Дунецкая Анастасия
Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование на 2020–2021 учебный год Воспитатель Дунецкая А. Ю. младшая группа Капельки
Тема для самообразования на учебный 2020-2021 год
воспитателя второй младшей группы «Капельки»
Дунецкой Анастасии Юрьевны
«Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы
у детей младшего дошкольного возраста»
Публикация «Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
На дошкольном этапе именно литература выступает как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка. Она помогает ребенку познавать окружающий мир, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе героям книг. Книга учит распознавать добрые и плохие качества человека, его поступки, учит сопереживать положительным героям.
Конечно, для современного ребенка доступны более привлекательные способы передачи информации – телевидение, интернет, музеи. Но для младшего дошкольника, в силу его возрастных особенностей, они могут стать только ярким дополнением наряду с главным способом познания – чтением книг.
Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции: - расширяет детский кругозор, обогащает эмоциональный опыт детей, вызывает отклик на добрые поступки, героев, что позволяет формировать познавательный интерес направленность личности. В процессе чтения произведений дошкольник накапливает опыт читательских переживаний.
Реализация этих функций осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов. Художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», то есть, содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественные тексты - при правильном их подборе - могут удовлетворить если не всю, то большую часть познавательных интересов детей.
Познавательная литература в большей мере удовлетворяет интерес ребёнка к разным областям знания. Она дает ребенку возможность познакомиться с рассуждением как типом речи. Работа с познавательной книгой, организуемая воспитателем на занятии предполагает получение знаний о действительности, формирование интереса к природе, науке, развитие наблюдательности. Детская книга на протяжении истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности.
По содержанию и задачам работы чтение познавательной литературы чаще всего интегрируется со следующими областями:
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально- коммуникативное развитие;
-физическое развитие;
-художественно- эстетическое развитие.
Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития :
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и другие);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Цель выбранной мной темы для самообразования:
Изучить способы развития познавательного интереса у детей 3- 4 лет способом чтения художественной литературы.
Для ознакомления с этой темой, я поставила для себя следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме выбранной мной для самообразования
2. Разработать содержание и организацию занятий для второй младшей группе, а так же индивидуальную работу с детьми по чтению произведений познавательного характера.
3. Апробировать занятия по чтению художественной литературы познавательного характера.
4. Представление опыта работы педагогам МБДОУ «Березовский детский сад № 4».
5. Тиражирование опыта работы на сайтах педагогических сообществ.
6. Проанализировать свою работу в конце учебного года.
7. Работа с родителями:
• Консультация с родителями на тему «Читаем книги вместе».
• Организация выставки книг, в уголке для родителей. (Книги можно брать домой для чтения детям).
• Ознакомление родителей с рекомендуемыми произведениями познавательного характера для чтения детям 3-4 лет жизни.
План работы по чтению художественной литературы
• Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.
• Ежедневный вечер чтения.
Ноябрь :
Название произведения: К. Чуковский «Цыпленок».
Цель: ознакомление детей с литературным произведением познавательного характера с выделением описания основной идеи.
Задачи :
Обучающая: учить детей слушать внимательно произведение.
Развивающие : развивать умение сопереживать героям произведения, учиться отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к животным.
Декабрь:
• Чтение сказок А Барто.
• Выставка рисунков по сказкам А. Барто.
Январь:
Тема занятия: слушание сказки В. Сутеева «Под грибом».
Возрастная группа : вторая младшая.
Цель занятия: ознакомление детей с художественным произведением, с выделением основной идеи сказки (помогать друг другу, доброжелательное отношение друг к другу, через чтение сказки и последующей беседы.
Задачи:
Обучающие: учить детей внимательно слушать и понимать содержание произведения: нужно помогать в сложной ситуации другим (друзей прятать под грибом от дождя).
Развивающие : уметь слушать друг друга.
Воспитательные: воспитывать умение проявлять сочувствие к положительным персонажам.
Словарная работа: учим детей определять и называть местоположение предмета (на, около, под, из-под)
Февраль:
Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.
Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»
Март:
Тема: Прослушивание стихотворения А. Барто «Помощница».
Возрастная группа : вторая младшая
Цели: ознакомление детей с литературным произведением познавательного характера с выделением описания основной идеи.
Задачи:
Обучающая: учить детей слушать внимательно произведение;
Развивающие : развивать речь, память, мышление, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста.
Воспитательные: воспитывать уважение к взрослым.
Апрель:
• Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.
• Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».
Май:
• Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
• Вечер памяти.