Анна Закурдаева
Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы:
Объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, продолжать развивать творческие способности, познавательные и коммуникативного способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
Публикация «Самообразование „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
3. Повысить свою квалификацию по вопросу самообразования.
4. Совершенствовать предметно – пространственную среду группы по данной теме.
5. Разработать план бесед с родителями по теме.
Актуальность темы:
Русское народное творчество не перестаёт удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, которые получает ребенок, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество пробуждает в детях доброе начало. Поэтому использование в работе с детьми устного народного творчества создает условия для развития речи детей, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. При целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.
Что касается других малых форм фольклора, то Н. Новикова в своих исследованиях подчеркивает, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки. Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей.
Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.
План работы над темой.
1 этап: Диагностический (сентябрь)
1. Изучить и проанализировать:
«Закон об образовании»
ФГОС дошкольного образования
Программа Вераксы «От рождения до школы»
2. Изучение методической литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. –М. : Академия, 1999.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М. : Учпедгиз, 1957.
3. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992.-№5-6.-С. 5-8.
5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991.-№9.-С. 16-22.
7. Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
8. Изучение журналов «Дошкольное воспитание». «Ребенок в детском саду». Изучение статей в данном направлении. В течение года.
3. Изучение интернет ресурсов (В течение года)
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/08/14/konsultatsiya-dlya-roditeley-rechevoe-razvitie
В течение года
2. https://nashol.com/2014110480416/razvitie-rechi-detei-5-7-let-ushakovoi-o-s-2012.html
3. https://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/rechevoe-razvitie-detej-5-i-6-i-let-konsultaciya-dlya-roditelej.html
2 этап: Прогностический (октябрь)
1. Разработать перспективное планирование в средней группе с учетом использования информационно – коммуникативных технологий.
2. Разработать формы и методы работы с детьми и родителями.
3 этап: Практический (ноябрь 2018 – май 2019)
1. Пополнение книжного уголка красочными книгами с русскими народными сказками.
2. Совместное участие родителей и детей в праздничных мероприятиях, театрализованных представлениях и спортивных праздниках (В течение года)
3. Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего возраста»
4. Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»
-Создание картотеки потешек для работы с детьми.
-Разучивание и проговаривание потешек.
-Применение потешек в режимных моментах
5. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».
-Хороводы, народные подвижные игры
6. Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
Пополнение театрального уголка в группе (конусный, пальчиковый, теневой)
7. Рекомендации для родителей «О чем говорить с ребенком 4–5 лет»
8. Досуг с детьми «День загадок».
Семейный конкурс «Отгадай загадку – разукрась отгадку»
9. Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, кубики)
Консультация для родителей «Что читать детям 4–5 лет»
-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»
10. Конкурс на лучшую книжку-малышку «Моя любимая сказка». Работа с родителями и детьми.
11. Разучивание песен, стихов, скороговорок. В течение года.
12. Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
- Разучивание песен и стихов про Масленицу.
-Знакомство с пословицами и поговорками.
-Знакомство с закличками, потешками о солнце.
13. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Пальчиковые игры на основе русских народных потешек «Пришла Коляда» - разучивание колядок.
14. Консультация для родителей «Роль детских сказок в жизни ребенка» 16. Открытый показ НОД. Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка». Май 2018 г.
15. Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам»
Список литературы:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русскогонарода. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.