Татьяна
Самообразование «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план самообразования
на 2021- 2022 учебный год
Ф. И. О. : Капанова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Образование: Высшее ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» 2014 г., специальность по диплому № 050706 Педагогика и психология.
Самообразовательная работа над темой :
1. Общая тема по ДОУ:
Публикация «Самообразование „Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Индивидуальная тема самообразования : «Формирование элементарных математических представлений по средствам дидактических игр»
3. Срок реализации: 2021-2022 учебный год.
4. Когда начата работа: 01.09.2021 г.
5. Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Задачи:
1. изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
2. составить картотеку дидактических игр для детей подготовительной к школе группы;
3. развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей к школе.
Литература по теме:
1. Арапова-Пискунова Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва, 2008.
2. Беженова М. А. «Веселая математика» Донецк «Сталкер», 2000
3. Метлина Л. С. «Занятия по математике в детском саду», Москва «Просвещение», 1985.
4. Смоленцева А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987.
5. Е. В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7 лет», М. : ТЦ Сфера, 2001.
6. А. Белошинская – кандидат пед. наук «Математика и дети»
Актуальность темы:
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе группе знакомят со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами, учат считать, складывать и вычитать, измерять длину, ширину, высоту предметов и объём жидких и сыпучих веществ, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени. Задача воспитателя при этом – способствовать усвоению знаний, предусмотренных программой, развивать у детей интерес к математике, развивать самостоятельность и гибкость мышления, смекалку и сообразительность, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.
Дидактическая игра, используемая на занятии математикой, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактические игры и упражнения, проведённые вне занятий, способствуют закреплению изученного материала, углублению полученных знаний, расширению математических представлений.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Исходя из этого, развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр будет эффективно при условии использования их в образовательном процессе.
Условия реализации:
В подготовительной группе «Ромашка» - подготовительный дошкольный возраст 6-7 лет.
Применение:
Применять дидактические игры для дошкольников в условиях детского образовательного учреждения и в кругу семьи.
План работы воспитателя:
Месяц Мероприятия
Сентябрь Изучение литературы по теме самообразования.
Октябрь Планировать работу с детьми на новый учебный год.
Ноябрь Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу. ru».
Декабрь Разработать картотеку дидактических игр по ФЭМП.
Январь Организация и обогащение предметно – развивающей среды :
разработка рекомендательных буклетов для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей; изготовить дидактическую игру : «Разноцветное домино»
Февраль Оформление консультаций в родительском уголке.
Март Создание картотеки примеров в пределах 10 в картинках.
Апрель Создание картотеки игр на запоминание цифр, картотеки игр на закрепление количественных представлений.
Май Отчёт по проделанной работе по теме самообразования.
Работа с детьми
Сроки Содержание работы Практические выходы
Сентябрь
1. Д/ и: «Помоги Чебурашке найти и справить ошибку».
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
2. Д/ и: «Путаница»
Цель: продолжать учить детей запоминать цифры, последовательность. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Октябрь
1. Д/ и: «Успей вовремя».
Цель: продолжать закреплять понятие времени развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.
2. Д/ и: «Назови сутки».
Цель: закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Ноябрь 1. Д/ и: «Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
2. Д/ и: «Тик-так»
Цель : продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов, познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов, воспитывать интерес к играм. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Декабрь 1. Д/ и: «12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
2. Д/ и: «Назови пропущенное слово»
Цель: закрепить знания о днях недели. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Январь 1. Д/ и: «День и ночь»
Цель: закрепить знания о частях суток.
2. Д/ и: «Игра с полосками»
Цель : учить пользоваться словами «до» и «после» Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Февраль
1. Д/ и: «Поможем Элли вернуться домой».
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.
2. Д/ и: «Рисуем дорожку к участку»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Март
1. Д/ и: «Линии и точки».
Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
2. Д/и «Составь неделю»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Апрель
1. Д/ и: «Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
2. Д/и «Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Май
1. Д/ и: «Сравни и заполни»
Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.
2. Д/ и: «Как расположены фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Работа с родителями
Сроки Содержание работы Практический выход
Сентябрь «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». Консультация
Октябрь Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Привлечь родителей к сбору материала.
Ноябрь «Обучение дошкольников математике в условиях семьи» Консультация
Декабрь «Как организовать рабочее место дошкольника». Папка-передвижка
Январь «Как помочь ребёнку полюбить математику» Беседа
Февраль «Обучение дошкольников математике в условиях семьи» Консультация
Март «Дидактические игры по ФЭМП дома» Буклет
Апрель «Веселая математика дома» Беседа
Май «Нам пора в школу» Памятка