Анисия Иванова
План самообразования «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.
Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека
Публикация «План самообразования „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием [4]. Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает важность того, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, много видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.
Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора дошкольников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.
Цель формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
Систематизировать и углубить знания детей о живой и неживой природе;
Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края, формировать представления об экологических проблемах;
Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
Учить понимать причинно следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека;
Воспитывать этические и эстетические чувства, развитие эмоций средствами природы;
Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста;
Формирование доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними
Пути реализации:
Создание условий, соответствующей развивающей среды.
Повышение экологической грамотности в области экологического воспитания.
Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Список литературы для изучения:
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
2. Николаева С. Н. «Юный эколог». - М. : Мозаика-Синтез,
3. Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
4. «Экологическое воспитание и образование в Московской области», Москва, Современные тетради, 2006 г.
5. Е. А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 1960 г.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. 1991.
7. Е. И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», «Просвещение», Москва, 1982 г.
8. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», Москва «Просвещение»
9. Дрязгунова В. И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
10. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
11. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
12. Лучич М. В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
13. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.
14. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М. : Просвещение, 1978.
Перспективный план самообразования на 2019-2020 учебный год[/b]
Сентябрь:
С детьми:
Беседы: «Удивительный лес",«Дикие звери нашего края»
Д/и. : «У кого кто?»
Труд:Сбор семян садовых цветов
Хороводная игра :«Рябинка»
Чтение худ. лит: И. Соколов-Микитов «Белка»,С. Есенин «Береза»
С родителями:
Памятка :«Внимание! Опасные ядовитые растения и грибы»
Самостоятельное изучение:Изучение методической литературы по данной теме
Октябрь - Ноябрь
С детьми:
Наблюдения за живой и неживой природой зимой; Акция в парке им. А. Г. Николаева: «Покормите птиц!»
Беседы:«Лесной доктор»,«Зимующие и перелетные птицы»
Д/и. : «Чей клюв?», «Составь птицу»
Прослушивание аудиозаписи:«Звуки природы»
Художественное творчество:Аппликация :«Кормушка для птиц»
П/и. : «Перелет птиц»,«Совушка»,«Летает - не летает».
Чтение худ. лит: М. Зверев «Лесные доктора»,М. Пришвин «Этажи леса».
С родителями:Консультация в АИС сетевой город: «Правила безопасности в природе»
Самостоятельное изучение: Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для воспитателей и родителей.
С педагогами:
Консультация в АИС сетевой город: «Игра в экологическом образовании дошкольника»
Декабрь
С детьми:
Беседы:«Как звери зимуют в лесу?»,«Жизнь птиц зимой»
Экспериментирование:с водой, со льдом, со снегом.
Викторина:«Знатоки природы»
Прослушивание музыки:П. И. Чайковского «Времена года»
Чтение худ. лит: Г. Скребицкий «Четыре художника»
С родителями:
Консультация: «Учите детей любить природу»
Самостоятельное изучение:
Пополнение уголка исследования
Январь
С детьми:
Наблюдения:
Наблюдение за зимующими птицами на участке
Опыт :«Чьи следы»,«Что легче снег или вода?»
Просмотр фильма:«Зимующие птицы»
С педагогами:
Консультация:«Условия для организации экологического воспитания воспитанников в групповых помещениях и на участках детского сада»
Февраль
С детьми:
Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
Беседа:«Живое – неживое»
Д/и. : «Кто, что ест»
Игра-имитация: «Снежные явления»
Чтение худ. лит: И. Грабарь «Февральская лазурь».
С родителями:
Круглый стол:«Поиграйте со своими детьми»
Март
С детьми:
Рассматривание картин :И. Левитан «Март»
Экскурсия в Лакреевский лес
Беседа:«Красная книга Чувашии»
Художественное творчество: (оригами):«Лебедьь»
Д/и. : «Сравни и найди»
Апрель
С детьми:
Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.
Д/и. : «Бывает – не бывает».
Чтение худ. лит: И. Грабарь «Февральская лазурь».
Художественное творчество:
Рисование: «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта».
С родителями:
Акция: «Берегите природу»
Май
С детьми:
Наблюдения:Наблюдение за растениями на участке; Наблюдение за появлением перелетных птиц
Беседа:«Первые цветы на участке»
Игра-имитация: «Собери нектар с цветов»
Эстафета-игра:«Собери цветок»
Чтение худ. лит: Н. Павлова «Хитрый одуванчик»
С педагогами:
Составление карт и схем маршрутов по экологической тропе: «Эколята -дошколята»
Итоговое мероприятие: Развлечение «Мы защитники природы»