Юлия Полозова
Самообразование «Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2018 гласит:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)1.
Публикация «Самообразование „Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Современный подход в организации работы воспитателя детского сада ставит задачи направленные на руководство продуктивной деятельностью детей.
Актуальность
Современному активному и развитому ребёнку - современное образование.
Цель работы
Создать условия для развития всесторонней личности ребенка способствующей развитию инициативы, конструкторских и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через конструктивно-модельную деятельность.
задачи:
Обучающая: Научить работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которым они работают
Воспитательная: Воспитывать у детей необходимые навыки умения конструировать.
Развивающая : Развивать наглядно – образное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику, память, усидчивость, творческие способности.
Теоретическое обоснование
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие и развитие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное.
К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора.
К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы.
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения). Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. У детей формируются обобщенные представления о предметах. Конструктивная деятельность развивает умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием.
Формы работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год.
№ Форма работы Срок Ожидаемые результаты
1 Информационно-аналитический этап Октябрь -декабрь-2021 1. В этот период я изучала опыт работы по введению конструктивно-модельной в образовательный процесс с дошкольниками моих коллег в Интернете. Знакомилась с программами по конструированию со дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме.
Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1990.
Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд. 3-е, доп. М., Просвещение, 1971.
Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности : Справочное пособие, - М. : ТЦ Сфера, 2008
2. Привлечение родителей к сбору природного и бросового материала для пополнения уголка конструктивно-модельной деятельности
2 Внедрение в практику Октябрь 2021
-май 2022 1. Ведение занятий по конструированию с детьми средней группы.
В ходе своей работы я способствовала:
- освоение детьми разнообразных способов конструирования;
- развивала у детей умение удерживать замысел будущей постройки;
- учила использовать в процессе схемы.
В течение года у детей возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями, формируется самостоятельность и гибкость мышления.
2. Пополнение предметно-развивающей среды группы для конструктивно-модельной деятельности.
3. Индивидуальные консультации для родителей : «Как дома создать условия для конструирования из бытовых предметов»
Стендовая информация для родителей.
4. Способствовала в режимные моменты обогащению технического словаря для детей.
Я уверена, что опыт, получаемый ребёнком в ходе конструктивно-модельной деятельности, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения, в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
3 Предоставление опыта работы Апрель – май 2022 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы.
2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию.
3. Предоставила выступление на заседании районного методического объединения воспитателей.
4. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на личном сайте.
Перспективное планирование совместной и самостоятельной деятельности детей.
Месяц Вид деятельности Название образовательной деятельности Задачи образовательной деятельности
октябрь Конструирование из природного материала «Ковер из листьев»
(по показу) Учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество
Конструирование из бумаги «кусочек сыра»
(по образцу) Знакомить детей со свойствами бумаги; учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба
Конструирование из строительного материала «Двухэтажный дом» (по образцу) Учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями, по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её выполнять, познакомить с понятием «фундамент».
ноябрь Конструирование из природного материала
«Ёжик» (по образцу) Учить детей видеть образ в природном материале, использовать для закрепления частей пластилин, делать поделки аккуратными и устойчивыми
Конструирование из строительного материала «Сарайчики и гаражи для своей машинки» (по замыслу) Учить создавать варианты знакомых сооружений по условию – преобразование постройки в длину, ширину, соблюдая заданный принцип конструкции
Конструирование из деревянных геометрических фигур (по образцу) Учить работать по схемам развивать фантазию, мелкую моторику рук.
конструирование из мягкого модуля мы строим дом развивать фантазию, мелкую моторику рук.
декабрь Конструирование из строительного материала «Мостик» (по образцу) Закреплять представление о назначении и строении мостов, название их частей: опоры, пролет, скаты, делать постройку устойчивой, формировать умение различать «длинный – короткий».
Конструирование из готовых геометрических форм «Мебель» Учить видеть и сооружать постройки.
Конструирование из мозаики «Цветы возле дома» (по замыслу) Активизировать знания детей, умение творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки; учить размещать свои постройки на определенном участке; воспитывать умение трудиться в коллективе.
январь Строим забор, выкладываем детали
постройки, ориентируясь на схемы Учить детей выполнять элементарные
постройки, ориентируясь на схемы, развивать логическое и пространственное мышление.
Конструирование из бумаги «Ёлочка»
(по образцу) Упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании бумажных шариков, составлении изображения из частей на плоскости.
Составь из палочек
. «упражнять в составлении геометрических фигур Формировать умение рассматривать образец, счетные палочки.
февраль. Конструирование из бумаги «осьминожек» Учить складывать лист бумаги, совмещая углы и стороны; развивать мелкие мышцы кистей рук, координацию движений.
Передай кирпичик.
.
Развивать у детей координацию движение, ориентировку в пространстве выполнять движения ритмично, по сигналу. Учиться быстро находить нужный предмет.
Конструирование из бумаги птичка» (по образцу) Закреплять умение складывать круг пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их.
Конструирование из бумаги рубашка для папы Закреплять умение складывать квадрат пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их.
март
Напольный
строительный
материал
(по замыслу) Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначается, упражнять детей в употреблении слов длинный, спереди, сбоку, слева, справа.
Конструирование из строительного материала
««Домик для
собачки»» Продолжать знакомить с
конструктивными возможностями
строительного материала, учить
пользоваться сюжетными
игрушками, соразмерными
масштабам построек
Апрель Конструирование из строительного материала «Терема» (по образцу) Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями.
Конструирование из бумаги «ракета» (по образцу) Закреплять умение складывать квадрат пополам, разрезать, соединять и склеивать их.
Конструирование из строительного материала «Постройка по рисунку» Учить определять последовательность, отбирать материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Май Конструирование из строительного материала «сказочный городок» Учить детей соблюдать план постройки, учитывать цвет, форму, размер
Конструирование из разного вида конструктора «по замыслу» Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества и самостоятельности
Конструирование из строительного материала По собственному замыслу Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества и самостоятельности.
Целевые ориентиры:
- Ребёнок овладевает основными способами деятельности.
- Проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда и другим людям, учитывает интересы других, умеет договариваться.
- Обладает развитым воображением.
- У ребёнка хорошо развита крупная и мелкая моторика.
Мониторинг уровня знаний и умений – конструированию средняя группа.
Критерии мониторинга
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Название цвета детали «Запомни и выложи ряд» - выставляется ряд деталей с соблюдением цветовой закономерности.
Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлена деталь в образце.
Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и выстраивают его в той же последовательности, по памяти
Название формы детали «Отгадай» - ребёнку завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму детали
Умение группировать детали по цвету «Кто быстрее» - детям предлагается корзина с большим набором деталей. Необходимо найти по 5 деталей каждого цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий)
Умение группировать детали по форме «Кто быстрее» - детям предлагается корзина с большим набором деталей. Необходимо найти по 5 деталей каждой формы (кубик, кипичик)
Умение правильно конструировать поделку по пошаговой схеме «Собери модель» - педагог предлагает детям пошаговую схему сбора модели. Оценивает самостоятельность деятельности детей
Умение правильно конструировать поделку по образцу «Собери модель по памяти» - педагог показывает детям, в течение нескольких секунд, модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом
Уровень развития умений и навыков оценивается в баллах:
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
2 б - может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали по форме и цвету.
1 б - может самостоятельно выбрать необходимые детали по форме и цвету, но присутствуют неточности.
0 б - не может без помощи педагога выбрать необходимые детали.
Умение правильно конструировать по инструкции педагога
2 б - может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по инструкции педагога.
1 б - может самостоятельно, конструировать по инструкции педагога, но присутствуют неточности.
0 б - не может конструировать по инструкции педагога.
Умение правильно конструировать поделку по пошаговой схеме
2 б - может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать поделку по пошаговой схеме.
1 б - может самостоятельно конструировать поделку по пошаговой схеме, в среднем темпе, исправляя ошибки.
0 б - не может понять последовательность действий при конструировании поделки по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Умение правильно конструировать поделку по образцу
2 б - может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать поделку по образцу.
1 б - может, самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать поделку по образцу.
0 б - не видит ошибок при конструировании поделки по образцу, может конструировать по образцу только под контролем педагога.
Умение моделировать объекты по иллюстрациям, рисункам
2 б - может самостоятельно, быстро и без ошибок моделировать объекты по иллюстрациям, рисункам.
1 б - может, самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе моделировать объекты по иллюстрациям, рисункам.
0 б - не может без помощи педагога моделировать объекты по иллюстрациям, рисункам, не видит ошибок, не исправляет их.
-Итоговые критерии:
Высокий уровень –8-10 баллов - выполняет самостоятельно, без подсказки педагога.
Средний уровень - 5-7 - выполняет с помощью наводящих вопросов педагога.
Низкий уровень – 0 – 4 - затрудняется в самостоятельном выполнении задания, нуждается в помощи педагога.
Мониторинг уровня знаний и умений конструированию средняя группа (2021-2022 учебный год)
начало года низкий средний высокий
всего детей 18 7 11 -
конец года низкий средний высокий
всего детей 18 - 8 10
Мониторинг уровня знаний и умений конструированию средняя группа (2021-2022 учебный год)
Сравнивая результаты мониторинга на начальном этапе, можно увидеть значительную динамику уровня познавательно исследовательской деятельности дошкольников. Представленные результаты показывают системную и целенаправленную работу, которая позволяет значительно активизировать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников.
Анализ работы по самообразованию :
По результатам мониторинга можно сделать следующие выводы:
1. Конструкторы пользуются огромной популярностью по всему миру. С помощью конструирования можно проявить фантазию и воображение, а так же овладеть элементарными инженерно-конструкторскими способностями.
2. Практически у всех детей на начало года наблюдается низкий уровень по всем исследуемым показателям, но наблюдаются начальные навыки конструирования. У большинства из них низкий уровень развития умения проектировать по образцу и схеме и умение конструировать по пошаговой схеме. Это говорит об отсутствии элементарных и конструкторских способностей.
3. Мероприятия, проводимые в течение года, значительно повысили уровень исследуемых показателей. Наблюдение в процессе занятий показало, что детям дошкольного возраста интересен процесс конструирования : они с удовольствием занимаются с конструктором и осваивают новый для себя вид деятельности (проектирование, чтение образцов и схем). Дети научились производить простейший анализ созданных построек, совершенствовались конструктивные умения, различают, называют и используют основные строительные детали (кубики, кирпичики, сооружают новые постройки, используя полученные ранее умения.
4. Таким образом, решение поставленных задач позволило организовать в группе условия, способствует развитию на этапе дошкольного детства начальных технических навыков. В результате, создаются условия для активизации познавательной деятельности.