Фролова Марина Александровна
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»
Пластилинография (рисование пластилином) – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности; более редко применяемый на практике, в связи с тем, что является не обязательным в программе дошкольного образования.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лепка. Методические разработки
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилинография, техника работы с пластилином
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Изучение литературы по данной теме позволило мне выдвинуть следующее предположение: оказывается, использование комплекса художественно-творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей.
Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка, а именно руки подготавливают детей к овладению учебным и трудовым умениям и навыкам.
К тому же, пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. У детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла.
Исходя из этого, были определены основные цель и задачи обучения детей пластилинографии :
Цель: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию.
Задачи:
1) Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином;
2) Развивать мелкую моторику, координацию движений рук;
3) Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции;
4) Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Работа проводилась в 3 этапа: подготовительный, практический, итоговый.
Подготовительный этап (сентябрь, октябрь) - изучение и чтение художественной литературы (А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», И. А. Бунин «Первый снег», Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», Г. Снегирев «К морю», В. Катаев «Цветик-семицветик», а также загадки, пословицы и поговорки, составление НОД, создание в группе предметно-развивающей среды. На этом этапе мы с детьми осваивали различные приемы лепки:
- Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик;
- Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения;
- Заглаживание - требуется при изображении плоских и гладких поверхностей - выполняется кончиками пальцев;
- Сплющивание – наиболее применяемый прием - для этого шарик сдавливают до формы лепешки; небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием – нажимом пальцев.
- Прищипывание – осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку в той части формы, где создается новая деталь;
- Надавливание или размазывание – важно научить детей прилагать усилия пальчиками.
Практический этап – организация и проведения занятий; консультация для родителей на тему: «Занятия с пластилином в домашних условиях».
Ноябрь - «Осенний лес» ( цель: создание цветного изображения, закрепление умений и навыков – отщипывание, скатывание шариков и жгутиков; побуждение в самостоятельном выборе цвета);
Декабрь – «Новогодняя елка» ( цель: формирование у детей обобщенного представления о елочных игрушках; продолжение освоения навыка мозаичной пластилинографии – скатывание мелких шариков нужного цвета, заполнение поверхности объекта, прижимая);
Январь – индивидуальная работа с детьми, имеющими затруднения (Зайнаб, Олег) : раскатывание кусочков пластилина в «жгутики», «мелкие шарики», сплющивать шарики на плоскости изображения; практическая деятельность;
Февраль – «Кораблик для папы» ( цель: побуждение детей к изготовлению подарков для близких; создание на плоскости объекта «кораблик», сочетая разные приемы техники);
Март – «Цветы для мамы» ( цель: формирование композиционных навыков; создание выразительного образа посредством передачи объема и цвета; использование в работе стеки);
Апрель – «Дельфин» ( цель: создание выразительного и интересного образа в полуобъеме).
Итоговый этап (май) отчет по теме самообразования; обобщение полученных умений и навыков.
Итог: Подводя итог можно сказать, что главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех качествах: направленности, силе, длительности и т. д. Мой опыт показал, что овладение техникой «пластилинография» доставляет детям истинную радость; у них есть огромный интерес и желание рисовать пластилином. И чем лучше у них получается это действие, с тем большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, тем самым привлекая внимание воспитателя к своим достижениям.
Список литературы:
1) Давыдова Г. Н. Пластилинография. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013;
2) Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007;
3) Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с., 8 л. вкл. ;
4) Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И. А. Лыкова – М. : Карапуз, 2007;
5) Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г. ;
6) Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М. : Эксмо, 2006г. ;
7) Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать – Ярославль: Академия развития, 1997г. ;
8) Морозова О. А. «Волшебный пластилин». – М. : Мозаика-Синтез, 2008г.