Елена Алексеевна Пахолкова
Самообразование «Формирование основ экологической культуры у дошкольников через реализацию проекта «Эколята-Дошколята»
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Сказка»
«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через реализацию проекта «Эколята – Дошколята»
Пахолкова Елена Алексеевна
воспитатель
первая квалификационная категория
г. Никольск
2023 год
«Рыбе - вода, птице - воздух,
зверю – лес, степь, горы,
а человеку нужна Родина,
и охранять природу –
Публикация «Самообразование „Формирование основ экологической культуры у дошкольников через реализацию проекта „Эколята-Дошколята“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
значит охранять Родину»
Пришвин Михаил Михайлович
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Одним из инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята».
Цель Проекта
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи Проекта :
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя дея-тельность, которая способствует формированию у воспитанников экологиче-ской культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Данный проект реализуется в нашем дошкольном учреждении в течение последних трех лет. Начинала реализацию проекта Колтакова Елена Николаевна. Отряд «Эколята» под ее руководством работал на средней и старшей группах.
Изучив подходы и методическую литературу с сентября 2022 года отряд «Эколята» работает под моим руководством на средней группе.
В начале работы по проекту мною был разработан план деятельности. Также были изготовлены дидактические игры по экологическому воспитанию, картотеки экологических сказок, загадок, пособия с изображением Эколят.
В ходе НОД «Знакомство с Эколятами» с использованием презентации и ви-деофильма дети узнали – кто такие Эколята, как они выглядят и чем занимаются. И мы пришли к выводу, что мы тоже хотим вступить в ряды Эколят. На данном этапе произошло знакомство с «Азбукой природолюбия». В ходе рассуждений мы выяснили, что такое «природолюбие» - это значит любить природу, охранять её, заботиться о ней. А чтобы всё это уметь – в первую очередь нужно знать очень много о природе.
Было проведено мероприятие «Посвящение в Эколята». Дети участвовали в экологической викторине, в экологических играх. Произнесли клятву Эколят, прослушали гимн Эколят, получили эмблемы с символикой Эколят и зелёные шарфики. И твёрдо решили – быть защитниками природы.
В приемной нашей группы оформлен стенд «Эколята -Дошколята», на котором отображаются значимые мероприятия нашего отряда. Также по тематике оформляется окно в приемной.
Осенью в нашей группе реализовался проект «Огород на подоконнике».
Цель проекта : расширение представлений детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития.
В ходе реализации проекта был оформлен красочный «огород на подоконнике». С детьми посадили семена гороха (вспомнили, что нужно семечку для того, чтобы прорасти). Из всех горошинок появились росточки (вспомнили части растения) и дети забрали свои растения домой, чтобы за ними ухаживать.
А ещё мы с детьми разрезали помидор и увидели, что в нём живут семена. Их мы тоже посадили. И наблюдали за рассадой помидор.
Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.
Наши ребята продолжали наблюдать за растениями и заботится о них дома (приносили фото и рассказывали о своей работе).
Также осенью в нашей группе была организована фотовыставка «Вот какой богатый нынче урожай!». Цель этой фотовыставки – привлечение детей и родителей к природе, её разнообразию и необычности.
Очень большую роль в изучении природы играет наблюдение. Осенью мы с детьми знакомимся с признаками осени, учимся составлять рассказ об осени.
На прогулке дети уже нашли жёлтые листочки, рябину и даже насекомых, которые с наступлением осени стали передвигаться медленнее.
Зимой мы с детьми наблюдали за воробьями и за синичкой. Очень увлекательное занятие. Долго ждали, чтобы синичка села на кормушку, но нам удалось её сфотографировать только рядом с кормушкой.
А ещё на улице шёл пушистый снег. И мы ловили снежинки на варежки и рассматривали их.
Наряду со своими запланированными мероприятиями, мы с детьми принимаем участие во всех всероссийских мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации проекта.
20 сентября дети приняли участие во Всероссийском уроке «Эколята - молодые защитники природы» - «Чудо на подоконнике».
Цель урока-экологическое просвещение обучающихся, формирование ответ-ственного экологического поведения, повышение естественно научной грамотности.
В ходе урока дети посмотрели презентацию «Чудо на подоконнике», видеоролик «Чудесное превращение: от семечка до плода». Провели беседы на заданную тему. Научились самостоятельно сажать семена. Расширили представления о том, какие растения можно вырастить на подоконнике. Закрепили навыки ухода за растениями.
Выращивание растений – это удовольствие и несомненная польза, а кроме того, благотворное влияние на здоровье и настроение человека. Проведение таких мероприятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о растениях, формирует познавательный интерес к изучению окружающего мира.
28 сентября дети стали участниками Всероссийского урока «Эколята - моло-дые защитники природы» - «Самые-самые». В игровой форме дети узнали сколько весит слон, и зачем слону хобот; устроили парад чемпионов – выстроили в ряд по размеру животных-рекордсменов. Нашли белого медведя на снегу (соединили мишку по точкам). Даже поработали с линейкой, выясняя, чья шея длиннее. Мальчики и девочки сделали для себя много интересных открытий, удивлялись и восхищались размерами и возможностями разных представителей животного мира.
11октября мы с детьми попробовали свои силы в решении заданий «Олимпиады эколят» по экологии. Были вопросы и про растения, и про животных, и про природу в целом. Задания предлагались достаточно сложные, но все наши участники получили дипломы призёров.
12 ноября в нашей стране отмечается Синичкин день - экологический праздник, который появился по инициативе Союза охраны птиц России. В этот день жители разных населенных пунктов готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. В этот день люди развешивают кормушки и готовят для птиц полезную подкормку на зиму: семечки подсолнечника, тыквы, крупы и несолёное сало. На нашей группе был запущен проект «Синичкин день». Мы с детьми узнали, что это за праздник (это день встречи зимующих птиц, что за птица синичка, почему её так назвали, что она любит есть, где синички жили летом.
Также в ходе беседы мы выяснили-как мы можем помочь зимующим птицам- повесить кормушки! Итогом нашего занятия стала коллективная работа. Также изготовили синичек в технике пластилинография. К данному проекту приурочили экологическую акцию «Фестиваль кормушек», родители стали активными ее участниками. Все кормушки получились замечательные. А главное - сколько радости было у детей! На прогулке все кормушки мы с детьми повесили и насыпали в них корм. И сейчас дети следят за тем, чтобы кормушки всегда были наполнены. Мною были изготовлены дидактические игры по проекту : видоискатель «Зимующие птицы», игра «Покормите птиц», пазлы «Собери зимующую птицу». Мы с детьми участвовали во Всероссийской экологической выставке поделок "Синичкин день". В этой выставке приняли участие 5500 работ со всей страны - и мы среди этих участников.
Использование в работе с детьми пособия «Азбука природолюбия» (Зотова Т. В.) позволяет целенаправленно организовать детскую деятельность. Для практической работы по экологии в этом учебном году мы приобрели рабочие тетради «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А.
В целях повышения своего уровня знаний по теме, я являлась слушателем семинара-практикума по теме: «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста», который прошел 27 октября в АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей» - региональном ресурсном центре по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности – Экостанция в очном формате.
Стала участником Всероссийского экологического диктанта (диплом 3 степени). Прошла курсы повышения квалификации по теме «Активные методы обучения в дополнительном образовании (экология и краеведение).
Вывод: В результате работы по реализации проекта «Эколята - Дошколята» у детей повышается уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности. Впереди у нашего отряда «Эколята» еще много разнообразных интересных дел. Работа по проекту транслируется не только на стенде в приемной, материалы размещаются в группе ВКонтакте в социальных сетях.
Литература: 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2017 г
2. Парциальная программа «Юный эколог» система работы в средней группе детского сада (4-5 лет) С. Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016г.
3. Ознакомление с природой в детском саду Средняя группа О. А. Соломенникова. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016г.
4. Экологическое воспитание младших дошкольников С. Н. Николаева. Изда-тельство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва,2011.
5. Хрестоматия для чтения детям в детском саду (4-5 лет, Издательство МО-ЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016 г.
6. Е. Ульева «Порядок вокруг» Издательство: Феникс-Премьер, 2020 г.
7. Т. В Зотова «Азбука природолюбия», Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов "Природное наследие нации" и др. Москва, 2012г.
8. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», Детство - Пресс,2018г.
9. Источник интернет