Вера Щевьева
Опыт работы логопеда по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
За 2 года моей педагогической деятельности в должности учителя-логопеда разработан и апробирован комплекс коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной группы.
Цель моей работы – внедрение и корректировка разработанного комплекса мероприятий по предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.
Публикация «Опыт работы логопеда по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент от общего количества нарушений речи у обучающихся начальных классов. Казалось бы, незначительное недоразвитие речевых навыков, словарного запаса, грамматического строя речи может скорруктироваться в процессе обучения, но в большинстве случаев именно такое недоразвитие речевых навыков в дальнейшем приводит к затруднениям в овладении учащимися навыками грамоты на начальных этапах обучения, а на более поздних – к трудностям усвоения категорий родного языка.
По данным А. Н. Корнева [8], Р. И. Лалаевой [11], И. Н. Садовниковой [24]и др., распространенность специфических нарушений письма (дисграфии) у детей очень велика : от 10% до 30% и выше в младших классах общеобразовательной школы основного типа. Поэтому я считаю, что профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на современном этапе наиболее актуальна.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи аттестационной работы :
1. Выявить сформированность речевых и неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.
2. Подобрать и систематизировать методы коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.
3. Провести анализ результативности коррекционно-логопедической работы.
С учё том специфики поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:
1. Сбор и анализ анамнестических данных, беседы с воспитателями, наблюдения за детьми.
Сбор и анализ анамнестических данных и беседы с воспитателями, медиками в работе позволяют получить необходимую информацию о внутриутробном развитии ребёнка и родам, о раннем речевом развитии и перенесённых заболеваниях ребёнка.
Наблюдения за детьми в повседневной жизни показали, что у таких детей моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, моторная неловкость рук на занятиях по продуктивной деятельности, а также они с трудом владеют навыками самообслуживания.
2. Исследование сформированности речевых и неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной группы.
Для коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей дошкольной группы необходимо выявить уровень сформированности речевых и неречевых функций у данной категории детей. Для этого необходим комплекс специальных методик, позволяющих провести диагностическое обследование и дать характеристику выполнения заданий для каждого ребенка.
Исследование проводилось по следующим этапам:
I. Диагностика уровня сформированности речевых функций:
• изучение состояния артикуляционной моторики;
• изучение состояния дыхательной функции;
• изучение состояния голосовой функции;
• изучение состояния звуковой стороны речи;
• изучение уровня развития фонематического восприятия и звукового анализа слов;
• изучение словарного запаса;
• изучение грамматической стороны речи и уровня развития связной речи.
II. Диагностика уровня сформированности неречевых функций:
• выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания;
• выявление уровня развития мышления;
• изучение состояния мелкой моторики;
• изучение состояния графо-моторных навыков;
• изучение сформированности пространственных представлений.
По итогам проведённого обследования были получены результаты, которые позволяют оценить общий уровень речевой готовности детей логопедической группы к освоению письма. Уровень речевой готовности детей дошкольной группы к освоению письма). А также уровень сформированности неречевых функций. Уровень неречевой готовности у детей дошкольной группы).
3. Подбор методов коррекционной работы, разработка рекомендаций воспитателям.
При проведении изучения вероятных механизмов дисграфии у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной группы. Было выявлено, что у детей преимущественно не сформированы речевые механизмы письма: звукопроизношение, фонематическое восприятие, артикуляционная и мимическая моторика, дыхательные и голосовые функции, звуковой анализ слов, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Вместе с тем для этих детей характерен недостаточный уровень сформированности неречевых базовых функций: произвольность внимания, мышление, пространственные представления, мелкая моторика рук, графо-моторные навыки.
Таким образом, целью коррекционно-логопедической работы являлось формирование речевой готовности и развитие неречевых функций у детей дошкольной группы.
Были намечены направления коррекционно-логопедической работы логопеда :
I.Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
2. Выделение звука на фоне слога.
3. Выделение звука на фоне слова.
4. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.
5. Определение последовательности и количества звуков в слове.
6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.
II. Формирование произносительных навыков, звукопроизношение.
При постановке звуков осуществлялся индивидуальный подход. Прежде всего, опиралась на наиболее сохранные анализаторы (зрительный и слуховой) и постепенно у детей формировалось ощущение артикуляционных укладов. Постановка звуков у детей данной категории осуществлялась чаще смешанным способом. Автоматизация и дифференциация звуков проводилась по общепринятым в логопедии методам : в слогах, в словах, во фразе, в тексте.
III. Развитие лексики и словообразования.
Использовалась методика, разработанная О. Н. Лиманской Примерные игры и задания:
1. Развитие ассоциаций.
2. Классификация предметов по картинкам.
3. Объясни, чем отличаются предметы ( например: чашка и стакан, кофта и свитер и т. д.).
4. «Скажи наоборот» (подбор антонимов).
5. «Придумать слова, отвечающие на вопрос «как?», «кто?», «что делает?» и т. д.).
6. «Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
7. Уточнение значения слов – существительных (глаголов).
8. Образование слов с помощью суффиксов, обозначающих название лиц по признаку и их занятия («Кто учит детей?» – учитель, «Кто пишет книги?» – писатель).
IV. Развитие грамматического строя речи.
Были использованы следующие игры и задания:
1. «Что в магазине?» – на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).
2. «Убираем урожай.» – закрепление формы винительного падежа существительных).
3. «Что без чего?» – закрепление формы родительного падежа).
4. «Кому что дадим?» – закрепление формы дательного падежа существительных).
5. «Кто чем управляет?» – закрепление формы творительного падежа существительных).
6. «Сделай не ошибись.» – закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий). Детям даются следующие инструкции:
o Положи мяч от куклы. Куда ты положил мяч?
o Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик? И т. д.
Аналогичным образом проводятся игры на закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади; предложенных конструкций и т. д.
7. «Умная стрелка» – закрепление согласования существительных и глаголов в числе.
8. «Мой, моя, мое, мои» – закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.
9. «Какой это предмет?» – закрепление согласования прилагательных с существительными.
10. «Найди ошибку». Детям предлагается послушать предложение, определить правильно ли оно составлено, а если не правильно, то исправить его.
11. Составление предложений по опорным словам.
12. «Исправь ошибки» – работа над пониманием распространенных предложений.
13. Закончи предложение – закрепление структуры сложноподчиненного предложения.
V. Коррекция и развитие речевого дыхания.
1. Общие дыхательные упражнения:
• делать вдох через нос, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю;
• вдох и длительный выдох через нос;
• закрыть ноздри, сделать вдох через рот и произнести отдельные гласные.
2. Дифференциация ротового и носового выдоха:
• «футбол»;
• «лодочка».
3. Развитие речевого дыхания:
• проговаривание ряда слогов, слов разной длины, фраз.
VI. Развитие голоса.
1. Развитие силы голоса:
• удлинение произнесения звуков (у…у; о…о, ау);
• тихо-громко.
2. Развитие модуляции голоса по высоте:
• имитации (рычание волка и т. п.);
• «большие и маленькие»;
• повышение и понижение голоса при произнесении согласных, сочетаний из двух, трех звуков, слогов и т. д.
3. Преодоление носового оттенка голоса:
• глотание капелек воды;
• покашливание, похрапывание;
• произнесение звука на твердой атаке.
VII. Формирование просодической стороны речи.
1. Развитие восприятия ритма:
• прослушать серии простых, акцентированных ударов: ;
• определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
2. Развитие воспроизведения ритма:
• отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары;
• отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых (акцентированных) ударов;
• самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).
3. Работа над интонационной стороной речи:
• чтение стихов (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно);
• инсценировки сказок («Айболит», «Федорино горе», «Три медведя» и т. д.).
VIII. Развитие связной речи.
Для формирования связной речи использовала методики, разработанные Т. А. Ткаченко. В данной методике основное внимание уделяется использованию вспомогательных средств (наглядность, моделирование плана высказывания). Виды высказывания расположены в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана:
• пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
• составление рассказа по демонстрируемому действию; пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
• составление рассказа по серии сюжетных картинок;
• составление рассказа по серии сюжетных картинок;
• пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
• составление рассказа по одной сюжетной картинке;
• описание предметов и объектов;
• сравнение предметов и объектов.
IX. Развитие пространственной ориентации.
Ориентировка в пространстве по отношению к собеседнику (мысленный поворот на 180 градусов).
1. Ориентировка на листе бумаги в клетку.
2. Составление плана.
3. Знакомство с картой.
4. Определение пространственных отношений: левее, правее, выше, ниже, от, до, под, над.
5. Игры: «Куда спрятался мишка?», «Лабиринты», «Полянка».
X. Развитие графических представлений.
1. Соотнесение звука с его графическим изображением.
2. Узнавание буквы по силуэту.
3. Дорисовывание буквы.
4. Воспроизведение буквы и сочетание нескольких букв по памяти.
5. Печатание букв и слов по шаблону.
6. Дорисовывание незаконченных рисунков.
XI. Развитие мышления.
Задание 1. «Четвертый лишний».
На столе ряд картинок, в которых три-четыре картинки относятся к одной теме, а одна – лишняя. Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не походит к теме задания, и объяснить, почему она лишняя.
Задание 2. Ребенку предлагается сложить разрезанную на несколько частей двустороннюю картинку (например, на одной стороне нарисована лошадь, а на другой – корова).
Задание 3. Логопед показывает ребенку часть картинки, а тот должен угадать весь предмет, изображенный на ней.
XII. Развитие общей и мелкой моторики.
1. Работа с мозаикой, конструктором, пластилином, трафаретами, обводками по контуру.
2. Пальчиковые игры.
3. Рисование букв в воздухе правой, левой рукой. Игра «Отгадай, что я нарисовал?».
4. Развитие зрительно-моторной координации.
Рекомендации воспитателям.
1. Развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, восприятие и т. д.) и познавательные интересы детей, повышать познавательную активность.
2. Развивать общую моторику:
• на площадках;
• в режимных моментах;
• с помощью подвижных игр.
3. Развивать тонкую моторику:
• в продуктивной деятельности;
• с использованием пальчиковых игр;
• в режимных моментах;
• с использованием шнуровок, мозаики и т. д.
4. Формировать изобразительно-графические способности:
• штриховки по контуру;
• обводки;
• срисовывание геометрических фигур;
• дорисовывание незаконченных рисунков, букв;
• рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей;
• дорисовывание рисунков с недостающими деталями;
• воспроизведение фигур и нескольких фигур по памяти.
5. Развивать самостоятельность, активность, организованность, дисциплинированность, способности к творчеству.
Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по профилактике дисграфии должна носить дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта и психологические особенности ребенка. И осуществляться по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, графо-моторных навыков, по устранению нарушений устной речи. А также включать в себя дополнительное воздействие со стороны воспитателей и узких специалистов.