Анастасия Малютина
Сборник игр для коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период побуждения и расцветания познавательных, творческих, и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте идет настолько быстрое развитие, что каждый день ребенок может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемый в своем поведении.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением.
Публикация «Сборник игр для коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Игры для снижения агрессии
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Цель сборника : Оказание методической помощи педагогам и родителям по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
2. Представить систему игр, направленных на коррекцию отклоняющегося поведения детей;
3. Представить методические рекомендации к организации работы по коррекционной работе с агрессивными детьми.
Профилактика агрессивного поведения детей предполагает систему мероприятий на различных уровнях социальной организации, направленных на предупреждение начальных стадий агрессивного поведения. Успешная профилактическая работа по предупреждению детской агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности.
Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии, перед родителями и педагогами стоит задача в полном объеме и с большей функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи, и до-школьного образовательного учреждения.
Игры могут быть использованы на занятии, а также в совместной и самостоятельной деятельности детей. Предлагаемое пособие поможет взрослым осуществить конкретную систематическую работу по профилактике и коррекции нарушений поведения детей дошкольного возраста (приложение № 5).
Глава 1: Коррекция агрессивного поведения детей старшего
дошкольного возраста
1.1. Психотехнические освобождающие и режиссерские игры в коррекционной работе с агрессивными дошкольниками
«Зеркало»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом, разбиваясь на пары. Один человек в паре водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями. А затем- напарниками.
«Связующая нить»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других.
Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.
«Цыплята»
Цель: создание условий для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии.
Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.
«Где прячется злость?»
Цель: развитие способностей к сосредоточению, осознание своего поведения или состояния.
Ребенок с агрессивным поведением, а также другие дети, принимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».
«Изучение тарабарского языка»
Цель: создание позитивного настроения, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению.
Ведущий говорит детям, что они научатся сегодня говорить на иностранном языке – тарабарском. Затем сначала рассказывает сам, а потом предлагает детям сказать какое-нибудь предложение, рассказать стихотворение, песенку на тарабарском языке.
Сказка «Репка» (инсценировка)
Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.
Дети распределяют роли между собой. Кроме основных персонажей могут быть еще и дополнительные: бабочка, солнышко, дождик и т. д. Ведущий может быть как взрослый, так и кто то из детей. Ведущий рассказывает сказку на тарабарском языке, а другие участники ее инсценируют.
«Передай сигнал»
Цель: сплочение группы, развитие способностей к сосредоточению и чувства ответственности.
Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал( 2 раза пожать руку, поднять руку вверх и т. д.). Получив справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена. Когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона»
Повторяется несколько раз.
«Сочинение сказки»
Цель: развитие умения выразить свое эмоциональное состояние.
Совместное сочинение со взрослым сказок и историй научит ребенка выражать свою тревогу, страх, даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою. Это поможет снять эмоциональный груз внутренних переживаний и в какой-то мере успокоить ребенка.
«Зеркало наоборот»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения,
произвольный контроль, преодоление неуверенности.
Дети свободно располагаются в пространстве лицом к ведущему. Задача игроков выполнять действия противоположные тем, что показывает ведущий. Например, ведущий молчит, дети - кричат; ведущий сжимает руки в кулаки, дети - раскрывают ладошки; ведущий топает ногами, дети - хлопают в ладоши: ведущий раскидывает руки в стороны, дети - скрещивают руки на груди и т. д.
«Голова - мяч»
Цель: снижение напряжения, создание позитивного настроения, формирование чувства близости с другими людьми.
Дети играют парами или, что сложнее, тройками. Для игры потребуется мяч средних размеров. Мяч лежит на табурете или кубе. Игроки опускаются на колени и зажимают мяч между головами. Если играют по двое, то задача детей - поднять мяч со стула и донести его до определенного места, например, до стены. Если играют по трое, то достаточно поднять мяч со стула и удерживать его так некоторое время. Удача сопутствует тем игрокам, которые действуют медленно и согласованно. Строго запрещается поддерживать мяч руками.
«Ванька - Встанька»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми.
Дети по четыре - пять человек кружком сидят на полу, взявшись за руки. По команде ведущего одновременно, не расцепляя рук, все встают в полный рост. Затем, по команде ведущего, также садятся. Побеждает кружок, который встал и сел первым. Запрещается размыкать руки и опираться на них.
«Звонари»
Цель: сплочение группы, развитие способностей к сосредоточению и чувства ответственности.
В отведенном для игры месте натянута веревка, на которую прикреплены на разной высоте и на некотором расстоянии друг от друга колокольчики (четыре-семь штук). Каждый колокольчик имеет порядковый номер. Дети играют по очереди. В руке у ребенка - звонаря палочка. Он называет номер колокольчика, в который собирается звонить, отмеряет на глаз расстояние до него (оптимально шесть - десять шагов, закрывает глаза (их лучше завязать платком, подходит и ударяет. Если удар точный, то ребенок возвращается на исходную позицию и выбирает следующий колокольчик. Если ребенок промахивается, то звонарем становится другой.
«Шалтай - Болтай»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.
Дети хором произносят слова:
«Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Куда упал?
Во что попал?»
Ребенок-водящий с закрытыми (а лучше с завязанными платком) глазами опускает руки в заранее приготовленные емкости с песком, крупой, кнопками, пуговицами, семечками, камушками, бисером, ракушками и др. Определяет их содержимое, отдельно, правой и левой рукой. Игру можно усложнить, если в емкости смешаны два-три наполнителя.
«Подари камешек»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других.
Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям взять из коробки разноцветные камешки и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…» (называются положительные качества ребенка).
Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
«Сороконожка»
Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, создание позитивного настроения, сплочение группы.
Игра проводится под музыку, ритм музыки меняется от быстрого к медленному и наоборот.
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной «ножке», проползает между препядствиями и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости. Очень хорошо!
«Волшебный шарик»
Цель: снижение напряжения, агрессивности, развитие умения выразить свое эмоциональное состояние.
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».
«Все наоборот»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
«Выполним упражнение, в котором играющим нужно будет не повторять движения взрослого, а делать все наоборот. Если он поднимает руку, вы должны ее опустить. Он разведет ладони – вы сложите. Он махнет рукой вправо – вы немедленно влево. Он откроет книгу – вы закроете. А теперь без слов». Взрослый закрывает глаза… Кладет руку в карман… Сжимает пальцы рук… Идет вперед…Поворачивает направо…Ответ на любое движение всегда противоположен по направлению и скорости. Выполняющий неправильно упражнение выходит из игры.
«Ласковые слова»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других, развитие навыков общения.
«Давайте, ребята, встанем в круг и будем передавать друг другу вот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он - своему и так - по кругу». Спросите детей, что приятнее получать - обидные или ласковые слова.
«Ласковые лапки»
Цель: снижение напряжения, агрессивности.
Взрослый кладет на стол 6-7 мелких предметов: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенок закатывает рукава по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ребенка ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком ролями.
«Волшебные клубочки»
Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, невротических состояний.
«Ребята, смотрите, как много у нас разноцветных клубочков, какие они все красивые. Это волшебные клубочки, они тоже помогут избавиться нам от гнева. Каждый берет в руки по клубочку, распускает кончик нитки, чем гнев сильнее, тем кончик длиннее, и начинает быстро сматывать клубок. Молодцы!»
«Единство»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Постоять надо так тихо, пытаясь почувствовать единство маленького коллектива.
«Давайте с вами поздороваемся»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга
При помощи рукопожатий. Сидя в кругу, все держатся за руки, поочередно пожимая их, смотрят друг на друга.
«Котик»
Цель: развитие умения выразить свое эмоциональное состояние, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.
Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:
- нежится на солнышке (лежит на коврике)
-потягивается
- умывается
-царапает лапками с коготками коврик и т. д.
В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты.
«Липучка»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения,
произвольный контроль, развитие навыков общения.
Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстника. При этом они приговаривают: «Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руки, присоединяя его к своей компании. Затем они вместе ловят в свои «сети» других. Когда они все станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.
«Дождик»
Цель: создание условий, которые помогают выходу энергии ребенка.
Ребенок вместе со взрослым хлопает в ладоши во все убыстряющемся темпе.
Ведущий «Набежали тучки и пошел дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!
«Знакомство»
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.
Ведущий, используя микрофон (заменитель микрофона, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.
- Что ты любишь делать в свободное время?
- есть ли у тебя старший брат? И т. д.
«Дракон кусает свой хвост»
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Звучит веселая музыка.
Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.
Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.
В роли «головы дракона» и «хвоста» должны побывать все участники.
«Баржа»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.
Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, т. е. «грузят баржу» например, все слова на «н» (ножницы, нарциссы, ноль и т. д.)
2.2. Методические рекомендации
Представленные в данном разделе варианты игр предназначены для использования их в коррекции агрессивного поведения дошкольников и направлены на решение основных задач коррекционной работы с такими детьми - ослабление внутренней агрессивной напряженности, обеспечение условий для осознания ребенком своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности.
Эффективным средством коррекции агрессивного поведения дошкольников являются психотехнические освобождающие игры и упражнения и режиссерские игры.
Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок» — это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.
Например, игра «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В подобных играх и особенно в «молчанках», а также в играх с командами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и двигательно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за деструктивными эмоциями и поступками.
После игры-освобождения полезно предложить ребенку игровое упражнение, позволяющее ему осознать свое поведение или состояние, например, игровое упражнение «Где прячется злость?». Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения подготавливают ребенка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре.
В режиссерской игре, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для диагностики причин детской агрессивности, для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для разрешения значимых для ребенка затруднений непосредственно в игре.
В режиссерской игре ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. В этом случае режиссерская игра, выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию «спрятавшись» за куклу -персонаж, решает еще и педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами — «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», то он невольно встает на место каждого персонажа. То есть, помимо «агрессора», ему приходится побывать и в роли «жертвы», прочувствовать, осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок с агрессивным поведением постепенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение — с поступками других детей.
Примеры игр, собранных в данном разделе, помогут вам самостоятельно подобрать игры для коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Список литературы
1. Аникеева Н. П. «Воспитание игрой», Новосибирск, 1994
2. Велиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста», Санкт – Петербург «Речь» 2005год
3. Габрунер М., Соколовская В. «Эмоционально-личностный тест «Сказка» журнал «Обруч» 2003. №2. с. 14-19.
4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», СПб. ООО Издательство «Речь», 2001.
5. Романов А. А. «Направленная игротерапия агрессивности у детей» Москва, 2001
6. Фурманов И. А. «Детская агрессивность психодиагностика и коррекция», Минск, 1996.
7. Хухлаева О. В. «Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников» Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, Москва, Издательский центр «Академия», 2003