Татьяна Лымаренко
Эссе «Я — педагог. Мой путь поиска, развития и роста»
▼ Скачать + Заказать документы
Двадцать лет спустя вы будете
больше разочарованы теми вещами,
которые вы не сделали, чем теми,
которые вы сделали. Так отбросьте
концы. Отплывите от безопасной
гавани. Поймайте ветер в паруса.
Исследуйте. Мечтайте. Делайте
открытия.
Марк Твен
Воспитатель: должность или призвание? Просто работа или веление души? Каким должен быть современный педагог, что важно для профессионального роста, ощущения гармонии в своей работе и полноты жизни?
Публикация «Эссе „Я — педагог, Мой путь поиска, развития и роста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
В дошкольном образовании я работаю вот уже почти 27 лет, из которых ровно 20 прошли в ведомственном детском саду Министерства Обороны посёлка Сокол. За эти годы я достигла профессионализма, сформировались мои взгляды и позиции, как педагога. Стремление постоянно расти, развиваться было всегда. В отсутствие связи с педагогическим сообществом района, участия в мероприятиях различных уровней самым передовым источником информации была периодическая печать: журналы «Дошкольное воспитание» и «Ребёнок в детском саду».
Лет 17 назад в одном из номеров журнала «Дошкольное воспитание» мне попалась статья, в которой рассматривались изменения, связанные с личностным ростом, происходящие во время приобретения педагогом опыта, компетенций, становлением профессиональных позиций и взглядов. Речь шла о том, что педагог в возрасте примерно 35 лет (а мне как раз столько и было на тот момент) уже имеет опыт работы, свою позицию, и это плюс. Минусами являются появляющиеся к этому возрасту консерватизм, статичность взглядов, авторитарность в общении с родителями. Для меня эта информация стала потрясением. С этого момента я отсчитываю старт пересмотра моей позиции педагога. Именно эта ситуация стала стимулом к появлению новых творческих идей.
Основным стрессовым моментом, повлёкшим новый толчок к развитию, движению и пересмотру приоритетов стало закрытие старого детского сада и переезд в открывшийся в нашем посёлке новый муниципальный детский сад. Возникло ощущение потери и пустоты, волнения, тревоги. Но, как говорят, когда кажется, что всё рушится, то пора начинать думать о том, что построить на этом месте.
Возникли вопросы: как работать в новых условиях, в другом ритме, как развивать внутренние силы, благополучно переживать критические ситуации, как гармонизировать свою работу, какие задачи необходимо поставить и решить. Это предполагало выход из зоны комфорта.
По словам психолога, педагога, публициста Людмилы Петрановской, в современном мире, при существующей высокой доступности информации, концепция карьеры проявляется не только в движении вверх, но в уникальности каждого человека, в стремлении стать лучшим в своей профессии. Это- так называемая «горизонтальная карьера». Наше время- время инноваций и решительных шагов.
Первым шагом стало прохождение курсов по программе ФГОС, далее- отчасти везение, я попала в группу педагогов района на курсы «Педагогическое сопровождение детской игры». В ходе работы мы рассмотрели условия для развития дидактической игры в ДОУ, составили пакет материалов, включающий картотеку, технологические карты и картотеку игр для разных возрастов.
В этом же составе группы коллег мы продолжили работу в рамках районных методических объединений, а руководство одним из них в течение нескольких лет стало прекрасным опытом и шлифовкой профессионализма.
Кроме трансляции своего опыта работы в рамках методического объединения я ежегодно принимаю участие в районном конкурсе профессионального мастерства «Золотое яблоко», два раза выходила в очный тур, один раз становилась победителем заочного тура.
Принимаю участие в районных августовских педагогических конференциях, всегда в роли активного участника. Темы, которые я выбираю для представления на конференциях, актуальны и разнообразны.
Кроссенс, сиквейн, адвент- календарь, интеллект- карта, геймификация- не просто иностранные слова, это мои интересы, технологии, которые я использую в работе, по которым проходила обучение на курсах повышения квалификации или транслировала свой опыт работы.
Мы с воспитанниками активно принимали участие в проекте посткроссинг. География нашей переписки- от южного Краснодара до северной Якутии. Подмосковье и самый близкий сосед- детский сад «Эврика» в Перми, в гости в который нашим ребятам удалось однажды съездить.
Благодаря активной жизненной позиции, я работаю с детьми и родителями воспитанников в рамках муниципальных проектов и проектов, разработанных мной лично и совместно с коллегами. Среди моих воспитанников- участники различных творческих конкурсов, победитель районного литературного фестиваля для детей дошкольного возраста «Юный чтец».
Регулярно размещаю публикации на педагогических сайтах, пишу стихи и прозу. На сайте ЦРО Пермского района размещена статья «Условия для развития дидактической игры в дошкольном образовательном учреждении», а также материал, разработанный совместно с коллегами в 2017- 2018 учебном году «Универсальная модель игрового образовательного пространства по теме «Дидактическая игра».
Я обладатель грамот и благодарственных писем, сейчас вхожу в проблемную группу педагогов района «Педагогическое сопровождение детской игры». Участник и победитель краевых и межрегиональных творческих конкурсов.
Два года я редактор и администратор странички нашего детского сада в соцсети, а это- ежедневная творческая работа, помимо основной педагогической деятельности.
Исходя из моего опыта, ступеней личностного и профессионального роста, описанного выше, я могу утверждать, что стаж и возраст не могут быть помехой для движения вперёд, развития, самосовершенствования.
Цель, которую вы ставите перед собой, должна быть посильной. Стоит разделить большую цель на небольшие этапы. Выступление на педагогическом совете, разработка материала и представление его педагогическому сообществу РМО, участником которого вы являетесь, размещение небольшой публикации, фотоотчёта или работ воспитанников- эти шаги замечательно подходят для начала движения. Главное- совершать их постоянно. Сфокусироваться, расставить приоритеты, найти новые ресурсы для гармоничной жизни в профессии. Максимально использовать творческий потенциал. Аккумулировать знания и опыт. Правильно распределять время. Выбрать для себя одну или несколько аффирмаций, которые помогут развить навыки позитивного мышления. Формировать привычку мыслить, узнавать что- то новое постоянно.
И, в завершение, фраза Игоря Вагина, психолога и бизнес- тренера: «В жизни- как в аэропорту: стоишь- двери закрыты, пошёл- двери открылись». Делайте шаги вперёд, двигайтесь и, самое главное, получайте радость и позитив от своего роста и движения!