Эльвира Бикметова
Самообразование и саморазвитие как источник индивидуального роста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов.
Одним из факторов повышения уровня профессионального мастерства является самообразование.
• Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием?
Публикация «Самообразование и саморазвитие как источник индивидуального роста» размещена в разделах
• Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
• Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Основные направления, в которых педагогу ДОУ рекомендуется заниматься самообразованием :
• профессиональное;
• психолого-педагогическое (ориентированное на детей и родителей);
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
• правовое;
• эстетическое (гуманитарное);
• историческое;
• информационно-компьютерные технологии;
• охрана здоровья;
• интересы и хобби.
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Формы работы педагогов над темами самообразования :
• 1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
• 2. Обзор в Интернете информации по теме.
• 3. Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.
• 4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
• 5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
• 6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
• 7. Изучение информационно-компьютерных технологий.
• 8. Общение с коллегами в ДО, городе и в сети Интернет.
• 9. Участие в конкурсах в сети Интернет.
• 10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.
Этапы и содержание деятельности по самообразованию
№п/п Этап Задачи
1
Диагностический. анализ возможных затруднений, постановка проблем и изучение литературы.
2 Прогностический. определение целей, задач, разработка оптимальной системы и возможных мер, направленных на решение стоящей проблемы, прогнозирование возможных результатов.
3 Практический. внедрение и распространение передового педагогического опыта, а так же системы мер, направленных на решение стоящей проблемы, чёткое формирование методического комплекса, отслеживание всего процесса работы, её текущих и промежуточных результатов, корректировка работы.
4 Обобщающий. подведение итогов, оформление полученных результатов собственного исследования по выбранной теме, предоставление материалов.
5 Внедренческий. использование приобретенного нового опыта педагогом в процессе своей дальнейшей работы, распространение полученного опыта.
Выход темы:
Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр) Тема: «…» (месяц)
Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
Работа по теме самообразования не менее 1 года;
Изучение научно-методической литературы;
Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
Активное участие в работе методического объединения района;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования :
1. Оправдал ли себя план? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д. ?
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом)
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Используемые Интернет-источники :
https://multiurok.ru/files/samoobrazovaniie-piedaghoghov-v-dou-pamiatka.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/01/30/pamyatka-dlya-pedagogov-po-sostavleniyu-plan-po
https://www.mbdou10-tula.ru/opit-fominoi/metodicheskie-materialy/410-oformlenie-plana-po-samoobrazovaniyu
https://fb.ru/article/128331/kak-sostavit-plan-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-dou
https://infourok.ru/programma-dlya-metodistov-dou-samoobrazovanie-pedagogov-1066316.html
https://gala335.blogspot.ru/
1 страница – Титульный лист:
НАЗВАНИЕ ДОУ
«План по самообразованию педагога»
___
(Ф. И. О. педагога)
___ ___
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «___»
(название темы)
___
(учебный год)
___
(возрастная группа)
Город, населенный пункт
20___ год
2 страница –
Тема: «…название….»
Цель: «…. по теме самообразования …»
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования.)
2. Разработать перспективный план работы с детьми
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
4. Создать учебную программу.
5. Оформить в группе уголок
6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»
7. Подготовить (принять участие) в семинаре ….
8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Месяц Формы работы
С детьми Педагогами Самообразование Родителями
Сентябрь - диагностика ЗУН детей - Организовать работу кружка, создать учебную программу,
-изучение литературы Консультация для родителей: «…»
Октябрь занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка
Ноябрь Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Декабрь Оформить в группе уголок…. Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Январь
Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Март
Апрель Развлечение «…»
Май диагностика Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
Июнь выставка детских работ Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу Консультация для родителей: «…»
Июль
Август
Литература:
Автор, название, год издания, издательство.