Ольга Комарова
Детское экспериментирование как средство познания мира неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразовательная работа по теме:
«Детское экспериментирование, как средство познания мира неживой природы» в средней группе.
Начало работы: октябрь 2022г.
Окончание работы над темой: май 2023г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
(Конфуций).
Публикация «Детское экспериментирование как средство познания мира неживой природы» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, через занимательные опыты и эксперименты.
Задачи:
• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
• Активизировать речь и обогащать словарь детей.
• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Предполагаемые результаты:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
Выведение детей на более высокий уровень познавательной активности;
Наблюдается повышение детского интереса к экспериментированию;
Использование приобретенных навыков в продуктивной деятельности. Многие дети научились проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы.
У детей сформировалась уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
План мероприятий на 2022год -2023год по теме самообразования:
Перспективное планирование на 2022 г. – 2023 г., по теме самообразования «Детское экспериментирование, как средство познания мира неживой природы»
Сентябрь
ООД "ПЕСОЧНЫЙ ГОРОД»
Познавательное развитие
Уточнить представления детей о некоторых свойствах песка: сухой, сыпучий, не формируется; пропускает воду; влажный – липкий, формуется.
ООД «УДИВИТЕЛЬНАЯ ГЛИНА».
Познавательное развитие
Познакомить детей с элементарными свойствами глины: бывает сухой, сыпучей, а бывает влажной Может быть пластичной, как пластилин. Из глины можно лепить посуду. Сравнить со свойствами песка.
Октябрь
ООД «КАМЕННАЯ ДОРОГА».
Познавательное развитие
Продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, тонут в воде, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок.
ООД «СЕКРЕТЫ СТАРОГО КРОТА»
Познавательное развитие Сформировать у детей представление о составе и свойствах земли: состоит из песка, глины, в ней есть камни, остатки травы, корней; бывает сухая и влажная, пропускает воду.
Ноябрь
ООД «ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ»
Познавательное развитие
Уточнить представления детей о некоторых свойствах воды: текучесть, прозрачность; вырабатывать умение определять температуру воды на ощупь (горячая, тёплая, холодная).
ООД "ПРИКЛЮЧЕНИЕ ПЕСЧИНКИ И САХАРА»
Познавательное развитие
Посредством проводимого опыта подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет
Декабрь
ООД «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ»
Познавательное развитие Познакомить детей с понятием «воздух». Воздухом дышат люди, животные, растения. Он есть во всём: в камне, почве, в окружающем нас пространстве.
ООД «ВЕТЕР - НЕВИДИМКА»
Познавательное развитие
Показать детям, как можно определить наличие ветра на улице, и определить его силу. Развивать наблюдательность, мышление.
Январь
ООД «В ГОСТЯХ У СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ»
Познавательное развитие
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: превращение в лед. Познакомить детей с некоторыми свойствами льда, в тепле тает и снова превращается в воду.
ООД «ПРАЗДНИК СНЕГА»
Познавательное развитие
Познакомить детей с элементарными свойствами снега: холодный, состоит из снежинок; в тепле тает, превращается в воду. Со снегом можно играть.
Февраль
ООД «БУМАГА И ТКАНЬ»
Познавательное развитие
Дать детям знания о свойствах бумаги и ткани; формировать умение распознавать качества бумаги, ткани (цвет, гладкость, шершавость) и свойства (мнётся, рвётся, намокает).
ООД «ВОЛШЕБНАЯ РУКАВИЧКА»
Познавательное развитие
Познакомить детей с свойствами магнита (на основе опытов). Притягивает железо. Может притягивать железные предметы через воду, стекло, бумагу
Март
ООД «КАК ЧИПОЛИНО С ВОДОЙ ПОДРУЖИЛСЯ»
(посадка лука)
Познавательное развитие
Познакомить со строением растений (корень, стебель, лист, цветок). Подвести к пониманию того что растения получают воду через корни.
ООД «КАК ВЕТОЧКА БЕРЕЗЫ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛА»
Познавательное развитие
Подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность.
Апрель
ООД «ЧТО ПЛАВАЕТ, ЧТО ТОНЕТ -O-»
Познавательное развитие Закрепить у детей представления о том, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие плавают.
ООД «В МИРЕ ВОДЫ»
Познавательное развитие
Закрепить представления детей о том, что вода бесцветна, но в ней могут растворяться некоторые вещества (краски, чай, варенье и т. д.) и окрашивать её, менять цвет и вкус;
Май
ООД «УДИВИТЕЛЬНЫЕ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Познавательное развитие
Закрепить у детей элементарные представления о свойствах воздуха: невидимый, лёгкий.
ООД «СОЛНЫШКО В РУКАХ».
Познавательное развитие
Познакомить с солнечными лучами посредством опытно-экспериментальной деятельности показать, как важно солнце для жизни, что солнечные лучи всех согревают.
Завершение работы по теме:
ОТЧЁТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
«Детское экспериментирование, как средство познания мира неживой природы» - фотовыставка, презентация.
Список литературы:
Литература для педагога:
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
4. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
5. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
6. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
7. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
Литература для детей:
1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010.
2. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011.
3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 20