Лучший педагог года

СБО как составляющая здоровье сберегающих технологий при работе с детьми

Ирина Фирсова
СБО как составляющая здоровье сберегающих технологий при работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Социальный педагог ГКУ СО РЦДиПОВ «Виктория» г. о. Тольятти.

Социально-бытовая ориентация как составляющая здоровьесберегающих технологий при работе с детьми.

МУ «Реабилитационный центр «Виктория» для детей и подростков с ограниченными возможностями» в феврале 2010 года отметил своё десятилетие. Все эти годы основным направлением деятельности РЦ является комплексная медико-психолого-социально-педагогическая реабилитация детей и подростков с заболеванием опорно-двигательного аппарата, с рядом неврологических заболеваний и детским церебральным параличом (ДЦП, причем последнее заболевание является основным. В РЦ «Виктория» осуществляется амбулаторный приём и работает стационарное отделение, рассчитанное на 60 детей в возрасте от 6 до 18 лет. Два блока, медицинский и психолого-педагогический, работают на снижение уровня детской инвалидности и успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями в общество.

Публикация «СБО как составляющая здоровье сберегающих технологий при работе с детьми» размещена в разделах

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Наши детей от рождения находятся в состоянии неблагополучия как физического так и социально-психологического. Учитывая это, специалисты РЦ стремятся создать психолого-педагогические и организационно-педагогических условия, которые обеспечивают психическое здоровье и комфорт воспитанников посредством обоснованной учебно-воспитательной нагрузки и объема передаваемой информации с учётом психофизических возможностей детей. Чтобы развивать потенциальные возможности и способности, позволяющие детям компенсировать физический дефект и адекватно адаптироваться к социальной жизни, в РЦ создана коррекционно-развивающая среда. Воспитатели, дефектологи, логопеды, педагог-Монтессори, социальные педагоги и педагоги дополнительного образования стараются создать для детей атмосферу комфорта - физического, психического и социального. Правомерно также добавить, что и духовного. Условия пребывания детей в РЦ приближены к домашним. Это полностью соответствуют представлениям о здоровьесберегающей образовательной системе, цель которой состоит в следующем : научить детей мыслить, трудиться, сформировать у них устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

Физическое здоровье является важной частью реабилитации в РЦ. Однако необходимо признать, что у большинства детей, прошедших реабилитацию, инвалидность снята не будет. С проблемой физической неполноценности им придётся прожить всю жизнь. Поэтому приоритетной является проблема формирования и сохранения у детей с ограниченными возможностями социально-психологического и духовно-нравственного здоровья и благополучия. Воспитание этих качеств является непростым делом даже у физически здоровых детей. Работа с детьми с ДЦП имеет объективные трудности, которые обусловлены как двигательными расстройствами, так и нарушениями эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. При двигательных нарушениях страдают руки и ноги. Дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застёгивания пуговиц, шнурование ботинок. У таких детей бывает нарушено равновесие и координация движений, они часто падают, не могут свободно, без поддержки передвигаться. Независимо от степени двигательных дефектов у детей с ДЦП отмечается задержка речевого развития, повышенная возбудимость, расторможенность или, напротив – вялость, пассивность, безынициативность. У таких детей ограниченно представление об окружающем мире. Особенно сложным является подростковый возраст. Это время, когда ребёнок с ДЦП сталкивается с множеством проблем, зачастую неожиданных и вызывающих у него негативные чувства. Не всегда адекватное внимание со стороны социума, осознание своих физических недостатков, неумение обойтись без посторонней помощи и т. д. вызывают у детей чувство неполноценности и, как следствие, низкую самооценку. Они живут в плену отрицательных эмоций («У меня не получится», «Я хуже других», порождающих чувство вины перед собственным «Я» и другими людьми. Такое состояние может увести ребёнка в свои собственные переживания, замкнутость, или наоборот выльется в вызывающую манеру поведения, доходящую до гротеска. От отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от психологического климата внутри РЦ, зависит не только результат реабилитации, но и формирование личности ребёнка. Исходя из этого реабилитационный процесс строится на следующих принципах:

окружить подростка вниманием и заботой, чаще интересоваться его проблемами, оказывать ему поддержку в случае необходимости;

ориентировать подростка на его возможности и положительные качества, всячески его поддерживать и поощрять;

формировать умения, которые позволят ему заинтересовать и привлечь окружающих благодаря своим личным качествам, таким как открытость, самостоятельность, любознательность, компетентность и т. д. ;

укреплять веру подростка в свои силы, давать ему возможность проявлять себя в практической деятельности;

не заострять внимание на ошибках, награждать ребёнка словами одобрения за достигнутые результаты;

учить воспринимать похвалу не только в свой адрес, формировать положительную ориентацию на восприятие других людей.

Максимально эти принципы реализуются на специальных коррекционных занятиях по программе СБО, направленных на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития воспитанников РЦ. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 класс. Основными формами и методами обучения являются беседы, сюжетно - ролевые игры, практические работы. Занятия проводятся по разделам «Личная гигиена», "Одежда и обувь", "Питание", «Семья», «Культура поведения», "Жилище", «Транспорт», "Торговля", «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения, организации, предприятия». Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. Практические занятия, которые имеются во всех разделах, играют особую роль в формировании и сохранении психологического здоровья у наших воспитанников. Перед детьми ставятся доступные задачи, которые усложняются по мере закрепления полученных навыков и умений. Так на практических занятиях по разделу «Питание» дети учатся нарезать хлеб, делать бутерброды, заваривать чай, приготавливать несложные блюда (салат, омлет, блины и др., сервировать стол. На занятиях по разделу «Торговля» учатся выбирать товары с учётом их необходимости, цены, и сроков изготовления (если это продукты питания, учатся рассчитывать бюджет и оплачивать покупку. На занятиях по разделу «Одежда и обувь» учатся пришивать пуговицы, чистить обувь, стирать мелкое бельё и гладить одежду и т. п.

Когда дети только приступают к занятиям по программе СБО в 5 класса, очевидны их опасения и неумение при выполнении простейших заданий. Но они очень стараются, пытаясь научиться самостоятельности и независимости от взрослых в повседневной жизни. Занятия проходят в атмосфере поддержки и взаимопомощи. Каждый ребёнок стремиться выполнить задание и при необходимости помочь товарищу. Приобретённые умения и навыки дети должны закрепить в повседневной жизни. Поэтому результативность практических занятий обеспечивается только при условии тесной связи специалиста с воспитателями, обслуживающим персоналом и родителями. Дети в своих спальнях стараются сами поддерживать порядок: застилать постель, убираться в шкафчиках для личных вещей и одежды. Во время приё ма пищи сотрудники предоставляют детям максимальную возможность самим себя обслуживать: держать ложку, подносить ко рту кружку с питьём и т. д. Основная часть детей самостоятельно посещает туалет и самостоятельно одеваются на прогулку. Все эти действия проходят под контролем персонала, но самостоятельность детей приветствуется и помощь оказывают только там, где детям не справиться в силу физических нарушений. Домашние задания, как правило, не задаются, но на практические занятия приглашаются родители для совместной работы с детьми. Это особый момент в процессе формирования уверенности и повышения самооценки ребёнка. Дети с ДЦП, как правило, страдают от гиперопеки со стороны семьи. Родителям очень сложно отказаться от роли исполнителя любых потребностей своего больного ребёнка даже тогда, когда он может справиться сам. Многие родители даже мысли не допускают, чтобы дать ребёнку в руки ножницы, иголку или нож для резки хлеба. Поэтому совместные занятия, в первую очередь с мамами, раскрываю возможности ребёнка, а также помогают установить эмоционально-психологический контакт между ним и мамой. Кто, как не мама, является для детей главным арбитром в достижениях и успехах. Похвала и поддержка мамы являются главной мотивацией на преодоление трудностей в адаптации к повседневной жизни. Поддержка и одобрение на занятиях находит своё продолжение в семье, когда ребёнок вносит свой посильный вклад в поддержание порядка, чистоты и уюта в доме.

Очень интересно наблюдать за изменениями личности детей, находящимися на реабилитации в РЦ в течение нескольких лет. Они растут и крепнут не только физически, но изменения происходят также и с личностью детей, меняется их мировосприятие и ощущение себя в этом мире. Дети уже не опасаются окружающего их социума, могут общаться с окружающими на равных, не оглядываясь на свои физические нарушения. Это конечно связано с тем, что общество поворачивается лицом к людям с ограниченными возможностями, начинает осознавать, что они являются частью общества, что у них есть особые нужды и с ними необходимо считаться. Однако роль реабилитации, которую дети проходят, находясь в РЦ, безусловна. Здесь они начинают осознавать себя практически полноценными людьми, т. к. получают те знания, навыки и умения, которые помогают им в социально бытовом плане быть более независимыми и самостоятельными. Это в свою очередь отражается на уровне их собственной самооценки: «Я хочу!», «Я могу!», «Я умею!», «У меня получается!». Главным показателем социально-психологического и духовно-нравственного здоровья наших детей является их уверенность в себе, своих возможностях и открытость окружающему миру.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОНР (выступление на пед. совете) «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут…». М. Горький Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, какой основной вид деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Обобщение опыта работы на тему: Подготовил: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 14 г. Сосногорска Дорофеева Любовь Борисовна г.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоретете общечеловеских ценностей,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Конспект комплексного занятия с использованием здоровье сберегающих технологий «Наши глазки» Конспект комплексного занятия с использованием здоровье сберегающих технологий «Наши глазки» Цель: закрепить знания детей по теме части.

Проект «Взаймодействие с родителями в здоровье сберегающих технологий в старшей группе»». Проект «Взаимодействие родителей в здоровье-сберегающих технологий в старшей группе». Цель проекта: • Сохранение и укрепление здоровья.

Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС. Здоровье ребенка, его социально-психологическая.

Внедрение интерактивных педагогических технологий в работе с детьми с ЗПР Ознакомившись с работой педагогического коллектива ДС № 206 АНО ДО «Планета детства «Лада» «Сударушка» под руководством доктора педагогических.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
СБО как составляющая здоровье сберегающих технологий при работе с детьми
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 07:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «СБО как составляющая здоровье сберегающих технологий при работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Фирсова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД