МААМ-картинки

Самообразование на тему «Речевое развитие детей через работу с материалами Марии Монтессори»

Людмила Семенова
Самообразование на тему «Речевое развитие детей через работу с материалами Марии Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Язык, на котором мы говорим и общаемся в самых обыденных ситуациях, на самом деле соавтор всех наших мыслей и дел. Мы традиционно не замечаем его величия и мудрости, хотя в нем зафиксирован и сосредоточен опыт многих поколений. С первых лет жизни мы усваиваем не только определенный запас слов и грамматическую структуру языка. Незаметно для себя мы впитываем также особый взгляд своего народа на мир, который отражается в языке. К. Д. Ушинский писал: «В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина…Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».

Публикация «Самообразование на тему „Речевое развитие детей через работу с материалами Марии Монтессори“» размещена в разделах

Бережное отношение к речи – это, пожалуй, главное, когда мы общаемся с детьми. И именно такое восприятие языка свойственно системе Монтессори.

Речь относится к высшим психическим функциям, развитие которых возможно только у человека и, что самое главное, в условиях его социализации. Иными словами, чтобы ребенок заговорил, ему нужно слышать обращенную к нему речь. Без сомнения, она должна быть грамматически правильной.

Развитие речи строится на сенсорной и интеллектуальной основе. Освоение языка происходит не пассивно, а создаются условия для активной речевой деятельности. Система обучения родному языку в монтессори-педагогике предусматривает связь разных сторон языка (фонетической, грамматической, лексической). Свобода выбора материала в специально подготовленной среде обеспечивает мотивацию деятельности.

Известно, что речь – это вторая сигнальная система. О чем она сигнализирует, и почему она - вторая? Человек в окружающем мире ищет то, что может удовлетворить какие–либо его потребности. Это могут быть потребности в еде, отдыхе и т. д. А узнает он необходимые ему предметы с помощью сигналов, воспринимаемых органами чувств. Так действует первая сигнальная система. Когда человек овладевает речью, слово становится вторичным сигналом. Само слово не пахнет, не имеет вкуса и т. п., но сигнализирует о вкусе и запахе. Поэтому речь является второй сигнальной системой. Для того, чтобы слово могло о чем-то сигнализировать, человеку необходимо иметь определенный опыт познания окружающего мира с помощью органов чувств. Признаки предметов, их свойства должны быть выделены из окружающего мира, как-то систематизированы и осознаны, и тогда уже связаны со словом. «Развитие речи по Монтессори-методу начинается с собственной практической деятельности ребенка с объектами окружающего мира. Используются специальные материалы и специальные виды работы, которые позволяют ребенку в процессе этой деятельности выделить для себя те свойства, признаки, особенности, связи и отношения, которые являются объектом изучения. Эти материалы и эти виды работы демонстрируются ребенку педагогом в специальных «безречевых» презентациях, с минимумом слов, развивая тем самым первую сигнальную систему. М. Монтессори рекомендует педагогу: «Веди счет словам своим!». А речь становится вторичным сигналом.

Таким образом, безречевой этап является базой для формирования речевой функции».

Таблица, представленная ниже, позволит сориентироваться в выборе игр по методике М. Монтессори (далее они будут описаны более подробно). Разумеется, нужно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

возраст Что развивается Игры и игрушки

От рождения до 2-3 лет Речь Шершавые буквы, подвижный алфавит, фигуры-вкладыши, материалы для ощупывания

От 3,5 до 4,5 лет Умение писать Рамки – вкладыши, проталкиватели, обводки, книжки-раскраски

От 4,5 до 5,5 лет чтение Самодельные книжки с картинками и словами, карточки с заданиями, чтение с классификацией

Цель: актуализация и обогащение собственного опыта по речевому развитию детей в рамках реализации технологии Марии Монтессори.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1) провести анализ педагогической и научно-методической литературы, интернет-ресурсов по теме;

2) провести диагностику по образовательной области «Речевое развитие» детей среднего дошкольного возраста на начало и конец учебного года;

3) Разработать перспективный план работы с детьми,

4) разработать дидактические игры для стимуляции мелкой моторики руки, запоминания букв русского алфавита;

5) определить содержание работы по развитию лексического и фонетического строя речи детей, основанной на использовании Монтессори-материалов.

Срок работы над темой : 2022-2023 учебный год.

Участники: дети средней группы «А», педагоги, родители.

Перспективный план работы над темой

Название мероприятия Срок выполнения Форма представления, содержание деятельности Работа с родителями

Проведение диагностики по речевому развитию детей (методика Верещагиной) Сентябрь 2022 Сводная таблица результатов диагностики Индивидуальные беседы о перспективах речевого развития детей

анализ педагогической и научно-методической литературы, интернет-ресурсов по теме

Октябрь 2022 Формирование плана работы с детьми и родителями Консультация «Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики руки

Ноябрь 2022 Внесение новых материалов для развития мелкой моторики руки: сортировка пуговиц с помощью пинцета, работа с выкладыванием бусин на доске, пересыпание и переливание, разные виды шнуровок Индивидуальные беседы по запросу родителей

Создание буклета о речевых играх, в которые можно поиграть дома, в дороге

Работа над фонетической стороной речи

Декабрь 2022 Дидактические игры: «На что начинается?» (определение первого звука в слове, артикуляционные гимнастики Индивидуальные беседы по запросу родителей

«Спонтанное письмо»

Январь 2023 Работа с шершавыми буквами, с карточками прописных букв Индивидуальные беседы по запросу родителей

Создание дидактических игр для развития мелкой моторики руки и запоминания букв русского языка

Февраль 2023 Работа с подвижным алфавитом, выкладывание слов по аналогии, дидактическая игра «Что лишнее?» Выступление на родительском собрании с демонстрацией дидактических игр, созданных своими руками

Интуитивное чтение с предметами

Март 2023 Подписывание предметов, окружающих ребенка Индивидуальные беседы по запросу родителей

Звуковые игры

Апрель 2023 Работа со слоговой доской, дидактическая игра «Собери букву» Индивидуальные беседы по запросу родителей

Трансляция педагогического опыта

Май 2023 Защита опыта работы на педагогическом совете Выступление на итоговом родительском собрании

Материалы Монтессори речевой зоны делятся на четыре группы:

• Первая группа – материалы по расширению словарного запаса. Прямая цель – накопление новых слов и понятий. Косвенная цель – формирование и систематизация понятийного запаса, выработка умения классифицировать по определенному признаку все, что окружает ребенка: животных, растения, явления природы, географические понятия и т. д.

• Вторая группа – материалы по обучению письму. Прямая цель – научение письму. (Ребенок будет слышать отдельные звуки в слове, определять, каким знаком обозначается тот или иной звук, уметь выстраивать из звуков задуманное слово, подготовит руку к письму). Косвенная цель – подготовка к чтению. Так как в системе Монтессори его предваряет письмо.

• Третья группа – материалы по обучению чтению. Прямая цель – научиться осознанно и бегло читать. Путь к ее достижению не близок. Сначала ребенок проходит ступень интуитивного чтения со зрительной опорой, то есть он видит предмет или его изображение и по каким-то признакам скорее угадывает слово, нежели читает его. Далее малыш, проделав множество систематизированных упражнений, переходит к осознанному чтению сначала слов, затем предложений и, наконец, текстов. Косвенная цель – формирование красоты и богатства русского языка, желание читать и, возможно, сочинять.

• Четвертая группа – материалы по введению в грамматику. Прямая цель – понять функции частей речи русского языка: существительного, прилагательного, глагола и т. д. Косвенная цель – формирование умения согласовывать слова разных частей речи, подготовка к грамматическому анализу предложений.

В группе имеются материалы первых трех групп, что соответствует возрасту детей. Все они находятся в непосредственном доступе в уголке родного языка.

Ожидаемый результат:

- Дети научатся определять первый звук в слове, затем в середине и конце,

- артикуляционный аппарат станет более подвижным,

- укрепится мелкая моторика рук,

- дети с удовольствием будут писать письменные буквы, окунуться в процесс интуитивного чтения.

Педагогическая ценность: все пособия выполнены из натуральных материалов, привлекательны для детей, имеют прямую и косвенную цели; на основе методики Марии Монтессори можно разработать множество дидактических игр для развития мелкой моторики руки, для освоения чтения.

Результат самообразования : технология Марии Монтессори соответствует всем современным требованиям к образовательным программам. Мы видим, как очень просто и доступно можно рассказать ребенку о сложных и важных вещах, научить его читать, считать, умножать, познавать окружающий мир. Мы будем продолжать работу по развитию речи наших дошкольников по этой технологии

Список использованных источников.

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» под ред. Е. А. Хилтунен

2. Н. Боброва «Монтессори у вас дома. Развитие речи- СПб: Питер, 2016.

3. Шкалы МКДО – 2022.

4. https://detki-pogodki.ru/logopediya/razvitie-rechi-po-metodike-montessori

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Шумовые коробочкиДидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Шумовые коробочки Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Разработала воспитатель Селезнева Е. А. Цель.

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование на тему «Речевое развитие детей через работу с материалами Марии Монтессори»
Опубликовано: 27 мая 2024 в 21:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование на тему «Речевое развитие детей через работу с материалами Марии Монтессори»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД