Получи документы

Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Дунецкая Анастасия
Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Самообразование на 2020–2021 учебный год Воспитатель Дунецкая А. Ю. младшая группа Капельки

Тема для самообразования на учебный 2020-2021 год

воспитателя второй младшей группы «Капельки»

Дунецкой Анастасии Юрьевны

«Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы

у детей младшего дошкольного возраста»

Публикация «Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На дошкольном этапе именно литература выступает как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка. Она помогает ребенку познавать окружающий мир, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе героям книг. Книга учит распознавать добрые и плохие качества человека, его поступки, учит сопереживать положительным героям.

Конечно, для современного ребенка доступны более привлекательные способы передачи информации – телевидение, интернет, музеи. Но для младшего дошкольника, в силу его возрастных особенностей, они могут стать только ярким дополнением наряду с главным способом познания – чтением книг.

Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции: - расширяет детский кругозор, обогащает эмоциональный опыт детей, вызывает отклик на добрые поступки, героев, что позволяет формировать познавательный интерес направленность личности. В процессе чтения произведений дошкольник накапливает опыт читательских переживаний.

Реализация этих функций осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов. Художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», то есть, содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественные тексты - при правильном их подборе - могут удовлетворить если не всю, то большую часть познавательных интересов детей.

Познавательная литература в большей мере удовлетворяет интерес ребёнка к разным областям знания. Она дает ребенку возможность познакомиться с рассуждением как типом речи. Работа с познавательной книгой, организуемая воспитателем на занятии предполагает получение знаний о действительности, формирование интереса к природе, науке, развитие наблюдательности. Детская книга на протяжении истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности.

По содержанию и задачам работы чтение познавательной литературы чаще всего интегрируется со следующими областями:

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-социально- коммуникативное развитие;

-физическое развитие;

-художественно- эстетическое развитие.

Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития :

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и другие);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Цель выбранной мной темы для самообразования:

Изучить способы развития познавательного интереса у детей 3- 4 лет способом чтения художественной литературы.

Для ознакомления с этой темой, я поставила для себя следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме выбранной мной для самообразования

2. Разработать содержание и организацию занятий для второй младшей группе, а так же индивидуальную работу с детьми по чтению произведений познавательного характера.

3. Апробировать занятия по чтению художественной литературы познавательного характера.

4. Представление опыта работы педагогам МБДОУ «Березовский детский сад № 4».

5. Тиражирование опыта работы на сайтах педагогических сообществ.

6. Проанализировать свою работу в конце учебного года.

7. Работа с родителями:

• Консультация с родителями на тему «Читаем книги вместе».

• Организация выставки книг, в уголке для родителей. (Книги можно брать домой для чтения детям).

• Ознакомление родителей с рекомендуемыми произведениями познавательного характера для чтения детям 3-4 лет жизни.

План работы по чтению художественной литературы

• Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

• Ежедневный вечер чтения.

Ноябрь :

Название произведения: К. Чуковский «Цыпленок».

Цель: ознакомление детей с литературным произведением познавательного характера с выделением описания основной идеи.

Задачи :

Обучающая: учить детей слушать внимательно произведение.

Развивающие : развивать умение сопереживать героям произведения, учиться отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к животным.

Декабрь:

• Чтение сказок А Барто.

• Выставка рисунков по сказкам А. Барто.

Январь:

Тема занятия: слушание сказки В. Сутеева «Под грибом».

Возрастная группа : вторая младшая.

Цель занятия: ознакомление детей с художественным произведением, с выделением основной идеи сказки (помогать друг другу, доброжелательное отношение друг к другу, через чтение сказки и последующей беседы.

Задачи:

Обучающие: учить детей внимательно слушать и понимать содержание произведения: нужно помогать в сложной ситуации другим (друзей прятать под грибом от дождя).

Развивающие : уметь слушать друг друга.

Воспитательные: воспитывать умение проявлять сочувствие к положительным персонажам.

Словарная работа: учим детей определять и называть местоположение предмета (на, около, под, из-под)

Февраль:

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Март:

Тема: Прослушивание стихотворения А. Барто «Помощница».

Возрастная группа : вторая младшая

Цели: ознакомление детей с литературным произведением познавательного характера с выделением описания основной идеи.

Задачи:

Обучающая: учить детей слушать внимательно произведение;

Развивающие : развивать речь, память, мышление, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста.

Воспитательные: воспитывать уважение к взрослым.

Апрель:

• Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

• Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Май:

• Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

• Вечер памяти.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 декабря 2020 в 16:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дунецкая Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД