Майорова Екатерина
Самообслуживание как начало трудовой деятельности ребенка 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
- Зачем нужна трудовая деятельность?
- Как происходит развитие трудовой деятельности?
«Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»
К. Д. Ушинский.
Может ли ребенок дошкольного возраста трудиться? В далекие времена дети с малых лет трудились : в полях, смотрели за хозяйством, присматривали за младшими братьями/сестрами. Это было настолько обыденно, что и вопросом таким не задавались. Современный городской ребенок не включается в такую деятельность. Нами, взрослыми, принято считать, что труд детей носит воспитывающий характер. А ребенок воспринимает эту деятельность как самоутверждение, как познание своих возможностей, как сближение с взрослыми и, конечно, как близость к игре. Занимаясь каким-либо трудом, дети часто переключаются на игру и всегда с удовольствием. В процессе труда дети приобретают навыки и умения. Это помогает становиться независимыми от взрослых, самостоятельными. В труде развиваются многие жизненно важные качества личности.
Публикация «Самообслуживание как начало трудовой деятельности ребенка 3–4 лет» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Дети младшего дошкольного возраста трудятся «просто так» - без цели. Они еще не умеют ставить перед собой цель. Им доставляет удовольствие процесс, а не результат. Способность осознавать цель появляется постепенно. Это открытие личных возможностей и оно побуждает к самостоятельным действиям. Сам повесил полотенце, сам застегнул пуговицу – «я сам». В этот период очень важна помощь взрослого. Взрослый ставит цель, предлагает способы действия и помогает в реализации. Также в младшем дошкольном возрасте у детей еще не сильно развита мотивация. «Для чего я тружусь или для кого» - одобрение взрослого, общение с ним, польза другим. Планирование деятельности не развито совсем. Планирование включает в себя и организацию работы, и исполнение, и оценку результата. Этому детей следует учить.
Основные задачи, которые ставит трудовое воспитание это - помощь ребенку в освоении, в приобретение навыков и умений и развитие личности ребенка в труде.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. Помощь взрослого необходима на каждом этапе. Со временем эта помощь перейдет в подсказки и поддержку. Важно быть терпеливым, не сердиться, если вдруг у малыша что-то не получается. Значит, плохо объяснил и не увидел, что малыш чего-то не понял. Ребенку можно разрешить ошибиться и вместе проанализировать ошибки. Очень важно хвалить ребенка за каждую даже самую маленькую удачу. В тех случаях, когда навыки самообслуживания осуществляются успешно, дети, как правило, отказываются от помощи. Им нравится делать все «как большие», и помощь взрослого их обижает. Труд всегда должен быть радостью, а не обязанностью и выполнением воли взрослого. Иначе ребенок начнет отказываться выполнять те или иные действия. Может возникнуть конфликт.
При обучении самообслуживанию воспитатель использует картинки. Это полезно для понимания последовательности действий. Существуют специальные пособия, которые помогают обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Следует показывать ребенку правильные приемы, «хитрости», которые облегчают выполнение тех или иных задач. Помогают ребенку и поэтическое слово, песенки, шутки.
Труд по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовых навыков. Если ребенок научился самостоятельно одеваться, то его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.
Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется уверенность в себе. Еще хочется добавить, что коллективный труд во многом помогает справляться с задачами по самообслуживанию. Дети смотрят друг на друга, перенимают друг у друга определенные умения. Важно контролировать правильность выполнения этих действий.