Лучший педагог года Итоги 2024

Опыт работы логопеда по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Вера Щевьева
Опыт работы логопеда по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

За 2 года моей педагогической деятельности в должности учителя-логопеда разработан и апробирован комплекс коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной группы.

Цель моей работы – внедрение и корректировка разработанного комплекса мероприятий по предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.

Темочки:

Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент от общего количества нарушений речи у обучающихся начальных классов. Казалось бы, незначительное недоразвитие речевых навыков, словарного запаса, грамматического строя речи может скорруктироваться в процессе обучения, но в большинстве случаев именно такое недоразвитие речевых навыков в дальнейшем приводит к затруднениям в овладении учащимися навыками грамоты на начальных этапах обучения, а на более поздних – к трудностям усвоения категорий родного языка.

По данным А. Н. Корнева [8], Р. И. Лалаевой [11], И. Н. Садовниковой [24]и др., распространенность специфических нарушений письма (дисграфии) у детей очень велика : от 10% до 30% и выше в младших классах общеобразовательной школы основного типа. Поэтому я считаю, что профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на современном этапе наиболее актуальна.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи аттестационной работы :

1. Выявить сформированность речевых и неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.

2. Подобрать и систематизировать методы коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.

3. Провести анализ результативности коррекционно-логопедической работы.

С учё том специфики поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:

1. Сбор и анализ анамнестических данных, беседы с воспитателями, наблюдения за детьми.

Сбор и анализ анамнестических данных и беседы с воспитателями, медиками в работе позволяют получить необходимую информацию о внутриутробном развитии ребёнка и родам, о раннем речевом развитии и перенесённых заболеваниях ребёнка.

Наблюдения за детьми в повседневной жизни показали, что у таких детей моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, моторная неловкость рук на занятиях по продуктивной деятельности, а также они с трудом владеют навыками самообслуживания.

2. Исследование сформированности речевых и неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной группы.

Для коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей дошкольной группы необходимо выявить уровень сформированности речевых и неречевых функций у данной категории детей. Для этого необходим комплекс специальных методик, позволяющих провести диагностическое обследование и дать характеристику выполнения заданий для каждого ребенка.

Исследование проводилось по следующим этапам:

I. Диагностика уровня сформированности речевых функций:

• изучение состояния артикуляционной моторики;

• изучение состояния дыхательной функции;

• изучение состояния голосовой функции;

• изучение состояния звуковой стороны речи;

• изучение уровня развития фонематического восприятия и звукового анализа слов;

• изучение словарного запаса;

• изучение грамматической стороны речи и уровня развития связной речи.

II. Диагностика уровня сформированности неречевых функций:

• выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания;

• выявление уровня развития мышления;

• изучение состояния мелкой моторики;

• изучение состояния графо-моторных навыков;

• изучение сформированности пространственных представлений.

По итогам проведённого обследования были получены результаты, которые позволяют оценить общий уровень речевой готовности детей логопедической группы к освоению письма. Уровень речевой готовности детей дошкольной группы к освоению письма). А также уровень сформированности неречевых функций. Уровень неречевой готовности у детей дошкольной группы).

3. Подбор методов коррекционной работы, разработка рекомендаций воспитателям.

При проведении изучения вероятных механизмов дисграфии у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной группы. Было выявлено, что у детей преимущественно не сформированы речевые механизмы письма: звукопроизношение, фонематическое восприятие, артикуляционная и мимическая моторика, дыхательные и голосовые функции, звуковой анализ слов, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Вместе с тем для этих детей характерен недостаточный уровень сформированности неречевых базовых функций: произвольность внимания, мышление, пространственные представления, мелкая моторика рук, графо-моторные навыки.

Таким образом, целью коррекционно-логопедической работы являлось формирование речевой готовности и развитие неречевых функций у детей дошкольной группы.

Были намечены направления коррекционно-логопедической работы логопеда :

I.Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога.

3. Выделение звука на фоне слова.

4. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

5. Определение последовательности и количества звуков в слове.

6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

II. Формирование произносительных навыков, звукопроизношение.

При постановке звуков осуществлялся индивидуальный подход. Прежде всего, опиралась на наиболее сохранные анализаторы (зрительный и слуховой) и постепенно у детей формировалось ощущение артикуляционных укладов. Постановка звуков у детей данной категории осуществлялась чаще смешанным способом. Автоматизация и дифференциация звуков проводилась по общепринятым в логопедии методам : в слогах, в словах, во фразе, в тексте.

III. Развитие лексики и словообразования.

Использовалась методика, разработанная О. Н. Лиманской Примерные игры и задания:

1. Развитие ассоциаций.

2. Классификация предметов по картинкам.

3. Объясни, чем отличаются предметы ( например: чашка и стакан, кофта и свитер и т. д.).

4. «Скажи наоборот» (подбор антонимов).

5. «Придумать слова, отвечающие на вопрос «как?», «кто?», «что делает?» и т. д.).

6. «Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

7. Уточнение значения слов – существительных (глаголов).

8. Образование слов с помощью суффиксов, обозначающих название лиц по признаку и их занятия («Кто учит детей – учитель, «Кто пишет книги?» – писатель).

IV. Развитие грамматического строя речи.

Были использованы следующие игры и задания:

1. «Что в магазине?» – на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

2. «Убираем урожай.» – закрепление формы винительного падежа существительных).

3. «Что без чего?» – закрепление формы родительного падежа).

4. «Кому что дадим?» – закрепление формы дательного падежа существительных).

5. «Кто чем управляет?» – закрепление формы творительного падежа существительных).

6. «Сделай не ошибись.» – закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий). Детям даются следующие инструкции:

o Положи мяч от куклы. Куда ты положил мяч?

o Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик? И т. д.

Аналогичным образом проводятся игры на закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади; предложенных конструкций и т. д.

7. «Умная стрелка» – закрепление согласования существительных и глаголов в числе.

8. «Мой, моя, мое, мои» – закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

9. «Какой это предмет?» – закрепление согласования прилагательных с существительными.

10. «Найди ошибку». Детям предлагается послушать предложение, определить правильно ли оно составлено, а если не правильно, то исправить его.

11. Составление предложений по опорным словам.

12. «Исправь ошибки»работа над пониманием распространенных предложений.

13. Закончи предложение – закрепление структуры сложноподчиненного предложения.

V. Коррекция и развитие речевого дыхания.

1. Общие дыхательные упражнения:

• делать вдох через нос, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю;

• вдох и длительный выдох через нос;

• закрыть ноздри, сделать вдох через рот и произнести отдельные гласные.

2. Дифференциация ротового и носового выдоха:

«футбол»;

«лодочка».

3. Развитие речевого дыхания:

• проговаривание ряда слогов, слов разной длины, фраз.

VI. Развитие голоса.

1. Развитие силы голоса:

• удлинение произнесения звуков (у…у; о…о, ау);

• тихо-громко.

2. Развитие модуляции голоса по высоте:

• имитации (рычание волка и т. п.);

«большие и маленькие»;

• повышение и понижение голоса при произнесении согласных, сочетаний из двух, трех звуков, слогов и т. д.

3. Преодоление носового оттенка голоса:

• глотание капелек воды;

• покашливание, похрапывание;

• произнесение звука на твердой атаке.

VII. Формирование просодической стороны речи.

1. Развитие восприятия ритма:

• прослушать серии простых, акцентированных ударов: ;

• определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

2. Развитие воспроизведения ритма:

• отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары;

• отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых (акцентированных) ударов;

• самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

3. Работа над интонационной стороной речи:

• чтение стихов (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно);

• инсценировки сказок («Айболит», «Федорино горе», «Три медведя» и т. д.).

VIII. Развитие связной речи.

Для формирования связной речи использовала методики, разработанные Т. А. Ткаченко. В данной методике основное внимание уделяется использованию вспомогательных средств (наглядность, моделирование плана высказывания). Виды высказывания расположены в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана:

• пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

• составление рассказа по демонстрируемому действию; пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

• составление рассказа по серии сюжетных картинок;

• составление рассказа по серии сюжетных картинок;

• пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

• составление рассказа по одной сюжетной картинке;

• описание предметов и объектов;

• сравнение предметов и объектов.

IX. Развитие пространственной ориентации.

Ориентировка в пространстве по отношению к собеседнику (мысленный поворот на 180 градусов).

1. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

2. Составление плана.

3. Знакомство с картой.

4. Определение пространственных отношений: левее, правее, выше, ниже, от, до, под, над.

5. Игры: «Куда спрятался мишка?», «Лабиринты», «Полянка».

X. Развитие графических представлений.

1. Соотнесение звука с его графическим изображением.

2. Узнавание буквы по силуэту.

3. Дорисовывание буквы.

4. Воспроизведение буквы и сочетание нескольких букв по памяти.

5. Печатание букв и слов по шаблону.

6. Дорисовывание незаконченных рисунков.

XI. Развитие мышления.

Задание 1. «Четвертый лишний».

На столе ряд картинок, в которых три-четыре картинки относятся к одной теме, а одна – лишняя. Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не походит к теме задания, и объяснить, почему она лишняя.

Задание 2. Ребенку предлагается сложить разрезанную на несколько частей двустороннюю картинку (например, на одной стороне нарисована лошадь, а на другой – корова).

Задание 3. Логопед показывает ребенку часть картинки, а тот должен угадать весь предмет, изображенный на ней.

XII. Развитие общей и мелкой моторики.

1. Работа с мозаикой, конструктором, пластилином, трафаретами, обводками по контуру.

2. Пальчиковые игры.

3. Рисование букв в воздухе правой, левой рукой. Игра «Отгадай, что я нарисовал?».

4. Развитие зрительно-моторной координации.

Рекомендации воспитателям.

1. Развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, восприятие и т. д.) и познавательные интересы детей, повышать познавательную активность.

2. Развивать общую моторику:

• на площадках;

• в режимных моментах;

• с помощью подвижных игр.

3. Развивать тонкую моторику:

• в продуктивной деятельности;

• с использованием пальчиковых игр;

• в режимных моментах;

• с использованием шнуровок, мозаики и т. д.

4. Формировать изобразительно-графические способности:

• штриховки по контуру;

• обводки;

• срисовывание геометрических фигур;

• дорисовывание незаконченных рисунков, букв;

• рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей;

• дорисовывание рисунков с недостающими деталями;

• воспроизведение фигур и нескольких фигур по памяти.

5. Развивать самостоятельность, активность, организованность, дисциплинированность, способности к творчеству.

Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по профилактике дисграфии должна носить дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта и психологические особенности ребенка. И осуществляться по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, графо-моторных навыков, по устранению нарушений устной речи. А также включать в себя дополнительное воздействие со стороны воспитателей и узких специалистов.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы логопеда по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 июля 2024 в 22:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы логопеда по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Щевьева (УИ 3450087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!

Объявлены результаты конкурса "Педагог года - 2024" на МААМ!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД