, руки к плечам.
На раз, два, три, четыре — круговые движения локтями вперед.
На 5, 6, 7, 8 — круговые движения локтями назад.
Повторить 4 раза
Повторить 3 раза
Повторить 3 раза
Повторить 4 раза
30 с.
По 2 раза каждую руку
По 1 разу каждый пальчик на двух руках
Повторить 5 раз
Повторить 5 раз
Выполнить 4 раза
Выполнить 6 раз
Выполнить по 4 раза
Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Повторить 5 раз.
Повторить по 3 раза в каждую сторону
Повторить по 5раз в каждую сторону
2 Основной. Дети встают с кроватей
Встаём ребята в круг
Приседаем как Буратино. Раз, два, три, четыре, пять. Молодцы.
Буратино потянулся, (руки вверх)
Раз — нагнулся, (руки вперед)
Два — нагнулся, (чуть-чуть нагнуться)
Три — нагнулся. (достать руками пол)
Руки в стороны развел, (развести руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (встать прямо)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встать на носочки)
Направо раз-два. Шагом марш.
Буратино отправился гулять.
Вот мы ходим по дорожке, укрепляем ручки, ножки,
Будем мы опять играть наше тело укреплять!
Выполнение разных способов ходьбы:
1. Ходьба на носках, руки вверх
2. Ходьба пятках, руки за спину
3. Ходьба на внешней стороне стоп руки на пояс
4. Ходьба перекатом с пятки на носок руки на пояс.
5. Ходьба по «Дорожке здоровья» (по массажным дорожкам и резиновым коврикам)
5 раз
30 секунд каждый вид ходьбы
3 минуты
3 Заключительный
Дыхательные упражнения, умывание Дыхательное упражнение «Молодцы!»
На 1 — вдох. На 2—4 — выдох. На выдохе произнести слово «мо-лод-цы». Темп медленный.
Вот мы и закончили работу с красками.
Мы хорошо потрудились, но испачкались.
Нам необходимо вымыть руки.
Что - проснулись? Ну, тогда-
Ожидает вас вода!
Умывайся, не ленись,
Одевайся, есть садись!
(дети умываются и одеваются) Повторить три раза