Юлия Сергеевна Переходенко
Профессиональный стандарт педагога: общие положения
▼ Скачать
Самостоятельная работа№2 по теме
«Профессиональный стандарт педагога – общие положения».
Реализация профессиональных действий стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Задания с учетом вида профессиональной деятельности.
Публикация «Профессиональный стандарт педагога: общие положения» размещена в разделах
Соотнесите внутри каждой трудовой функции трудовые действия с необходимыми для их выполнения умениями и знаниями. Для этого напротив каждого трудового действия в колонке слева необходимо проставить номер соответствующих умений и знаний, представленных в левой части таблицы – таблицы 1, 2, 3.
1. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Впишите номер соответствующих умений и знаний Необходимые умения Необходимые знания
№ умений № знаний
1. Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 6 1, 6 1. Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом, продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства
2. Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации
3. Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
4. Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
5. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
6. Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста 1. Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста
2. Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
3. Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
4. Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
5. Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
6. Современные тенденции развития дошкольного образования
2. Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации 1 1
3. Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами 2 2,3,4
4. Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста 3 1,3
5. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста 3 1,3,6
6. Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями 4 2,3
7. Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития 6 1,3,6
8. Формирование психологической готовности к школьному обучению 5 4,5
9. Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья 1, 4 4
10. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом, продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства 1 3,4
11. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов 4 2,4
12. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 1,2,4 2,3,4
13. Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей 3,4 2,3,4,5
2. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования»
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Впишите номер соответствующих умений и знаний Необходимые умения Необходимые знания
№ умений № знаний
1. Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной 1. Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы
2. Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания
3. Во взаимодействии с родителями (законными представителями, другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных, выходящими за рамки программы начального общего образования 1. Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов
2. Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ
3. Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий
4. Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
5. Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования
2. Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе
3. Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования
4. Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек
5. Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника
6. Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания, а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
7. Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
3. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования»
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Впишите номер соответствующих умений и знаний Необходимые умения Необходимые знания
№ умений № знаний
1. Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира 1. Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
2. Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
3. Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой
4. Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение
5. Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую
6. Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности
7. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе
8. Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)
9. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования
10. Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием
11. Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
12. Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями, другими педагогическими и иными работниками
13. Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения 1. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)
2. Программы и учебники по преподаваемому предмету
3. Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности
4. Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
5. Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения
6. Основы экологии, экономики, социологии
7. Правила внутреннего распорядка
8. Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды