Лучший педагог года

Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС

Светлана Юрьевна Шурыгина
Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, в то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Публикация «Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС» размещена в разделах

По данным Института возрастной физиологии РАО позволяют ранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся :

1. Стрессовая педагогическая тактика;

2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5. Провалы в существующей системе физического воспитания;

6. Интенсификация учебного процесса;

7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В результате, существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

По определению В. В. Серикова и Н. К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения :

1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Учёт возрастных особенностей учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

5. Комплексный междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

6. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее в любом поступке, действии. Сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

7. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

8. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3. Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами. Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения Характеристика

Обстановка и гигиенические условия Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество и чередование видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.

Наличие и место методов, способствующих активизации Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

3 основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование всех каналов восприятия

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

4. 5-25-я минута — 80%;

5. 25-35-я минута — 60-40%;

6. 35—40-я минута — 10%.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

-Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений…

-Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

-Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Необходимо особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

• создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

• использование проблемных творческих заданий;

• стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

• применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

• рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

-Педагогика сотрудничества.

Проявление гуманного отношения к детям, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

-Технологии развивающего обучения строятся на идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.

-Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. Целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

1. В классе специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки.

2. Для разминок используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки».

3. С целью расширения зрительных горизонтов, применяется «Экологический букварь» (картина-панно, распложенный на одной из стен класса. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.

4. Подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые дети должны найти, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей.

5. Специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой.

6. Обязательное детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

7. Раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек. Учась в классах раздельно, они общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.

8. Проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.

Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.

Список литературы

o 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

o Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. : «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

o Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 474 с.

o Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере-грузки учащихся / Е. А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

o Наш выбор – здоровье : досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт. -сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

o Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М. : КНОРУС, 2006. С. 147

o Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М. : АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

o Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/ Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

o Щукина Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

o https://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения С раннего детства мы – педагоги дошкольного образования должны прививать навыки здорового образа жизни детям, выбирая оптимальные методы.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Обобщение опыта работы на тему: Подготовил: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 14 г. Сосногорска Дорофеева Любовь Борисовна г.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми имеющими ОНР Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоретете общечеловеских ценностей,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми первой младшей группы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия и использования.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с педагогами Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с педагогами. Семинар - практикум разработала старший воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС
Опубликовано: 1 декабря 2016 в 15:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Юрьевна Шурыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД