Наталья Воскобоева
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. В настоящее время стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей : недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное, творческое развития детей, отсутствия режима дня в семье, перегруженность групп); отсутствие материально- технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно- образовательного процесса.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье. Быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.
Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.
Цель самообразования: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении здоровьесберегающих технологий; внедрение и применение технологий в работе с детьми, педагогами и родителями, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи самообразования:
1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно - методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.
2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, утренней гимнастики, подвижные игры, физкультминутки и т. д.)
3. Направить жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении на сохранение и укрепление здоровья.
4. Совершенствовать предметно-пространственную среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы с детьми :
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми;
2. Индивидуальная работа с детьми;
3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с педагогами :
1. Консультации;
2. Мастер- классы
3. Показ презентаций на МО.
Формы работы с родителями :
1. Консультации;
2. Индивидуальные и групповые беседы;
3. Оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
4. Привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии : здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты:
1. Овладение детьми навыками ЗОЖ;
2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
3. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
4. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
5. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
Буклеты, памятки, консультации и рекомендации для родителей.
Пополнение методической копилки.
Презентация педагога по теме самообразования.
Этапы работы по самообразованию.
1. Информационно – подготовительный этап
Подбор методической литературы: 1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
2. Воротилкина И. М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. -М. : Энас, 2006-144с.
3. Горбатенко О. Ф., Т. А. Кадраильская, Г. П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год.
4. Карепова Т. Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год
5. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12 с.
6. Николаева Е. И. и др. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – М. СПб: Детство-Пресс, 2015.
7. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.
8. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону. 2005.
9. Симкина, П. Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П. Л. Симкина, Л. В. Титаровский. – М. : Амрита-Русь, 2006
10. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.
11. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-187.
12.«Уроки Мойдодыра»/ Г. Зайцев. –СПБ. : Акцидент,1997.
13. Интернет-ресурсы
2. Практическая часть:
Внедрение в практику: составление картотек игр и упражнений, составление конспектов НОД, подготовка консультаций для родителей и педагогов, разработка мастер – класса для педагогов, анкетирование для родителей.
3. Итоговый этап:
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности - показ презентации по теме самообразования.
Программа профессионального развития на 2022 – 2023 учебный год
Месяц Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями
В течении года Изучение методической литературы и других источников. Подбор литературы по теме
В течении года Физкультминутки, закаливающие мероприятия, подвижные игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, ритмопластика, психогимнастика, игротерапия, утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.
Сентябрь НОД «Путешествие в организм человека»
Развлечение: «Путешествие в страну Здоровья» «Создание здоровье сберегающего пространства» - практические рекомендации для воспитателей образовательного учреждения. Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни» Консультации: «ОРВИ и грипп»
Октябрь Создание стен газеты «Путешествие в страну здоровья»
Викторина «Заморочки из бочки» Методические рекомендации: «Игра – как средство здоровьесбережения ребёнка». Консультации: «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка"
Ноябрь Развлечение «Веселые старты» Изготовление лэпбука «Все виды спорта» Консультация «Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья» Выставка рисунков детей и родителей
«Наша здоровая и спортивная семья».
Декабрь Беседа «Микробы и вирусы» Развлечение «Укрепляем здоровье вместе с Неболейкой» Мастер - класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»
Январь Беседа «Правильное питание» Физкультурный досуг «День Бегуна» Методические рекомендации: «Организация взаимодействия с семьёй по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Консультации: «Если ваш ребёнок – аллергик» Папка – передвижка «Зимние игры и развлечения»
Февраль Беседа «Режим дня» Квест – игра «Лучики здоровья» Презентация на тему: "Здоровьесберегающие технологии используемые в ДОУ"
Консультации «Лечебная гимнастика»Организация фотовыставки «Движение – жизнь»
Март Беседа «О пользе закаливания» Развлечение «В гостях у доктора Чистюлькина» Консультация "Слагаемые здорового образа жизни" Конкурс для родителей: «Проект по оборудованию участка для двигательной активности детей»
Апрель Изготовление лэпбука «Здоровье всему голова» Спортивное развлечение «Будем сильными и здоровыми» Консультация: «Здоровье ребёнка и фундамент культуры будущего взрослого человека». Консультации: «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей».
Май Выставка детских рисунков «Как мы укрепляем здоровье!»
Квест – игра: Путешествие в страну здоровья» Презентация отчета работы по теме самообразования Консультации: «Здоровый образ жизни в семье» Привлечение родителей воспитанников к изготовлению игр и материалов для обогащения центра здоровья своими руками.
День здоровья один раз в месяц.