Светлана Соколова
Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей.
Для успешной работы по развитию интонационной выразительности речи оптимальным для нас выбором является театрализованная игра, так как игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Публикация «Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Всем известно, что театрально игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие детей. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно- эстетическому воспитанию.
Театрализованные игры для детей – это один из самых доступных и наиболее эффективных способов развития ребенка. Кроме того, этот вид деятельности развивает коммуникативные способности, воображение, фантазию, память, инициативность и т. д. Дети гораздо легче и с интересом знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, кроме того, они начинают задумываться и анализировать, обобщать и делать выводы. Театрализованная игра влияет и на развитие речи. Словарный запас ребенка значительно расширяется, совершенствуется произношение звуков. Театрализованные игры отличный источник развития чувств, переживаний ребенка; они развивают эмоциональную сферу детей, учат сопереживать. Особо полюбившиеся персонажи можно использовать и в повседневной жизни как пример поведения. Любимые герои становятся образцом для подражания, что положительно влияет на формирование личности в целом.
Работу по формированию развитию речи посредствам театрализованной деятельности начала с детьми четвертого года жизни. Во второй младшей группе начала формировать у детей простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных); в средней группе обучала детей элементам художественно – образных выразительных средств (имитации, мимике, пантомиме); в старшей группе стала совершенствовать художественно – образные умения.
На всех этапах работы я использую следующие методы формирования развития речи :
1. Наглядные методы – рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушек.
2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности.
3. Практические методы. Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания. Один из них: дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она используется для решения всех задач развития речи. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательский эффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. Основная задача этих игр – занятий – воспитание культурного поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю к друг к другу, стараются красиво есть, правильно вести себя за столом.
Для меня важно привлечь всех детей к работе над сценическими образами и добиться определенных результатов в исследовании движений, мимики и жестов как средств выразительности.
Для реализации цели развития речи дошкольников посредством театрализованных игр, я ставлю перед собой ряд задач. Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада. Разнообразие тематики, средства изображения, эмоциональность дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней у моих детей стала мимика, движения приобрели большую уверенность, сформировалась выразительность речи. У детей начала улучшатся речь, её грамматический строй, они стали активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Это помогает ребенку наладить контакты со сверстниками. Все это позволяет рассматривать театрализованные игры как средство всестороннего развития личности, развития уверенности в своих силах. Развивает интерес к литературе и театру, способствует нравственно – эстетическому воспитанию детей.
В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.