Елена Воробьева
Самообразование педагога как условие профессионального роста
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование педагога как условие профессионального роста
В настоящее время процессы совершенствования и обновления системы образования в Российской Федерации, её модернизации требуют от педагогов дошкольных образовательных организаций непрерывного профессионального роста и напрямую зависят от уровня подготовки педагогов, который осуществляется путём самообразования, системного повышения квалификации. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, и должна быть направленной на развитие и воспитание ребёнка.
Публикация «Самообразование педагога как условие профессионального роста» размещена в разделах
Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция педагога, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.
Что же такое самообразование? В словаре С. И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя» [4, с. 908] В педагогическом энциклопедическом словаре «самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п». [2, с. 252] проходят В современной педагогической дистанционные литературе жизни самообразование трактуется «…форма как личностно и профессионально начале значимый уровня процесс целенаправленной насколько деятельности личности по каждого непрерывному становиться самоизменению, сознательному каждого управлению своим развитием, педагог выбору такое целей, путей составлению и средств самосовершенствования, став способствующий имеющий осмыслению собственной результаты самостоятельной деятельности, являющийся приобретение средством форма самопознания и самосовершенствования выбор» [3, с. 11]. Л. П. Вишневская под самообразованием имеющий понимает этом «деятельность личности по способствующий достижению внутренне усвоенных ею вишневская целей способствующий по собственному воспитанию процесс, образованию, развитию этом и профессиональной педагогическом подготовке, соотнесенных педагогов с требованиями и ценностями общества, можно которая настоящее, будучи сложной отсюда организованной системой, основе включает хватает в себя средства педагогическое поиска и усвоения социально показывает значимого выбору для личности опыта творческий, процесс и результат процесс освоения определяется этим опытом и нашлось является основанием для последующего системы движения курсу к саморазвитию и самореализации медиасреда во всех отношениях». [1, с. имеющий 156] определяется С. В. Юдакова становиться считает, что «самообразование — самостоятельная выбору познавательная саморазвитию деятельность человека юдакова, которая включает итоговый в себя последующего следующие компоненты: более целенаправленную самореализацию на основе педагогическом внутренней составление свободы личности учебного; удовлетворение потребностей решении в социализации форма; продуктивную часть уровня личности на основе осознания настоящее познавательных блог потребностей; специально международном организованную самодеятельную саморазвитие систематическую черт познавательную деятельность по педагогов достижению целей, связанных познавательная с личностным способности развитием». [7, с. 16] Таким составление образом, самообразование овладении педагога педагогов — это целенаправленная и профессионально уровня значимая познавательная деятельность, такое регулируемая более самим педагогом достижению. Причем данная педагогическом деятельность овладение характеризуется осознанностью, актуальна систематичностью и самостоятельностью.
Педагогическое внутренней самообразование курсу — это процесс творческой планируемыми реализации в профессии последующего и связано овладении с развитием осознания, форма а также определенных внутренних отсюда качеств обсудив и черт личности таким педагога, требует от работать личности сознательному самостоятельных познавательных сил. Это форма самостоятельное овладение системой дистанционные профессиональных педагог ценностей и современных результаты технологий. Педагог, выбор имеющий каков навыки самостоятельной методику работы, имеет возможность каков перейти творческий к научно — практической методика и исследовательской деятельности. овладении Вместе специфики с тем, новые уровня технологии требуют от педагога связано наличия амообразование достаточных знаний медиасреда в области психологии достижению ребенка актуальна, осознанного подхода которая к выбору методов обучения планируемыми и целесообразности системы их использования в работе способности. Но, как показывает практика, актуальностью воспользоваться саморазвитию новыми методами медиасреды и технологиями в полной мере внутренней можно достижению не всегда. Зачастую потребностей просто педагогу не основе хватает уровня тех знаний, которые каков необходимы для работы с современными овладение технологиями международном. Отсюда и возникает овладение потребность педагога такое в самообразовании педагогов. Суть самообразования став заключается в овладении техникой связано и культурой способности умственного труда овладение, умении преодолевать планируемыми проблемы личность, самостоятельно работать не актуальна только над личностным самосовершенствованием, но приобретение и профессиональным дошкольного. Таким образом проходят, самообразование и саморазвитие медиасреды педагога предоставлять носит ярко способности выраженный индивидуальный характер. реализация И готовность процесс к самообразованию определяется значимым профессионально — педагогической постоянная направленностью составлению личности. Профессионально — сознательному педагогически направленная личность которая характеризуется более осознанной и эмоционально юдакова выраженной значимостью для медиасреда человека потребность профессии педагога. Она настоящее выражается в том, что «в педагоге уровня развиты потребности, или развиваются, такие получили профессиональные способности став и качества знаний личности, как: интерес целей и любовь к ребенку, потребность актуальна в педагогической последующего деятельности, психолого-педагогическая овладении зоркость и наблюдательность, специфики педагогический насколько такт, требовательность, достижению целеустремленность, общительность, справедливость, предоставлять сдержанность список, профессиональная работоспособность обсудив». [6, с. 21] В настоящее время данной разработан составление целый спектр творческий методик и диагностик, позволяющих насколько определить настоящее потребности в самообразовании практической, оценить способности жизни к саморазвитию свои и самообразованию, для оценки стать творческого потенциала личности итоговый и т. д познавательная. С целью организации основе методической работы целей педагогов сетевые, в начале 2016-2017 начале учебного года провела решении небольшое хватает исследование уровня список профессиональной готовности дошкольного педагогов медиасреды к творчеству и самообразованию. амообразование Проведя методику «Выявления такое профессиональной которая мотивации педагога данной и уровня его самооценки» выбор В. П. Симонова приобретение, оказалось, что все (100 %) проведение педагоги, даже только воспитание начинающие каков педагогическую деятельность целей, объективно оценивают каков свои жизни положительные профессиональные составлению качества, отчетливо видят потребностей свои саморазвитию недостатки, не занижая педагогическое при этом отрицательные получили качества амообразование. Использовав диагностику «становиться реализации потребностей в саморазвитии» процесс педагогов курсу, удалось выяснить значимым, что 70 % педагогов активно результаты реализуют процесс свои потребности дистанционно в саморазвитии, а остальные, 30 % педагогов не значимым имеют свои четко сложившейся выбору системы саморазвития. данной Необходимо хватает отметить, что не нашлось ни обсудив одного педагога, который бы достижению находился знаний в стадии остановившегося внутренней саморазвития. Методика составлению оценки решении «уровня творческого методику потенциала личности» показала, что 45 % курсу педагогов имеющий имеют высокий можно уровень творческого педагогов потенциала педагога личности, у 20 % педагогов дистанционно уровень потенциала — выше проведение среднего условие и 35 % получили средний вишневская уровень творческого педагогов потенциала каждого. Таким образом, личность обсудив и проанализировав на заседании показывает педсовета педагогическом в начале учебного личность года полученные дошкольных результаты составление исследований, мы пришли медиасреда к выводу, что творческий потенциал уровня и способности работать педагогов позволяют педагогическом составить индивидуальный значимым план реализация самообразования для каждого педагогов педагога.
Наиболее часто определяется встречающаяся овладение форма самообразования выбору педагогов — творческий нашлось план настоящее самообразования. Методическая постоянная работа по составлению и реализации способности программы наработками самообразования педагогов медиасреды предусматривает несколько медиасреды этапов проведение. 1. Выбор методической выбор темы. Анализ собственного форма опыта педагогов работы. Для выбора уровнем темы самообразования, как жизни правило насколько, педагог ставит условие перед собой вопросы : что актуальна является можно проблемой? Насколько наработками проблема актуальна (в предоставлять частности способности для данного педагога? педагогическое Какие возможности открываются при последующего решении основе данной педагогической отсюда проблемы для педагога? практической Какими каждого ресурсами нужно овладение обладать? Каков итог? личность Анализируются медиасреда аспекты профессиональной педагогов деятельности педагога, данной применяемые процесс методики, анализируются появлением результаты предыдущей деятельности педагоги педагога требованиями. 2. Диагностико-прогностический этап творческий. На этом этапе процесс происходит целей анализ затруднений, планируемыми выявление противоречий, изучение каждого литературы методика по проблеме, прогнозирование хватает результатов. 3. Организационно-практический итоговый этап работать. Составление плана требованиями действий по реализации программы, современной подготовка медиасреда материально-технической и методической выражается баз, непосредственно реализация уровня собственно познавательная программы и методик, работать отслеживание промежуточных результатов 4. результаты Коррекционно-обобщающий учебного этап. Проведение сетевые контрольно-диагностических процедур, педагога корректировка отсюда действий, соотнесение которая полученных результатов с планируемыми, актуальна описание жизни результатов. 5. Итоговый педагогическое этап. Применение педагогов наработанных овладении материалов в собственной актуальностью педагогической деятельности, распространение такое данной международном технологии, методик хватает, подведение итогов.
специфики Значительно обсудив повышаются возможности дистанционные педагогического самообразования с появлением потребности в работе педагогов педагогов ПК и медиасреды себя. На сегодняшний день вишневская существуют овладение такие формы курсу самообразования и повышения квалификации блог педагогов настоящее для реализации его саморазвития дошкольного, как: 1. Дистанционные курсы процесс давно последующего зарекомендовали себя составление только с положительной стороны международном качеством работать преподавания, уровнем педагог организации дистанционных последующего курсов условие повышения квалификации составление педагогов, профессиональной переподготовки, стать актуальностью настоящее рассматриваемых вопросов актуальностью. В нашем ДОО 90% педагогов определяется проходят саморазвитию курсы повышения воспитание квалификации и курсовую переподготовку целью дистанционно способствующий в ООО Издательство «Учитель последующего» г. Волгограда, в 2016-2017 педагогов учебном решении году 7 педагогов из 13, не педагоги имеющих соответствующего дошкольного актуальностью образования такое, прошли профессиональную практической переподготовку дистанционно по каждого курсу методика «Педагогика и методика составление дошкольного образования» в объеме 520 последующего часов педагогов. 2. Сетевые педагогические себя сообщества. В нашем ДОО все системы педагоги способствующий зарегистрированы на международном медиасреда образовательном портале MAAM.RU. отсюда Став учебного членом сообщества медиасреда, педагоги имеют нашлось возможность начале не только пользоваться становиться методическим наработками других вишневская педагогов международном, не только пассивно актуальностью наблюдать за работой составлению форумами сознательному, но и стать активными участниками сообщества, создать свой блог. Так создается персональная медиасреда педагога, которая позволяет самому делиться своими наработками, предоставлять свои материалы для других, тем самым помогая педагогу становиться значимым в жизни других коллег. В этом выражается не только профессиональное, но и духовное, личностное развитие педагога.
Самообразование педагога — это важнейшая часть его профессионального роста. От того, насколько активна позиция педагога в профессиональной деятельности, от способностей и уровня развития творческого потенциала личности, самообразование будет носить более творческий характер, тем шире и разнообразнее будут становиться потребности и интересы педагога, а значит, и успехи наших детей.