МААМ-картинки

Самообразование «Пуантилизм (точечная живопись) как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Юлия Найданова
Самообразование «Пуантилизм (точечная живопись) как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого развития детей № 6 «Чебурашка»

г. Ессентуки

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

На 2021-2022 учебный год

во второй младшей группе

(от 3 до 4 лет)

Составитель

Воспитатель:

Павлова Юлия Альбертовна

Ессентуки 2021 год

Публикация «Самообразование „Пуантилизм (точечная живопись) как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Тема самообразования : «Пуантилизм (точечная живопись) как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возроста

2. Работа начата 01.09.2020 года

3. Предполагается закончить 30.05.2021 года

4. Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

5. Цели:

• Познакомить детей с понятием пуантилизм (точечная живопись).Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

• Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

• Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

6. Задачи:

• Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

• Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

• Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

• Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

• Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Развивать творчество, фантазию.

• Активизировать детей при выборе тематики.

Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

• Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

7. Предполагаемый результат : научить детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать материал и технику для работы.

8. Форма самообразования : индивидуальная.

9. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме

• Посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района

Самоанализ и самооценка ООД в своей группе

• Проведение открытых мероприятий.

10. Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

• Создание игровой ситуации.

• Показ воспитателя.

• Использование движения руки.

• Сравнение двух техник.

• Проговаривание последовательности работы.

• Педагогическая диагностика.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

11. Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

12. Формы проведения

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

• рисование жесткой полусухой кистью.

• рисование пальчиками;

• оттиск печатками,картофеля и тд. ;

• рисование ладошками.

• рисование ватными палочками;

• оттиск пробкой;

• тычки поролоном;

• пластилинография.

13. Практический выход: выставка детских поделок в нетрадиционных техниках.

14. Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация по теме.

15. Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.

«Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

• Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности : фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности : пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Свеча + акварель.

Средства выразительности : цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой проявляется на бумаге.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Можно взять ватную палочку. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности : фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Календарно тематическое планирование

сентябрь

№ п/п Тема организованной образовательной деятельности Техника Оборудование

1. «Мой любимый дождик» Рисование пальчиками - листы светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины;

- синяя гуашь в мисочках,

- салфетки,

- зонтик для игры;

2. «Рябинка» Рисование ватными палочками - гуашь красного цвета в баночках;

- незавершенные композиции «Ягодки на веточках», подготовленные заранее воспитателем;

- игрушка – птичка.

октябрь

1. «Вышла курочка гулять свежей травки пощипать» Рисование поролоном - силуэты курочек;

- гуашь желтого цвета.

2. «Вышла курочка гулять свежей травки пощипать» Рисование поролоном - силуэты курочек;

- гуашь желтого цвета.

ноябрь

1. «Звездочки на небе» Рисование пальчиками - листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;

- гуашь желтого цвета в чашечках;

- салфетки;

- иллюстрации с ночным звездным небом;

2. «Воздушные шарики» Оттиск печатками картофеля - листы бумаги с изображением клоуна;

- гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета.

декабрь

1. «Ёлочные шары» Рисование пробками - гуашь красного, желтого, синего цвета;

-магнитофон.

2. «Шапка Деда Мороза» Рисование пальчиками - заготовки Деда Мороза;

-гуашь синего и красного цвета;

- магнитофон.

январь

1. «Зайка» Рисование жесткой полусухой кистью листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;

- гуашь белого цвета;

- чашечки;

- салфетки;

- магнитофон.

2. «В январе много снега во дворе (сугробы)» Оттиск поролона - листы бумаги голубого цвета;

- гуашь белого цвета;

- силуэты санок.

февраль

1. «Бусы

для куклы

Кати» Рисование пальчиками - листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус;

- кукла Катя;

- гуашь разноцветная;

- чашечки для краски;

- салфетки.

2. «Украсим

галстук

для папы» Рисование ватными палочками (полоски) - силуэты галстуков;

- гуашь синего и зеленого цвета.

март

1. «Веточка мимозы» Рисование пальчиками - листы бумаги с веточками мимозы;

- гуашь желтого цвета;

- чашки для краски;

- салфетки;

- магнитофон.

2. «Забавный щенок»

(потешка «Баю –баю-баю-бай) Рисование жесткой полусухой кистью - силуэты животных;

- гуашь коричневого цвета.

апрель

1. Солнышко

(коллективная работа) Рисование ладошками - лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;

- гуашь жёлтого цвета в плошке.

2. «Волшебный дождик» Рисование свечой -листы бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками;

- тушь синего цвета.

май

1. «Украсим крылья бабочки» Рисование колпачками от фломастеров - силуэты бабочек;

- гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета;

2. «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Рисование пальчиками - листы бумаги светло-зеленого цвета;

- гуашь желтого цвета в чашечках;

- салфетки;

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Пуантилизм (точечная живопись) как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 10:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Пуантилизм (точечная живопись) как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Найданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД