Татьяна Дюжина
Развитие математических представлений с помощью повышенной двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуализация темы
Развитие интеллектуальных способностей в процессе двигательной активности детей дошкольного возраста обусловлено тем, что проблемы интеллектуального развития ребенка чаще всего становятся факторами, тормозящими процесс развития и становления качеств интеллектуальной и творческой личности.
Публикация «Развитие математических представлений с помощью повышенной двигательной активности» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В настоящее время в дошкольных учреждениях идет активный поиск возможностей обновления и качественного улучшения форм обучения детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях развитие математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира. На практике условия для применения у дошкольников математических знаний существуют в разных видах деятельности — в трудовой, изобразительной, двигательной, когда ставится задача отсчитать нужное количество предметов, сравнить их по форме или величине. В моей теме рассматривается вопрос организации обучения детей математике в комплексе с физическим воспитанием. Такой подход к организации непосредственной образовательной деятельности, с одной стороны, позволит детям лучше осознать математические представления, а, с другой стороны — поможет решить проблемы двигательной активности детей. Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. В последнее время медики и педагоги с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Общеизвестно, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Поэтому не следует ограничивать непосредственно образовательную деятельность в дошкольных учреждениях каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будет НОД, тем больший эффект она даст. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.
Итак, интеграция процессов развития математических представлений и физического развития детей необходима для увеличения двигательной активности дошкольников, повышения интенсивности их интеллектуального развития, активизации процесса познания и осознания необходимости ознакомления детей с математическими отношениями и свойствами окружающего мира.
Цель:
Повышение двигательной активности в образовательной деятельности познавательного характера.
Задачи:
1. Активизировать процесс познания и осознания необходимости ознакомления детей с математическими отношениями и свойствами окружающего мира.
2. Способствовать развитию двигательной активности в образовательной деятельности познавательного характера.
3. Развивать внимание, мышление, любознательность.
4. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Принципы:
1. Принцип развития (создать условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя)
2. Концентрический и линейно – поступательный (обеспечить организацию содержания образования по возрастным группам)
3. Принцип природосообразности воспитания (учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка)
4. Принцип доверительного сотрудничества (доверительное сотрудничество педагога и ребенка)
5. Принцип ненасилия в воспитании (отсутствие какого бы ни было насилия над ребенком)
Технологии:
1. Теория развивающего обучения (самостоятельная мыслительная деятельность, сотрудничество взрослого и ребенка).
2. Теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность, познавательная деятельность, состоящая в поиске и решении вопроса).
3. Педагогика сотрудничества (гуманно – личностный подход к ребенку, сотрудничество воспитателя и ребенка).
4. Теория развития познавательного интереса (активное использование накопленных знаний, дифференцированный и индивидуальный подход).
5. Физкультурно – оздоровительная технология (развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольника).
6. Технология ТРИЗ (активизация мыслительной деятельности и развитие креативности мышления через выявление и разрешение противоречий).
7. Информационно – коммуникативные технологии (создание информационной среды, НОД с использованием ИКТ).
Методика
Рассмотрим вариант организации обучения детей математике в комплексе с физическим развитием :
— увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике, математических викторинах, развивающих ситуациях.
Повысить двигательную активность детей можно, включая в интеллектуальную деятельность такие игры и упражнения, которые предполагают решение программных математических задач в подвижной форме. Подвижные компоненты занятий по математике можно сгруппировать в следующие серии.
Первая серия включает в себя упражнения на счет движений. Например, наклониться столько раз, сколько воспитатель (или на один раз больше). Можно
предложить выполнить движения (прыжки, наклоны, повороты, упражнения для рук или ног) по названному числу или показанной цифре.
Вторая серия содержит упражнения на познание величины предмета и сравнение конкретных протяженностей через двигательный анализатор. Например, понятие «ширина» более естественно познается ребенком не с помощью специально вырезанных абстрактных бумажных полосок, а путем перешагивания (или перепрыгивания) «ручейка». Детям предлагается сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть, почему.
В третью серию входят упражнения на ориентировку в пространстве: для рук, ног, плечевого пояса, по бросанию мяча в указанном направлении, на движения в заданном направлении, на ориентировку по схеме, на развитие глазомера (например, сбить ту кеглю, которая стоит слева от названного ребенка).
Четвертая серия включает задания-эстафеты, в ходе которых ребенку предлагается как можно быстрее определить количество предметов либо провести группировку по форме, либо сравнить предметы по величине. Например, каждому участнику команды по очереди надо допрыгать на правой ноге до обруча, положить в него пять четырехугольников, бегом вернуться назад, стать в конце колонны.
Пятая серия состоит из дидактических игр по формированию математических представлений, которые можно проводить в подвижной форме.
Каждое непосредственно образовательная деятельность или развивающая ситуация по математике может включать упражнения и игры не менее чем из трех серий. Таким образом, дети получат возможность активно двигаться в течение минимум половины каждого занятия по математике. В процессе комплексных занятий дети не устают, так как часто меняют виды, темп, амплитуду движений, место их выполнения. В ходе занятий по математике разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Комплексные занятия организованы так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через комплексные задания постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира. На занятиях такого типа обучение математике органически сочетается с движениями.
Предполагаемый результат : Повышение двигательной активности в образовательной деятельности познавательного характера способствует: - овладению разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития дошкольников, мыслительных процессов и наглядно – образного мышления, включающих построение схематизированных образов и их соотнесение с действительностью, логического мышления, состоящего в выделении существенных параметров объектов и их соотнесении.
- взаимному влиянию упражнений умственной направленности на развитие физических качеств и общих координационных способностей, определяющих уровень физической подготовленности детей, и физических упражнений на становление психических процессов, обуславливающих уровень умственного развития дошкольников.
Библиография: 1. Е. В. Колесникова «Математика для детей 4 – 5 лет» Т. Ц. Сфера Москва 2008г. 2. И. А. Помараева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений». Издательство «Мозаика – Синтез» Москва2010г. 3. О. В. Дыбина «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ». Издательство «Мозаика – Синтез» 2012г. 4. Н. В. Микляева «Развитие способностей детей средствами двигательно – игровой деятельности» У. Ц. «Перспектива» 2010г. 5. Е. А Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А Тернак «Формирование математических представлений». Издательство «Учитель» 2009г.
Перспективное планирование по теме «Образовательная деятельность по математическому развитию с использованием повышенной двигательной активности» на 2013 – 2014 год