Инна Перова
Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31»
390015, г. Рязань, ул. Белякова, д. 26а 335-271, 335-658 fax, chado31@yandex.ru
Индивидуальный план работы по самообразованию
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
3-4 лет»
Перова Инна Анатольевна
воспитатель
1 сентября 2021
(дата начала работы над темой)
31 мая 2022г.
(предполагаемая дата окончания)
Пояснительная записка
Публикация «Самообразование „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К. Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т. е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как народные, так и авторские. А. Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве. Проблемой развития речи занимались такие ученые А. А. Леонтьев, А. С. Рубинштейн, О. С. Ушакова. Л. С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу : «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка.
Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.
Актуальность
Фольклор — это устное народное творчество. К нему относятся: сказки; былины; песни; скороговорки; поговорки; пословицы; потешки; загадки; считалки. В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и культурой. Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые игры, ребенок развивается. Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые крохам хочется повторить. С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности. Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас. Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью. Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и произношению героев. Существуют не только русские народные поговорки, песни и потешки, но и современные, более понятные детям. Можно даже найти скороговорки на иностранном языке. И те, и другие оказывают большую пользу для развития речи.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание малышей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, пословиц, песенок вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию связной диалогической (разговорной) речи.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать :
фонематический слух
грамматический строй речи
звуковую культуру речи.
обогащать словарь
Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие связной речи детей
неоспоримо.
Цель:
Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
Развивающие :
- развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
- развитие творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях
Воспитательные:
- воспитывать у дошкольников патриотизм через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим
-воспитывать и развивать художественный вкус;
-воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Методы
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действий с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня.
Общее количество занятий в год -32.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года,
Время занятий 15 мин.
Срок реализации: 1 год
Планируемые результаты:
1. У детей сформированы первоначальные представления и базовые знания об устном народном творчестве.
2. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области. 3. Дети готовы проявлять самостоятельность и творчество;
4. Дети используют речь как средство общения, связно объясняют свои действия,
Календарно-тематическое планирование по самообразованию :
Сентябрь
- Наблюдения за детьми, диагностика
- Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий
- Планирование работы по теме самообразования
Октябрь
- Разучивание пальчиковой гимнастики с детьми
- Оформление картотеки пальчиковых игр.
Ноябрь
- Подбор фольклорного материала для режимных моментов (потешки, считалки, пестушки).
- Оформление картотеки
Декабрь
- Подбор хороводных игр
- Составление картотеки хороводных игр
Январь
- Подбор русских народных сказок для чтения.
- Театральная деятельность (инсценирование русских народных сказок, показ кукольного театра, с использованием кукол би-ба-бо)
Февраль
- Составление картотеки речевых игр.
- Составление картотеки игр, для развития звукового произношения.
Март
-Составление картотеки загадок.
Апрель
- Составление настольно-печатных игр по мотивам народных сказок
(разрезные картинки, лото, пазлы)
Май
- Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц Форма работы с детьми Форма работы с родителями Форма работы с педагогами
октябрь Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
ноябрь Заучивание потешек и поговорок в режимных моментах Консультация «Потешки в помощь маме». Консультация: «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей».
декабрь Познакомить детей с правилами народных подвижных игр. Памятка «Русские народные игры».
январь Чтение русских народных сказок. Инсценирование русских народных сказок. Показ кукольного театра, с использованием кукол би-ба-бо.
Папка-передвижка «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей» Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»
февраль Проведение речевых игр. Проведение игр на развитие звукового произношения Консультация «С какими книгами дружат дошкольники»
март Познакомить детей с малой формой устного народного творчества «Загадки» Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
апрель Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы) Советы родителям
«Роль фольклора в развитии детей»
май Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. Родительское собрание
«Чему мы научились за год»
Используемая литература:
1. Козырева Л. М. ДЕТИ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 5 ЛЕТ /Академия развития; Академия холдинг, 2001год/
2. В. Аникин. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР / Москва 2985г. /
3. Г. С. Швайко ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Пособие для практических работников ДОУ /5-изд. Айрис Пресс, Москва 2008г. /