Папки-передвижки

Опыт работы логопеда по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Вера Щевьева
Опыт работы логопеда по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

За 2 года моей педагогической деятельности в должности учителя-логопеда разработан и апробирован комплекс коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной группы.

Цель моей работы – внедрение и корректировка разработанного комплекса мероприятий по предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.

Публикация «Опыт работы логопеда по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент от общего количества нарушений речи у обучающихся начальных классов. Казалось бы, незначительное недоразвитие речевых навыков, словарного запаса, грамматического строя речи может скорруктироваться в процессе обучения, но в большинстве случаев именно такое недоразвитие речевых навыков в дальнейшем приводит к затруднениям в овладении учащимися навыками грамоты на начальных этапах обучения, а на более поздних – к трудностям усвоения категорий родного языка.

По данным А. Н. Корнева [8], Р. И. Лалаевой [11], И. Н. Садовниковой [24]и др., распространенность специфических нарушений письма (дисграфии) у детей очень велика : от 10% до 30% и выше в младших классах общеобразовательной школы основного типа. Поэтому я считаю, что профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на современном этапе наиболее актуальна.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи аттестационной работы :

1. Выявить сформированность речевых и неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.

2. Подобрать и систематизировать методы коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.

3. Провести анализ результативности коррекционно-логопедической работы.

С учё том специфики поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:

1. Сбор и анализ анамнестических данных, беседы с воспитателями, наблюдения за детьми.

Сбор и анализ анамнестических данных и беседы с воспитателями, медиками в работе позволяют получить необходимую информацию о внутриутробном развитии ребёнка и родам, о раннем речевом развитии и перенесённых заболеваниях ребёнка.

Наблюдения за детьми в повседневной жизни показали, что у таких детей моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, моторная неловкость рук на занятиях по продуктивной деятельности, а также они с трудом владеют навыками самообслуживания.

2. Исследование сформированности речевых и неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной группы.

Для коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей дошкольной группы необходимо выявить уровень сформированности речевых и неречевых функций у данной категории детей. Для этого необходим комплекс специальных методик, позволяющих провести диагностическое обследование и дать характеристику выполнения заданий для каждого ребенка.

Исследование проводилось по следующим этапам:

I. Диагностика уровня сформированности речевых функций:

• изучение состояния артикуляционной моторики;

• изучение состояния дыхательной функции;

• изучение состояния голосовой функции;

• изучение состояния звуковой стороны речи;

• изучение уровня развития фонематического восприятия и звукового анализа слов;

• изучение словарного запаса;

• изучение грамматической стороны речи и уровня развития связной речи.

II. Диагностика уровня сформированности неречевых функций:

• выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания;

• выявление уровня развития мышления;

• изучение состояния мелкой моторики;

• изучение состояния графо-моторных навыков;

• изучение сформированности пространственных представлений.

По итогам проведённого обследования были получены результаты, которые позволяют оценить общий уровень речевой готовности детей логопедической группы к освоению письма. Уровень речевой готовности детей дошкольной группы к освоению письма). А также уровень сформированности неречевых функций. Уровень неречевой готовности у детей дошкольной группы).

3. Подбор методов коррекционной работы, разработка рекомендаций воспитателям.

При проведении изучения вероятных механизмов дисграфии у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной группы. Было выявлено, что у детей преимущественно не сформированы речевые механизмы письма: звукопроизношение, фонематическое восприятие, артикуляционная и мимическая моторика, дыхательные и голосовые функции, звуковой анализ слов, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Вместе с тем для этих детей характерен недостаточный уровень сформированности неречевых базовых функций: произвольность внимания, мышление, пространственные представления, мелкая моторика рук, графо-моторные навыки.

Таким образом, целью коррекционно-логопедической работы являлось формирование речевой готовности и развитие неречевых функций у детей дошкольной группы.

Были намечены направления коррекционно-логопедической работы логопеда :

I.Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога.

3. Выделение звука на фоне слова.

4. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

5. Определение последовательности и количества звуков в слове.

6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

II. Формирование произносительных навыков, звукопроизношение.

При постановке звуков осуществлялся индивидуальный подход. Прежде всего, опиралась на наиболее сохранные анализаторы (зрительный и слуховой) и постепенно у детей формировалось ощущение артикуляционных укладов. Постановка звуков у детей данной категории осуществлялась чаще смешанным способом. Автоматизация и дифференциация звуков проводилась по общепринятым в логопедии методам : в слогах, в словах, во фразе, в тексте.

III. Развитие лексики и словообразования.

Использовалась методика, разработанная О. Н. Лиманской Примерные игры и задания:

1. Развитие ассоциаций.

2. Классификация предметов по картинкам.

3. Объясни, чем отличаются предметы ( например: чашка и стакан, кофта и свитер и т. д.).

4. «Скажи наоборот» (подбор антонимов).

5. «Придумать слова, отвечающие на вопрос «как?», «кто?», «что делает?» и т. д.).

6. «Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

7. Уточнение значения слов – существительных (глаголов).

8. Образование слов с помощью суффиксов, обозначающих название лиц по признаку и их занятия («Кто учит детей – учитель, «Кто пишет книги?» – писатель).

IV. Развитие грамматического строя речи.

Были использованы следующие игры и задания:

1. «Что в магазине?» – на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

2. «Убираем урожай.» – закрепление формы винительного падежа существительных).

3. «Что без чего?» – закрепление формы родительного падежа).

4. «Кому что дадим?» – закрепление формы дательного падежа существительных).

5. «Кто чем управляет?» – закрепление формы творительного падежа существительных).

6. «Сделай не ошибись.» – закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий). Детям даются следующие инструкции:

o Положи мяч от куклы. Куда ты положил мяч?

o Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик? И т. д.

Аналогичным образом проводятся игры на закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади; предложенных конструкций и т. д.

7. «Умная стрелка» – закрепление согласования существительных и глаголов в числе.

8. «Мой, моя, мое, мои» – закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

9. «Какой это предмет?» – закрепление согласования прилагательных с существительными.

10. «Найди ошибку». Детям предлагается послушать предложение, определить правильно ли оно составлено, а если не правильно, то исправить его.

11. Составление предложений по опорным словам.

12. «Исправь ошибки»работа над пониманием распространенных предложений.

13. Закончи предложение – закрепление структуры сложноподчиненного предложения.

V. Коррекция и развитие речевого дыхания.

1. Общие дыхательные упражнения:

• делать вдох через нос, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю;

• вдох и длительный выдох через нос;

• закрыть ноздри, сделать вдох через рот и произнести отдельные гласные.

2. Дифференциация ротового и носового выдоха:

«футбол»;

«лодочка».

3. Развитие речевого дыхания:

• проговаривание ряда слогов, слов разной длины, фраз.

VI. Развитие голоса.

1. Развитие силы голоса:

• удлинение произнесения звуков (у…у; о…о, ау);

• тихо-громко.

2. Развитие модуляции голоса по высоте:

• имитации (рычание волка и т. п.);

«большие и маленькие»;

• повышение и понижение голоса при произнесении согласных, сочетаний из двух, трех звуков, слогов и т. д.

3. Преодоление носового оттенка голоса:

• глотание капелек воды;

• покашливание, похрапывание;

• произнесение звука на твердой атаке.

VII. Формирование просодической стороны речи.

1. Развитие восприятия ритма:

• прослушать серии простых, акцентированных ударов: ;

• определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

2. Развитие воспроизведения ритма:

• отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары;

• отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых (акцентированных) ударов;

• самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

3. Работа над интонационной стороной речи:

• чтение стихов (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно);

• инсценировки сказок («Айболит», «Федорино горе», «Три медведя» и т. д.).

VIII. Развитие связной речи.

Для формирования связной речи использовала методики, разработанные Т. А. Ткаченко. В данной методике основное внимание уделяется использованию вспомогательных средств (наглядность, моделирование плана высказывания). Виды высказывания расположены в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана:

• пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

• составление рассказа по демонстрируемому действию; пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

• составление рассказа по серии сюжетных картинок;

• составление рассказа по серии сюжетных картинок;

• пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

• составление рассказа по одной сюжетной картинке;

• описание предметов и объектов;

• сравнение предметов и объектов.

IX. Развитие пространственной ориентации.

Ориентировка в пространстве по отношению к собеседнику (мысленный поворот на 180 градусов).

1. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

2. Составление плана.

3. Знакомство с картой.

4. Определение пространственных отношений: левее, правее, выше, ниже, от, до, под, над.

5. Игры: «Куда спрятался мишка?», «Лабиринты», «Полянка».

X. Развитие графических представлений.

1. Соотнесение звука с его графическим изображением.

2. Узнавание буквы по силуэту.

3. Дорисовывание буквы.

4. Воспроизведение буквы и сочетание нескольких букв по памяти.

5. Печатание букв и слов по шаблону.

6. Дорисовывание незаконченных рисунков.

XI. Развитие мышления.

Задание 1. «Четвертый лишний».

На столе ряд картинок, в которых три-четыре картинки относятся к одной теме, а одна – лишняя. Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не походит к теме задания, и объяснить, почему она лишняя.

Задание 2. Ребенку предлагается сложить разрезанную на несколько частей двустороннюю картинку (например, на одной стороне нарисована лошадь, а на другой – корова).

Задание 3. Логопед показывает ребенку часть картинки, а тот должен угадать весь предмет, изображенный на ней.

XII. Развитие общей и мелкой моторики.

1. Работа с мозаикой, конструктором, пластилином, трафаретами, обводками по контуру.

2. Пальчиковые игры.

3. Рисование букв в воздухе правой, левой рукой. Игра «Отгадай, что я нарисовал?».

4. Развитие зрительно-моторной координации.

Рекомендации воспитателям.

1. Развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, восприятие и т. д.) и познавательные интересы детей, повышать познавательную активность.

2. Развивать общую моторику:

• на площадках;

• в режимных моментах;

• с помощью подвижных игр.

3. Развивать тонкую моторику:

• в продуктивной деятельности;

• с использованием пальчиковых игр;

• в режимных моментах;

• с использованием шнуровок, мозаики и т. д.

4. Формировать изобразительно-графические способности:

• штриховки по контуру;

• обводки;

• срисовывание геометрических фигур;

• дорисовывание незаконченных рисунков, букв;

• рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей;

• дорисовывание рисунков с недостающими деталями;

• воспроизведение фигур и нескольких фигур по памяти.

5. Развивать самостоятельность, активность, организованность, дисциплинированность, способности к творчеству.

Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по профилактике дисграфии должна носить дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта и психологические особенности ребенка. И осуществляться по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, графо-моторных навыков, по устранению нарушений устной речи. А также включать в себя дополнительное воздействие со стороны воспитателей и узких специалистов.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы логопеда по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 июля 2024 в 22:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы логопеда по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Щевьева (УИ 3450087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД