Татьяна Корнева
Самоанализ НОД по поликультурному воспитанию «Народы России — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Мною было проведено занятие в старшей группе по познавательному развитию «Народы России – наши друзья». Программное содержание занятия полностью соответствовало возрасту воспитанников, было ориентировано на зону ближайшего развития детей. Начала занятие я с приветствия и стихотворения о «нашем общем доме», ребята сказали как называется наша страна - наш общий дом (Россия). Стихотворение сориентировало детей и они поняли, что речь на занятии пойдет о России и о национальностях, которые ее населяют. Мы проговорили как нужно относиться к людям другой национальности. Далее мной было предложено поиграть в словесную игру
Публикация «Самоанализ НОД по поликультурному воспитанию „Народы России — наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Самоанализ
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
«Я начну, а вы продолжите». Эта игра заинтересовала и активизировала ребят. Я начинала читать предложение, а они его логически заканчивали, например: «Наша страна очень…большая, огромная; В ней много…рек, людей, животных…и т. д.». Далее вопросом о названии людей, которые живут в России (россиянах, я подвела детей к тому, что есть еще и другие народы, а какие - мне ответили сами дети. В процессе беседы мы выяснили, что у каждого народа есть свой язык, традиции, история и костюм. Нашу беседу прервали гости-куклы в русских национальных костюмах. Мы с ними поздоровались на русском языке, обсудили во что они одеты, обсудили русские народные праздники, а в конце сыграли в русскую народную игру «Бубенцы». Далее по очереди нас посетили куклы – представители разных национальностей – из Узбекистана, Украины, Грузии. С каждым ребята поздоровались на языке гостя, обсудили его внешний вид-костюм. Далее ребята посмотрели фрагменты национальных танцев героев, с куклой из Грузии попробовали и станцевать, а с остальными поиграли в национальные игры. Приход кукол «подогрел» интерес к занятию, также нельзя умолчать и о мультимедийном сопровождении – просматривая фрагменты национальных танцев различных гостей занятия, ребята испытывали неподдельный интерес, ведь они погружались в национальную атмосферу приходящего гостя благодаря видеофрагменту с действительной Родины этих танцев.
Новым для детей на занятии было обсуждение костюмов кукол из Грузии, Украины, Узбекистана. Ребята сами проводили аналогии с русским костюмом, находили различия и сходства. Все отмечали красоту костюмов, их необычайность, непохожесть на других. Все вышеперечисленное обеспечивало приложение некоторых усилий и напряжение мысли ребенка на занятии.
Любой материал, направленный на обсуждение обычаев, истории, традиций народов других национальностей, имеет воспитательное воздействие. Во-первых – ребята погружаются в другу культуру, понимая, что она также самобытна интересна, как и родная и ничем своей не уступает.
Во-вторых –занятие проходит в доброжелательной, спокойной атмосфере, ребята взаимодействуют друг с другом- играют, объединяются ради достижения единой цели, это сближает их.
Гигиенические требования на занятии выполнялись, внешний вид детей, группы, оборудования был эстетичным, использовались такие наглядные пособия: карты, куклы в национальных костюмах.
Этапы занятий четко сменяли друг друга, они были логически последовательными и взаимосвязанными. На занятии применялись различные методы и приемы, такие как: наглядный, наглядно – слуховой, словесный,практический и др.
Каждый из методов и приемов оправдал свое применение. Благодаря использованию ИКТ средств занятие прошло наиболее полно, развернуто: детям удалось посмотреть видеофрагменты настоящих национальных танцев с красивыми движениями, подлинными национальными костюмами, прочувствовать национальный дух, который просматривается как в движениях танцоров, так и в их манере и подаче.
Регулярно задаваемые вопросы активизировали самостоятельное мышление детей.
Очень хорошим подспорьем в проведении занятия послужили подвижные национальные игры – они выполняли двоякую роль: знакомство с культурой народа и физкультминутка, которая помогала детям отдохнуть.
Объяснять материал я старалась доступно, последовательно и логично, эмоционально окрашивая слова, делая смысловые интонационные ударения в речи.
Поведение детей было замечательным, мы «уложились» в регламент занятия. Ребята были активны и одновременно дисциплинированы, четко и по делу отвечали на поставленные вопросы. Было видно, что национальная тема с разноликими гостями им была по душе! С огромным удовольствием воспитанники следили за каждым движением демонстрируемого им танца, кто-то пытался повторить особенно изящные и красивые, по их мнению, движения. Результатом занятия я довольна. Рефлексия показала, что ребята усвоили предложенный им материал. 7
2. Мною было проведено занятие в старшей группе по познавательному развитию «Домовёнок в гостях у ребят». Программное содержание занятия полностью соответствовало возрасту воспитанников. Начала занятие я со стишка-приветствия, который активизировал интерес детей к предстоящей деятельности, настроил их на рабочий лад, также создал дружелюбное настроение! Стихотворение сопровождалось показом простых движений. После этого ребят навестил домовой (кукла, которому они прочитали стишки. Все занятие домовой сопровождал детей, побуждал их выполнять определенные действия, придумывал детям задания. Приход сказочного героя всегда очень приветствуется детьми на занятии, «подогревает» их интерес к занятию.
Новым для детей на занятии было использование игры с кругами разного размера и цвета, характеризующими смысловую нагрузку таких понятий как «Россия»-самый большой круг, «Нижний Новгород»- круг поменьше, «Приокский район»-маленький круг. Было введено понятие «малая Родина». Ребята активно отвечали на вопрос о том, чем им нравится их район, обратили внимание на его сезонные осенние изменения. Обсудили названия деревьев, листьев, их цвет. Также ребята вспомнили названия улиц, на которых они живут, а потом весельчак домовой предложил станцевать с осенними листочками замечательный танец, который послужил моментом разрядки-переключения для детей с одного вида деятельности на другой. Все вышеперечисленное обеспечивало приложение некоторых усилий и напряжение мысли ребенка на занятии.
Материал, несомненно, имел воспитательное воздействие - дети вели себя дружелюбно друг к другу, пришли к выводу о том, что все листочки разные, но это не значит, что один красивый, а другой нет. Каждый листочек особенный, также и с людьми - внешне мы все разные, но главное дружить друг с другом, не обращая внимание на внешние различия, национальность, а всматриваясь в суть человеческой души и поведения.
Гигиенические требования на занятии выполнялись, внешний вид детей, группы, оборудования был эстетичным, использовались различные качественные наглядные пособия: карты, листочки, разноцветные круги, презентация.
Этапы занятий были последовательными и взаимосвязанными, применением различных методов и приемов: наглядного, наглядно – слухового, словесного и др.
Каждый из методов и приемов оправдывал свое применение: занятие невозможно без беседы, поощрения, наглядности, рассказов детей, вопросов детям, более интересно оно с применением ИКТ средств, показа презентаций и включения в занятия музыкальной динамической минутки.
Регулярно задаваемые вопросы активизировали самостоятельное мышление детей.
Определение смысловой нагрузки понятий и значения «России», Нижнего Новгорода», «Приокского района» помогло дать новый материал, с опорой на имеющиеся знания детей.
Объяснять материал я старалась доступно, последовательно и логично, эмоционально окрашивая слова, делая смысловые интонационные ударения в речи.
Индивидуальная работа с детьми на занятии проводилась, когда задавался вопрос детям о понятии «родного». С теми, кто затруднялся ответить на вопрос, я вела небольшую разъяснительную беседу, объясняя смысл задаваемого вопроса.
Поведение детей в ходе НОД было спокойным, ребята были заинтересованы, однако, мне следовало более динамично проводить занятие, чтобы внимание детей не терялось. Особенности поведения некоторых детей мне были не совсем известны, поэтому, если бы я обратила внимание на этот момент, возможно, занятие было бы проведено более успешно. Также тут следует отметить следующий момент – ребята не совсем знакомы со мной, с моими требованиями, они видели меня как стороннего наблюдателя на их занятиях, поэтому не сразу удалось собрать их внимание. Возможно, следовало бы включить в занятие изготовление аппликации, тем самым я разнообразила бы занятие, однако, могла бы не уложиться в регламент. Но, не смотря на вышеизложенные трудности, в целом я довольно тем как дети работали на занятии, по большинству детей было видно,что они заинтересованы, у них «горели глаза». Приятно работать с такими детьми!