МААМ-картинки

Самообразование «Формирование основ экологической культуры у дошкольников через реализацию проекта «Эколята-Дошколята» (6 фото)

Елена Алексеевна Пахолкова
Самообразование «Формирование основ экологической культуры у дошкольников через реализацию проекта «Эколята-Дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы

бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Сказка»

«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через реализацию проекта «Эколята – Дошколята»

Пахолкова Елена Алексеевна

воспитатель

первая квалификационная категория

г. Никольск

2023 год

«Рыбе - вода, птице - воздух,

зверю – лес, степь, горы,

а человеку нужна Родина,

и охранять природу –

Публикация «Самообразование „Формирование основ экологической культуры у дошкольников через реализацию проекта „Эколята-Дошколята“» размещена в разделах

значит охранять Родину»

Пришвин Михаил Михайлович

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Одним из инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята».

Цель Проекта

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи Проекта :

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя дея-тельность, которая способствует формированию у воспитанников экологиче-ской культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Данный проект реализуется в нашем дошкольном учреждении в течение последних трех лет. Начинала реализацию проекта Колтакова Елена Николаевна. Отряд «Эколята» под ее руководством работал на средней и старшей группах.

Изучив подходы и методическую литературу с сентября 2022 года отряд «Эколята» работает под моим руководством на средней группе.

В начале работы по проекту мною был разработан план деятельности. Также были изготовлены дидактические игры по экологическому воспитанию, картотеки экологических сказок, загадок, пособия с изображением Эколят.

В ходе НОД «Знакомство с Эколятами» с использованием презентации и ви-деофильма дети узнали – кто такие Эколята, как они выглядят и чем занимаются. И мы пришли к выводу, что мы тоже хотим вступить в ряды Эколят. На данном этапе произошло знакомство с «Азбукой природолюбия». В ходе рассуждений мы выяснили, что такое «природолюбие» - это значит любить природу, охранять её, заботиться о ней. А чтобы всё это уметь – в первую очередь нужно знать очень много о природе.

Было проведено мероприятие «Посвящение в Эколята». Дети участвовали в экологической викторине, в экологических играх. Произнесли клятву Эколят, прослушали гимн Эколят, получили эмблемы с символикой Эколят и зелёные шарфики. И твёрдо решили – быть защитниками природы.

В приемной нашей группы оформлен стенд «Эколята -Дошколята», на котором отображаются значимые мероприятия нашего отряда. Также по тематике оформляется окно в приемной.

Осенью в нашей группе реализовался проект «Огород на подоконнике».

Цель проекта : расширение представлений детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития.

В ходе реализации проекта был оформлен красочный «огород на подоконнике». С детьми посадили семена гороха (вспомнили, что нужно семечку для того, чтобы прорасти). Из всех горошинок появились росточки (вспомнили части растения) и дети забрали свои растения домой, чтобы за ними ухаживать.

А ещё мы с детьми разрезали помидор и увидели, что в нём живут семена. Их мы тоже посадили. И наблюдали за рассадой помидор.

Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Наши ребята продолжали наблюдать за растениями и заботится о них дома (приносили фото и рассказывали о своей работе).

Также осенью в нашей группе была организована фотовыставка «Вот какой богатый нынче урожай!». Цель этой фотовыставки – привлечение детей и родителей к природе, её разнообразию и необычности.

Очень большую роль в изучении природы играет наблюдение. Осенью мы с детьми знакомимся с признаками осени, учимся составлять рассказ об осени.

На прогулке дети уже нашли жёлтые листочки, рябину и даже насекомых, которые с наступлением осени стали передвигаться медленнее.

Зимой мы с детьми наблюдали за воробьями и за синичкой. Очень увлекательное занятие. Долго ждали, чтобы синичка села на кормушку, но нам удалось её сфотографировать только рядом с кормушкой.

А ещё на улице шёл пушистый снег. И мы ловили снежинки на варежки и рассматривали их.

Наряду со своими запланированными мероприятиями, мы с детьми принимаем участие во всех всероссийских мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации проекта.

20 сентября дети приняли участие во Всероссийском уроке «Эколята - молодые защитники природы» - «Чудо на подоконнике».

Цель урока-экологическое просвещение обучающихся, формирование ответ-ственного экологического поведения, повышение естественно научной грамотности.

В ходе урока дети посмотрели презентацию «Чудо на подоконнике», видеоролик «Чудесное превращение: от семечка до плода». Провели беседы на заданную тему. Научились самостоятельно сажать семена. Расширили представления о том, какие растения можно вырастить на подоконнике. Закрепили навыки ухода за растениями.

Выращивание растений – это удовольствие и несомненная польза, а кроме того, благотворное влияние на здоровье и настроение человека. Проведение таких мероприятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о растениях, формирует познавательный интерес к изучению окружающего мира.

28 сентября дети стали участниками Всероссийского урока «Эколята - моло-дые защитники природы» - «Самые-самые». В игровой форме дети узнали сколько весит слон, и зачем слону хобот; устроили парад чемпионов – выстроили в ряд по размеру животных-рекордсменов. Нашли белого медведя на снегу (соединили мишку по точкам). Даже поработали с линейкой, выясняя, чья шея длиннее. Мальчики и девочки сделали для себя много интересных открытий, удивлялись и восхищались размерами и возможностями разных представителей животного мира.

11октября мы с детьми попробовали свои силы в решении заданий «Олимпиады эколят» по экологии. Были вопросы и про растения, и про животных, и про природу в целом. Задания предлагались достаточно сложные, но все наши участники получили дипломы призёров.

12 ноября в нашей стране отмечается Синичкин день - экологический праздник, который появился по инициативе Союза охраны птиц России. В этот день жители разных населенных пунктов готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. В этот день люди развешивают кормушки и готовят для птиц полезную подкормку на зиму: семечки подсолнечника, тыквы, крупы и несолёное сало. На нашей группе был запущен проект «Синичкин день». Мы с детьми узнали, что это за праздник (это день встречи зимующих птиц, что за птица синичка, почему её так назвали, что она любит есть, где синички жили летом.

Также в ходе беседы мы выяснили-как мы можем помочь зимующим птицам- повесить кормушки! Итогом нашего занятия стала коллективная работа. Также изготовили синичек в технике пластилинография. К данному проекту приурочили экологическую акцию «Фестиваль кормушек», родители стали активными ее участниками. Все кормушки получились замечательные. А главное - сколько радости было у детей! На прогулке все кормушки мы с детьми повесили и насыпали в них корм. И сейчас дети следят за тем, чтобы кормушки всегда были наполнены. Мною были изготовлены дидактические игры по проекту : видоискатель «Зимующие птицы», игра «Покормите птиц», пазлы «Собери зимующую птицу». Мы с детьми участвовали во Всероссийской экологической выставке поделок "Синичкин день". В этой выставке приняли участие 5500 работ со всей страны - и мы среди этих участников.

Использование в работе с детьми пособия «Азбука природолюбия» (Зотова Т. В.) позволяет целенаправленно организовать детскую деятельность. Для практической работы по экологии в этом учебном году мы приобрели рабочие тетради «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А.

В целях повышения своего уровня знаний по теме, я являлась слушателем семинара-практикума по теме: «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста», который прошел 27 октября в АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей» - региональном ресурсном центре по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности – Экостанция в очном формате.

Стала участником Всероссийского экологического диктанта (диплом 3 степени). Прошла курсы повышения квалификации по теме «Активные методы обучения в дополнительном образовании (экология и краеведение).

Вывод: В результате работы по реализации проекта «Эколята - Дошколята» у детей повышается уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности. Впереди у нашего отряда «Эколята» еще много разнообразных интересных дел. Работа по проекту транслируется не только на стенде в приемной, материалы размещаются в группе ВКонтакте в социальных сетях.

Литература: 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2017 г

2. Парциальная программа «Юный эколог» система работы в средней группе детского сада (4-5 лет) С. Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016г.

3. Ознакомление с природой в детском саду Средняя группа О. А. Соломенникова. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016г.

4. Экологическое воспитание младших дошкольников С. Н. Николаева. Изда-тельство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва,2011.

5. Хрестоматия для чтения детям в детском саду (4-5 лет, Издательство МО-ЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016 г.

6. Е. Ульева «Порядок вокруг» Издательство: Феникс-Премьер, 2020 г.

7. Т. В Зотова «Азбука природолюбия», Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов "Природное наследие нации" и др. Москва, 2012г.

8. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию, Детство - Пресс,2018г.

9. Источник интернет

Самообразование «Формирование основ экологической культуры у дошкольников через реализацию проекта «Эколята-Дошколята»
Фото «Эколята-Дошколята»
Самообразование «Формирование основ экологической культуры у дошкольников через реализацию проекта - фото
Фото №1 бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида Сказка Формирование основ Фото №2 Экологическое воспитание Фото №3 Самообразование экологической культуры у детей дошкольного возраста через реализацию проекта Эколята Дошколята Пахолкова Елена Алексеевна воспитатель первая квалификационная категория г
Публикации по теме:

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Стенд в рамках социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»Стенд в рамках социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» Наше ДОУ является постоянным участником различных конкурсов. Вот и в этот раз, когда было объявлено о природоохранном социально-образовательном.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Формирование основ экологической культуры у дошкольников через реализацию проекта «Эколята-Дошколята»
Опубликовано: 18 октября 2023 в 21:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Формирование основ экологической культуры у дошкольников через реализацию проекта «Эколята-Дошколята»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Алексеевна Пахолкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД