Марина
НОД «Да, грибы искать не просто — они маленького роста!» Наблюдения на целевой прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
- Продолжать знакомить детей с грибами (из каких частей состоит гриб, название съедобных и несъедобных грибов);
- Рассказать об условиях, необходимых для роста и развития грибов;
- Познакомить с правилами сбора грибов;
- Обогащать словарный запас детей (грибница, чернушка, сыроежка, дождевик, свинушка, трутовик, поганка);
Предварительная работа.
- Беседа «Что мы знаем о грибах»;
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
- Чтение и пересказ рассказа В. П. Катаева «По грибы», К. Д. Ушинский «Грибы», Л. Толстой «Девочка и грибы», М. М Пришвин «Старый гриб», С. Аксаков «Грибы»;
- Заучивание стихов и загадок о грибах;
- Художественное творчество детей по теме «Грибы»;
- Предварительно выяснила, где на участке детского сада выросли грибы.
Ход наблюдений.
Организационный момент.
Объявляю детям, что у нас сегодня необычная прогулка, и для того чтобы узнать, чем мы будем заниматься во время прогулки, нужно разгадать загадку.
Загадка: «Сквозь землю прошёл – красную шапочку нашёл!»
Ответы детей.
Блиц – опрос по теме «Грибы»:
- Как называют людей, собирающих грибы?
- Какие грибы вы знаете?
- Какой гриб мечтает найти каждый грибник?
- Из каких частей состоит гриб?
- Кто питается грибами?
Ответы детей.
Словесно – дидактическая игра «Подбери парное слово». (Осина – подосиновик, берёза – подберёзовик, мох – моховики, пень – опята).
Обобщая ответы детей, уточняю, что грибы – это растения. Гриб состоит из «ножки», а на ней сверху – «шляпка». У грибов нет ни корня, ни стебля, ни листьев. От ножки гриба под землёй тянутся в разные стороны, переплетающиеся тонкие белые «ниточки» - они называются грибницей. Грибница – это подземная часть гриба, она всасывает из почвы воду и питательные вещества.
Повторяем с детьми Правила сбора грибов:
- Детям можно собирать грибы только в присутствии взрослых.
- Нельзя собирать и даже брать в руки грибы, которые не знаешь – они могут оказаться несъедобными и ядовитыми.
- Нельзя срывать или сбивать ногами грибы просто так, потому что грибами питаются и лечатся многие животные.
- Нельзя собирать грибы старые и червивые, а так же растущие вдоль дорог железнодорожных и шоссейных, в городских парках и скверах, так как грибы впитывают в себя все вредные вещества из окружающей среды.
Мы отправляемся за грибами без корзинки и договариваемся не трогать грибы руками, потому что грибы, собранные в городской среде – опасно для здоровья!
Ребята с удивлением «находят» среди кустарников грибы – чернушки. Рассматриваем с детьми грибы, рассказываю о том, что это съедобные грибы, их собирают для засолки.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Беседа Что мы знаем о грибах Темочки Грибы и лесные ягоды Грибы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1473651831.jpg)
Среди травы дети с восторгом «обнаруживают» хорошо знакомые им грибы – сыроежки. Напоминаю о том, что сыроежка съедобный гриб. Шляпка гриба бывает разнообразной окраски.
Словесно – дидактическая игра «Сосчитай до 5».
(Один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов. Одна чернушка, две чернушки и т. д. Одна сыроежка, две сыроежки, три сыроежки и т. д.)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Конспекты занятий НОД Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1473651928.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Все конспекты Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1473651947.jpg)
У самой изгороди ребята замечают необыкновенные грибы – дождевики. Кто – то из детей случайно наступает на гриб, и он лопается, выпуская споровый порошок тёмного цвета. После этого ребята вспоминают, что уже видели их, когда собирали грибы с родителями и ещё их называют «дедушкин табак». Напоминаю ребятам, что дождевики считаются съедобными грибами, пока не потеряют белизну – из них варят суп.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Образовательная технология Прогулки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1473651995.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Конспекты прогулок Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД сентябрь Чтение и пересказ рассказа В](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1473652013.jpg)
Рассматривая с ребятами найденные грибы, рассказываю о том, что на нижней стороне шляпки гриба образуются споры, когда гриб созревает, споры высыпаются и разносятся ветром в разные стороны. Из проросших спор образуется грибница, из которой может вырасти много грибов. Для того, чтобы сохранить, не повредить грибницу, грибы нужно осторожны срезать или отщипывать, а не дёргать их.
Пословица «Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут».
Рассматриваем с детьми несъедобные грибы.
Свинушки до 1981 считались условно съедобными, в настоящее время – ядовитыми. Свинушки накапливают в себе вредные вещества в больших количествах.
Н. Шемякина «Грибы свинушки»:
«Ни для жарки, ни для сушки
Не пригодные свинушки,
Не едят их даже хрюшки –
Несъедобные свинушки!»
Трутовик – гриб паразит, растёт на сухих ветках берёзы, от этого дерево разрушается и становится трухлявым. Этот гриб ребята нашли самостоятельно, и им стало интересно узнать о своей находке.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Организационный момент](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1473652287.jpg)
Под кустами, в сыром тенистом месте ребята отыскали поганки, множество мелких грибов белого цвета на тонких ножках. Объяснила ребятам, что ядовитые грибы нельзя топтать или сбивать ногами, так как они приносят пользу деревьям.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Объявляю детям что у нас сегодня необычная прогулка и для того чтобы узнать чем мы будем заниматься во время прогулки нужно разгадать загадку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1473652319.jpg)
Целевые прогулки в летний период позволяют обобщать, уточнять и расширять знания и представления детей о природе, развивать наблюдательность.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!