Александра Адамова
«Дыхательная гимнастика в детском саду». Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
МБОДУ центр развитие ребенка № 8 «Родничок»
город «Якутск»
самообразования
по теме
«Дыхательная гимнастика в детском саду»
Воспитатель : Адамова Александра Владимировна
2024 год
Самообразованию на 2024-2026 учебный год – «Дыхательная гимнастика в детском саду».
Цель: формирование у воспитанников умения правильно дышать через игровые упражнения.
• Задачи:
• Способствовать сохранению здоровья детей.
• Научить правильно дышать, (максимально наполнять лёгкие при
вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать лёгкие от остаточного воздуха, выталкивая его путём сжатия лёгких).
• Развивать силу дыхания.
• Развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями.
• Укрепить и активизировать мышцы губ, развивать дыхательную мускулатуру
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения курсов, семинаров, РМО по вопросу здоровьесбережения.
• Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки).
• Систематизировать изученную литературу;
• Подготовить материал для работы с детьми;
• Привлечь родителей к решению проблемами по формированию здорового образа жизни.
• Оформить в группе уголок;
• Подготовить консультации для родителей;
• Подготовить материалы для выступления на педагогическом совете
Актуальность
Дыхательная гимнастика в дошкольных учреждениях и их польза в жизни детей.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.
Так, считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.
Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.
Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд, дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Замедление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением содержания кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока. Безусловно, процесс дыхания сказывается на работе мозга. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Он помогает улучшить процесс дыхания, очистить дыхательные органы и обеспечить возможность правильного вдоха. Кроме того, при плавном, спокойном, удлиненном выдохе расширяются и хорошо наполняются кровью сосуды.
Раздельное продувание.
После хорошего выдоха закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю и вдохнуть воздух левой. Затем открыть правую ноздрю, закрыть левую указательным пальцем левой руки и сделать полный медленный выдох. Дальше поступить наоборот - вдохнуть правой ноздрей, а выдохнуть левой. Повторить несколько раз. Упражнение очень эффективно при горящей аромалампе.
Дыхание очистительное - "царапание".
Сначала сделать хороший выдох. Руки согнуть в локтях, кулаки на уровне плеч. Сделать носом спокойный вдох, продолжительный интенсивный выдох через открытый рот со звуком "ха", одновременно выбрасывая руки вперед и тут же начиная пальцами производить царапающие движения. Выполнять "царапание", пока приятно рукам. Затем передохнуть и повторить упражнение еще 2-3 раза.
Формы практической работы
1. Консультация для родителей.
2. Составить картотеку дыхательных упражнений.
3. Отчёт о проделанной работе за учебный год
Ожидаемые результаты:
• повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
• формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек -ребёнок умеет вдыхать воздух через нос, выдыхать –через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать–длительно и экономно;
• ребёнок проговаривает короткие стихи, сочетая речь (дыхание) с действиями;
• снижение уровня заболеваемости дыхательных путей у детей;
• использование здоровье сберегающих технологий в семье.
Этапы работы
1 этап. Вспомогательный:
•Составление плана работы.
•Изучение методической литературы.
•Подбор познавательных статей.
•Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
•Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
•Создание картотеки дыхательных упражнений.
• Создание картотеки дыхательных упражнений.
2 этап. Основной:
•Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
•Беседа с детьми «Что такое здоровье (здоровый человек)»? «Что такое болезнь? (больной человек)»? «Что нужно делать, что бы быть здоровым?».
•Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики; показ комплекса упражнений.
•Дидактические игры с упражнениями на дыхание.
•Включение дыхательных упражнений в различные режимные моменты.
•Чтение стихов и потешек с сопровождением дыхательными упражнениями.
•Игры с тренажёрами на развитие силы дыхания, на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
•В процессе утренней гимнастики чередование обще-развивающих упражнений с комплексами упражнений на дыхание в соотношении 1:1.
•Оформление выставки «Весёлый ветерок» (игры, тренажёры для упражнений на дыхание)
Этап. Заключительный:
•Презентация опыта работы для воспитателей ДОУ;
•Развлечение для детей «Весёлый ветерок».
•Выставка пособий, тренажёров и картотек по теме.
План работы
Этапы Сроки Формы работы Практические выводы
1 Сентябрь Изучение методической литературы.
Информирование. родителей
Знакомство с понятием «дыхательная гимнастика» Нахождение картотек дыхательной
Гимнастики.
Папки – передвижки для родителей «Дыхательная гимнастика.»
2 Октябрь Изучение методической литературы по теме:«Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей 3-7 лет»; Показ проведения дыхательной гимнастики. Изготовление дидактических игр по теме: «Дыхательная гимнастика»
3 Ноябрь Составление комплекса «дыхательной гимнастики» Проведение с детьми опытов с дыханием. Чтение стихов, сказок и рассказов
4 Декабрь Реализация деятельности данного направления.
Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики Обучению технике дыхательной гимнастики.
Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики.
Оформление родительского уголка.
5 Январь Просмотр детского телешоу «В гостях у Витаминки» В увлекательной для ребенка форме дать представление о строении дыхательной системы и способах ее оздоровления.
6 Февраль Оформление стенда «Как с пользой провести выходной день с ребенком» Повышение заинтересованности родителей в развитии у детей навыков ЗОЖ.
7 Март Работа с книгой М. Ю. Картушиной «Быть здоровыми хотим». Пополнить методическую копилку новыми оздоровительными гимнастиками.
8 Апрель Найти в интернете способы изготовления дыхательных тренажеров своими руками и пополнить ППРС. Найти способы разнообразить для детей выполнение дыхательной гимнастики.
9 Май Доклад о значимости «дыхательной гимнастики».
Итоговый мониторинг Представление опыта на пед. совете для коллег.
Аналитический отчет
ДЫХАТЕЛЬНАЙ ГИМНАСТИКА АТРИБУТТАРЫН ФОТОЛААН УГАТТАА
Литература:
1. Т. В. Климова, Здоровье-сберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ;
2. Е. Л. Новикова, Здоровье-сберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М. ; 1999;
3. М. Н. Щетинин, дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей, М. ; 2007;
4. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровье-сберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.;
5. Митина Е. П. Здоровье-сберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.;
6. Волошина Л. Организация здоровье-сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-№1.-С. 114-117.;
7. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье-сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-№4.-С. 61-65.;
8. Новые здоровье-сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -№2.-С. 171-187.