Вера Александровна Борщёва
«Пальчиковая азбука». Сборник игр и упражнений с пальчиковыми буквами для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковая азбука»
Как сделать знакомство с буквой для дошкольника интересным, запоминающимся и увлекательным? Как сделать так, чтобы ребёнку хотелось бы знакомиться всё с новыми и новыми буквами, складывать их в слоги, а затем и в слова?Убеждена, что достичь этого можно только с помощью игры. Познакомившись с литературой по теме, отобрала материал, сгруппировала его, дополнила. Получился сборник игр с пальчиковой азбукой.
В сборнике представлены игры и упражнения с пальчиковыми буквами.
Публикация «„Пальчиковая азбука“, Сборник игр и упражнений с пальчиковыми буквами для старших дошкольников» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Старшая группа
- Темочки
Пальчиковая буква – зрительно-пространственный образ буквы русского алфавита, созданный с помощью пальцев рук. Изображения 33 букв русского алфавита с помощью пальцев рук составляет пальчиковый алфавит.
Данные игры и упражнения направлены на :
- развитие речи, мелкой моторики, конструктивного праксиса, воображения;
- зрительного внимания, анализа, синтеза, зрительно-пространственной ориентировки;
- фонематического анализа и синтеза;
- закрепление знания букв русского алфавита;
- профилактику оптической дисграфии и фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Учёные, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М. М. Кольцова пришла к заключению, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Таким образом, совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
Игры и упражнения с пальчиковыми буквами тренируют движение пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Во многих играх и упражнениях требуется участие обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита. При этом важно, чтобы элементы пальчиковой буквы были представлены теми же элементами и направлены в ту же сторону, что и у печатной буквы. Например, буква русского алфавита «А» состоит из трёх палочек; при построении пальчиковой буквы указательные пальцы рук соединяются под углом, изображая две палочки, соединённые под углом в печатной букве, и третью палочку «перекладинку» может изображать средний палец любой руки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Дети строят буквы перед собой, каждому объясняется: чтобы показать букву другому человеку, надо отвести её на 90 градусов:
влево, если элементы буквы направлены вправо (Б, В, Г, Е, Ё, К, Р, С, Ь, Ю, Ы, Ц, Щ, Ъ);
вправо, если элементы буквы направлены влево (З, У, Ч, Э, Я);
в любую сторону, если нет направленности (А, Д, Ж, И, Й, Н, Л, О, М, П, Т, Ф, Х, Ш).
Данные игры и упражнения использую на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста на этапе обучения чтению и письму на уровне буквы, слога, слова.
Игры на этапе обучения чтению и письму на уровне буквы
«Смастери букву»
При знакомстве с буквой на фронтальном занятии каждый раз мастерим букву из пальцев рук по образцу, предложенному логопедом. Выполнение букв из пальцев рук сопровождается рассказыванием стихотворного текста про данную букву (тексты стихотворений приведены).
Цель:
- закрепить названия букв русского и пальчикового алфавитов;
- развивать зрительное внимание и память;
- развивать моторику пальцев рук.
Буква «А»
Кончики указательных пальцев обеих рук направлены вверх и соединены между собой подострым углом.
Левая рука. Средний палец соединяет середину указательных пальцев. Безымянный и мизинец прижаты к ладони. Большой палец прижат к указательному.
Правая рука. Средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони. Большой палец прижат к указательному.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
Буква «Б»
Левая рука. Указательныйи большой пальцы соединяются кончиками, образуя «кольцо». Остальные пальцы сомкнуты, согнуты, направлены вправо и располагаются над «кольцом».
Буква Б – с большим брюшком,
В кепке, с длинным козырьком.
Буква «В»
Левая рука. Большой и указательный пальцы образуют нижнее «кольцо». Кончик среднего пальца соединяется с серединой указательного, образуя второе «кольцо». Остальные пальцы сомкнуты, располагаются за средним.
Вот ведь горе:
У старушки на очках сломались дужки.
Буква «Г»
Левая рука. Указательный палец направлен верхи соединяется с укаательным пальцем правой руки под прямым углом. Средние, безымянные пальцы и мизинцы прижаты к ладоням. Большие пальцы лежат на средних.
Букву Г я не боюсь.
Г — не злой, а добрый гусь.
В. Ковшиков
Буква «Д»
Указательные пальцы обеих рук направлены вверх, соединены между собой под острым углом. Большие пальцы прижаты к указательным.
Левая рука. Средний палец левой руки лежит на среднем пальце правой руки. Безымянный и мизинец сомкнуты и направлены вниз.
Правая рука. Кончик среднего пальца правой руки соединяется с основанием среднего пальца левой руки.
Д — с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
В. Ковшиков
Буква «Е»
Левая рука. Указательный, средний и безымянный пальцы разведены между собой и направлены вправо. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Правая рука. Указательный палец соединяет основание разведённых пальцев левой руки. Средний, безымянный, мизинец прижаты к ладони. Большой палец лежит на указательном.
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Е. Тарлапан.
Буква «Ё»
Левая рука. Указательный, средний и безымянный пальцы разведены между собой и направлены вправо. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Правая рука. Указательный и средний пальцы соединяют основание указательного, среднего и мизинца левой руки (указательный – с внутренней стороны, средний – с тыльной).Оба пальца расположены выше указательного пальца левой руки. Большой палец прижимает к ладони мизинец и безымянный.
Е и Ё – родные сёстры.
Различить сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Буква «Ж»
Левая рука. Указательный, средний и безымянный пальцы направлены вверх, разведены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Правая рука. Указательный палец соединяет посередине разведённые пальцы левой руки. Средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони большим пальцем.
Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.
О. Гофман
Буква «З»
Большие пальцы обеих рук соединяются между собой боковыми краями, руки направлены влево.
Левая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сомкнуты, полусогнуты и направлены вверх.
Правая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сомкнуты, полусогнуты и направлены вниз.
На эту букву посмотри :
Она совсем как цифра 3.
Буква «И»
Левая рука. Указательные пальцы обеих рук направлены прямо вверх. Средний палец левой руки и указательный палец правой соединяются подушечками.
Правая рука. Средний, безымянный, мизинец прижаты к ладони.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
- Сколько здесь дощечек?
- Три!
- А какая буква?
- И.
Буква «Й»
Указательные пальцы обеих рук направлены прямо вверх.
Левая рука. Средний палец и указательный палец правой руки соединяются подушечками. Безымянный и мизинец прижаты к ладони большим пальцем.
Правая рука. Средний, безымянный, мизинец прижаты к ладони большим пальцем. Показ производится быстро.
Вот И краткое, взгляни-ка.
Три иголки, сверху нитка.
В. Ковшиков
Знай, что Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху палочку пиши.
В. Степанов
Буква «К»
Левая рука. Указательный и средний пальцы разведены между собой и направлены вправо. Безымянный и мизинец прижаты большим пальцем к ладони.
Правая рука. Указательный палец соединяет основание разведённых пальцев левой руки.
Два столба стояли рядом,
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.
Буква «Л»
Ладони обеих рук направлены вверх, дноимёнными пальцами, кроме больших, соединяются друг с другом подушечками. Большие пальцы прижаты к указательным.
Алфавит продолжит наш
Буква «Л» - лесной шалаш.
Буква «М»
Ладони обеих рук направлены вниз. Большие пальцы соединяются под острым углом кончиками, указательные – прямые, остальные пальцы прижаты к ладоням.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами!
О. Гофман
Буква «Н»
Указательные пальцы обеих рук направлены вверх.
Левая рука. Средний палец соединяет середину указательных. Безымянный и мизинец согнуты, прижаты к ладони. Большой палец прижат к безымянному.
Правая рука. Средний палец располагается за средним пальцем левой руки. Безымянный и мизинец согнуты, прижаты к ладони. Большой палец прижат к безымянному.
Н надела поясок,
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок.
Ты ей шляпку подари –
Станет краткой буква И. А. Шибаев
На букве «Н» я как на лесенке:
Сижу и напеваю песенки.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть.
В. Ковшиков
Буква «О»
Большой и средний пальцы соединить в кольцо.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
А. Шибаев
Буква «П»
Большие пальцы обеих рук направлены друг к другу горизонтально и соединяются кончиками. Указательные пальцы направлены вниз, остальные прижаты к ладоням.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
В. Степанов
Буква «Р»
Левая рука. Большой палец соединяется с указательным, образуя «кольцо». Остальные сомкнуты, полусогнуты и находятся за указательным пальцем.
Правая рука. Указательный палец соединяет основание указательного и большого пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты и прижаты к ладони. Большой палец соединён со средним.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь. В. Степанов
Буква «С»
Левая рука. Большой палец полусогнут, направлен вверх. Остальные пальцы сомкнуты, полусогнуты, направлены вниз.
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
В. Ковшиков
С – от бублика кусок,
Кто-то съел в нём правый бок.
Буква «Т»
Правая рука. Все пальцы направлены вверх, сомкнуты и поставлены ребром.
Левая рука. Ладонь направлена вправо, располагается горизонтально. Средний палец правой руки упирается в середину левой ладони.
Молоток стучит: «Тук-тук!
Букве Т я старый друг».
В. Степанов
Буква «У»
Правая рука. Указательный палец направлен вверх, средний направлен влево под острым углом. Большой палец прижимает безымянный и мизинец к ладони.
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
Е. Тарлапан
Буква «Ф»
Большие пальцы прижаты друг к другу боковыми краями и направлены вверх. Их кончики соединены с подушечками указательных пальцев, образуя «кольцо». Остальные пальцы полусогнуты, расположены за указательными.
Подбоченясь, пляшет лихо
Ф — большая щеголиха.
О. Гофман
Буква «Х»
Прямые указательные пальцы обеих рук пересекаются посередине. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты и прижаты к ладони большим пальцем.
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
В. Степанов
Буква «Ц»
Левая рука. Указательный палец соединяет основание указательного и среднего пальцев правой руки, выдвинут вправо, кончик пальца направлен вниз. Средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони большим пальцем.
Правая рука. Указательный и средний пальцы направлены вверх. Большой палец прижимает к ладони безымянный и мизинец.
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапою.
– Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
Вот какая буква Ц :
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
А. Шибаев
Буква «Ч»
Левая рука. Ладонь направлена влево, лежит горизонтально. Большой палец прижат к указательному. Остальные пальцы полусогнуты, подняты вверх.
Правая рука. Ладонь направлена вверх. Большой палец прижат к запястью левой руки.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
В. Степанов
Буква «Ш»
Левая рука. Указательный, средний и безымянный пальцы направлены вверх. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Правая рука. Указательный палец правой руки прилегает к основанию указательного, среднего и безымянного пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони большим пальцем.
Буква Ш с тремя шипами —
Не хватай ее руками.
О. Гофман
Буква «Щ»
Левая рука. Ладонь поставлена ребром горизонтально, указательный палец соединяет основание указательного, среднего, безымянного пальца правой руки. Кончик указательного пальца выдвинут вправо от ладони и направлен вниз. Остальные пальцы прижаты к тыльной стороне ладони.
Правая рука. Указательный, средний, безымянный пальцы направлены вверх. Большой палец прижимает к ладони мизинец.
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Е. Тарлапан
Буква «Ъ»
Левая рука. Указательный и большой пальцы соединяются кончиками, образуя «кольцо». Остальные пальцы полусогнуты и располагаются друг за другом за указательным.
Правая рука. Ладонь ребром направлена вверх. Все пальцы сомкнуты. Большой прижат к указательному. Остальные пальцы полусогнуты влево.
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго :
– Эй, наклонись немного! –
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в. твердый знак.
Буква «Ы»
Левая рука. Указателный и большой пальцы соединяются кончиками, образуя «кольцо». Остальные пальцы сомкнуты и направлены вверх.
Правая рука. Пальцы сомкнуты, направлены вверх. Ладонь поставлена ребром.
С палкой ходит буква Ы,
Ищет ягоды, грибы.
О. Гофман
Буква «Ь»
Левая рука. Указателный и большой пальцы соединяются кончиками, образуя «кольцо». Остальные пальцы сомкнуты и направлены вверх.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
Буква «Э»
Правая рука. Все пальцы направлены влево и кроме указательного образуют полукруг. Указательный палец расположенпрямо в середине полукруга.
Буква Э открыла рот :
То ль зевает, то ль поет.
О. Гофман
Буква «Ю»
Левая рука. Указательный палец направлен вверх, большой прижат к указательному. Безымянный и мизинец согнуты, прижаты к ладони. Средний палец соединяется с «кольцом» правой руки.
Правая рука. Большой и указательный пальцы образуют «кольцо». Остальные пальцы сомкнуты, полусогнуты и находятся за указательным.
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась …буква Ю.
Целый день юла юлила,
Даже голову вскружила,
А потом она устала,
Покачнулась и упала. О. Гофман
Буква «Я»
Левая рука. Ладонь поставлена ребром, направлена к правой руке под углом. Указательный палец касается основания большого пальца правой руки.
Правая рука. Большой палец образует «кольцо» с указательным. Остальные пальцы сомкнуты и располагаются за указательным.
Куча яблок на прилавке.
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.
От яхты якорь — буква Я.
Поднимем якорь — и в моря.
В. Ковшиков
«Найди пару»
Цель:
- закрепить названия букв русского и пальчикового алфавитов;
- развивать зрительное внимание и память.
Игровой материал: карточки с изображением букв пальчикового и русского алфавитов.
Логопед раздаёт карточки с изображением пальчиковых бук поровну. Затем показывает букву русского алфавита. Дети должны найти соответствующую пальчиковую букву и соединить карточки с изображением букв.
«Какой буквы не стало?»
Цель:
- развивать зрительное внимание и память;
- закреплять названия букв русского и пальчикового алфавитов;
- проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии.
Игровой материал: карточки с изображением букв пальчикового и русского алфавитов.
Выставляются 4-5 букв русского алфавита. Дети закрывают глаза. Логопед убирает одну букву. Нужно отгадать, какой буквы не стало. Показать её с помощью пальцев рук.
«Кто больше?»
Цель:
- развивать мелкую моторику, конструктивный праксис, воображение;
- зрительный анализ и синтез;
- проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии.
Игровой материал: карточки с изображением букв русского алфавита.
Логопед показывает карточку с изображением буквы русского алфавита. Дети строят эту букву из пальцев рук разными способами. Выиграет тот, кто больше предложит вариантов буквы.
«Конструктор»
Цель:
- развивать мелкую моторику и конструктивный праксис;
- закреплять названия букв;
- проводить профилактику оптической дисграфии и и дислексии.
Логопед читает стихотворение:
Один, два, три, четыре, пять –
Будем буквы составлять.
Левая рука, выручай –
Строить буквы помогай.
Детям предлагается с помощью пальцев левой руки построить как можно больше букв (О,У,Э,С).
Продолжить игру можно, изменив строчки:
Один, два, три, четыре, пять –
Будем буквы составлять.
Правая рука, выручай –
Строить буквы помогай.
Детям предлагается с помощью пальцев правой руки построить как можно больше букв (Б, В, Г, О, Ь).
В завершение игры логопед читает:
Один, два, три, четыре, пять –
Будем буквы составлять.
Пальцы ручек, выручайте -
Строить буквы помогайте.
Детям предлагается с помощью пальцев рук построить как можно больше букв (А, Б, В, Г, Д и др.).
Выигрывает тот, кто построит больше букв.
«Волшебное кольцо»
Цель:
- развивать мелкую моторику и конструктивный праксис, воображение;
- зрительное восприятие, память, внимание;
- проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии.
Логопед читает стихотворение:
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим.
Остальные пальцы спрячем.
Буква «О», как круглый мячик.
Большой и указательный пальцы левой руки образуют «кольцо». Остальные сомкнуты, полусогнуты и находятся за указательным пальцем.
Детям предлагается, используя букву «О», построить новые пальчиковые буквы (Б, В, Р, Ю, Я, Ъ, Ь, Ы).
«Прятки»
Цель:
- развивать зрительное внимание, анализ, синтез;
- мелкую моторику.
Игровой материал: карточки с зашумленными буквами.
Логопед показывает карточки и предлагает узнать, какая буква спряталась. Необходимо показать эту букву с помощью пальцев рук.
«Распутай букву»
Цели:
- развивать зрительное внимание, анализ, синтез;
- мелкую моторику;
- проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии.
Игровой материал: карточки с наложенными друг на друга буквами.
Логопед показывает карточку, просит назвать и показать с помощью пальцев рук буквы, которые «запутались».
«Вставь букву, получи слово»
Цели:
- развивать зрительный, фонематический анализ, синтез;
- совершенствовать навыки чтения;
- развивать мелкую моторику.
Игровой материал: карточки со словами, в которых пропущены буквы : Б. К, С. М, М. Л, Л. К, Д. М, СТ. Л, Л. ПА, Т. ЧКА, МУ. А,. ОМ,. ОЧКА, СО., ПА. .
Логопед показывает карточку, просит назвать и показать с помощью пальцев рук буквы, которые можно вставить в слово, чтобы получились новые слова.
Используемая литература
1. Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников». Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
2. Волина В. В. «Занимательное азбуковедение».
3. Рыжанкова Е. Н. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой». М., 2010.
4. Рыжанкова Е. Н., Ракитина В. А. «Пальцы развиваем, буквы составляем». Логопед 2007. №2.