Александра Хубиева
Самообразование как условие профессионального развития педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование как условие профессионального развития педагога.
Современный мир не стоит на месте, он постоянно развивается, дополняется, внедряются новые технологии, все это требует от человека приобретения новых знаний и навыков, повышение своей компетентности в том или ином вопросе. Педагог не исключение, ведь он является носителем информации, что подразумевает постоянное ее обновление.
Публикация «Самообразование как условие профессионального развития педагога» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В рамках введения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» самообразование приобретает важную роль. Педагогам предъявляются новые требования, поэтому для актуализации имеющихся ЗУН и приобретения новых педагог должен осознанно выстраивать траекторию своего профессионального развития. Существует множество путей повышения профессионального развития, самообразование один из них.
Самообразование является необходимым условием профессиональной деятельности педагога. На разных этапах профессионального становления педагога самообразованию принадлежит важнейшая, но содержательно и методически по-разному организованная роль. При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
В процессе определения траектории профессионального самообразования выделяют несколько этапов:
1-й этап: мотивационный – формирование профессиональных намерений, выбор направления для изучения;
2-й этап: концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей деятельности, разработка проекта программы профессионального самосовершенствования на основе диагностики наличного уровня развития, определение четкого временного промежутка для деятельности по самообразованиию;
3-й этап: реализация проекта – практическая деятельность по самосовершенствованию;
4-й этап: рефлексивно-диагностический: промежуточная и итоговая диагностика, анализ результатов, рефлексия, корректировка программы самосовершенствования, переход на уровни профессионализации и достижения педагогического мастерства.
Самообразование предполагает, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Источниками получения ЗУН считаются:
• Телевидение.
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Платные курсы.
• Семинары и конференции.
• Мастер-классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
• Курсы повышения квалификации.
• Путешествия.
Если в результате самообразования не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений, то деятельность становится бессмысленной. Результаты самообразования педагога могут быть следующими:
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
• разработка новых форм, методов и приемов обучения;
• доклады, выступления;
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
• создание комплектов педагогических разработок;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) .
Таким образом, самообразование для современного учителя, идущего в ногу со временем, является непременным условием его успешной педагогической деятельности. Профессионального соответствия современным требованиям педагог сможет добиться и с помощью самообразования. Это творческий путь, раскрывающий для педагогов интересующие направления и дающий возможность повысить профессиональную значимость в образовательном учреждении.